Опыт создания и применения информационных технологий в санаторно-курортных учреждениях
В последние годы во многих санаториях создаются отделы автоматизированных систем управления, объединившие в своем составе специалистов санатория, ранее обслуживавших кабельную телевизионную сеть санатория, радиоузел, телефонную станцию, локальную сеть санатория, оргтехнику и все компьютеры, находящиеся в здравнице. Данное решение обосновано тенденциями развития информационных технологий в настоящее время. На сегодняшний день во всем мире происходит переход от традиционной телефонии в IP-телефонию, аналогового телевидения – в IP-TV, и, следовательно, для принятия решений по комплексной информатизации здравницы необходимо учитывать интеграцию всех систем санатория в единое информационное пространство.
Основной целью применения ИТ-услуг в СКУ является внедрение в управленческий и лечебно-диагностический процесс отдыхающих новых информационных технологий, а также поддержание в работоспособном состоянии систем, созданных на их основе.
Одним из примеров автоматизации СКУ является комплексная автоматизированная система в сети санаториев г. Пятигорска (разработчик – ОКБ «Контур»). Она объединяет административно-хозяйственную и медицинскую подсистемы.
Система работает на базе локальной сети, соединяющей различные корпуса, и насчитывает более 50 рабочих мест. Данная сеть служит информационной магистралью для двух подсистем учреждения.
1) Административно-хозяйственная подсистема.
Подсистема выполнена на основе типового решения1С Предприятия. Для увеличения скорости работы подсистемы программа 1С Предприятие была установлена на терминальный сервер, а обращение к ней пользователей осуществляется посредством «тонких клиентов».
2) Медицинская подсистема Медицина-Сервис (электронная история болезни).
Подсистема выполнена по клиент-серверной технологии на основе систем электронного документооборота Lotus Notes и Domino. Программа «Медицина-Сервис» состоит из следующих баз данных, взаимосвязанных между собой:
· регистратура;
· электронная история болезни;
· структура ЛПУ;
· талонный отдел;
· аптека;
· справочники;
· настройка.
Программа полностью отражает медицинскую часть бизнес-процесса, протекающего в здравнице. На сегодняшний день программа позволяет формировать в автоматическом режиме следующие отчетные формы:
· Справка о количественном составе.
· Ежедневная справка.
· Журнал отъезда.
· Отчет по соцсоставу.
· Отчет по койко-дням.
· Отчет о возрастном составе отдыхающих.
· Движение контингента.
· Дополнительные сведения по типам путевок.
· Дополнительные сведения по контингентам выписанных больных.
· Дополнительные сведения по детям, проживающим в различных контролируемых территориях.
· Сведения о поступивших из контролируемых территорий.
· Сведения по использованию путевок.
· Сведения о недоездах по номерам неиспользованных путевок.
· Журнал использования бюджетных путевок.
· Планы распределения госбюджетных путевок по территориям («Отделение для лечения детей с родителями», «Ликвидаторы аварии на ЧАЭС»).
· Сводные акты рассылки путевок по территориям.
· Акты рассылки путевок по территориям.
· Журнал ведения больных врачами.
· Отчет по нозологии.
· Анкеты в паспортный стол.
· Журнал использования внебюджетных путевок.
· План-график заезда.
· Справка заезда.
Эти отчетные формы существенно экономят рабочее время для подготовки отчета по медицинской статистике. Локальная сеть санатория соединена с сетью Интернет по оптоволоконному кабелю, что позволяет передавать и принимать информацию на больших скоростях. Создан и поддерживается в актуальном состоянии сайт санатория. Совместно со службой безопасности прорабатываются вопросы по организации на основе существующей локальной сети системы видеонаблюдения. Со специалистами из отдела культуры планируется создание санаторного информационного телеканала. В перспективе – организация видео по запросу и выходом в сеть Интернет из номеров повышенной комфортности.
Еще одним примером автоматизированных систем управления медицинской частью здравниц является сетевой программный комплекс (СПК) «Здравница», который внедрен и успешно функционирует в санатории «Мыс Видный». СПК «Здравница» разработан ООО «Предприятие «Градиент» (в настоящее время – ООО «ИТМ»), которое длительное время занимается разработкой различных целевых компьютерных медицинских программ на курортах Сочи, Кавминвод и Крыма. В ходе работы система постоянно совершенствуется с учетом навыков врачей и требований текущего момента. Безбумажная технология внутреннего документооборота избавляет от рутины ( составления документов вручную, заполнения историй болезни и т. д.).
Оперативное и качественное предоставление услуг, начиная с приема, размещения и на протяжении всего пребывания в санатории, отсутствие «живых» очередей у диспетчера и у кабинетов создает благоприятный фон для лечения и отдыха пациентов. Очень непростые задачи планирования и диспетчеризации выполняет сам врач. Медицинская регистрация пациента сводится к назначению ему первичного приема лечащим врачом или приема дежурным медперсоналом, так как все его анкетные данные, сроки пребывания и т. д. уже введены в систему службой приема и размещения. На экране монитора лечащего врача, к которому назначен пациент, в графике его работы появится фамилия этого пациента с отметкой «первичный прием». Во время визита пациента врач просто отмечает нужную ему фамилию, и на экране появляется титульный лист истории болезни.
Далее в процессе беседы и осмотра пациента врач заполняет разделы истории болезни, представленные на экране монитора в структурированном виде (по шаблонам). Лечащему врачу при назначении пациенту тех или иных видов обследования, консультаций, лечебных процедур достаточно выбрать из многоуровневого справочника интересующий объект, допустим – конкретную физиотерапевтическую процедуру. На экране его монитора появится график работы данного процедурного кабинета на весь период пребывания пациента в санатории. В этом графике отображается время, уже занятое отпуском процедур другим пациентам, и свободное время по каждому дню. Здесь же отображается дополнительная, но очень нужная информация. Если процедурный кабинет или медоборудование рассчитаны на одновременный отпуск процедур нескольким пациентам, то отображается, сколько мест уже занято в конкретное время и сколько свободно. Если это необходимо – цветом отображается половая принадлежность тех, кому эти процедуры в это время уже назначены. Врачу предлагается выбрать одну из общепринятых методик отпуска процедуры. При необходимости врач может внести в нее свою коррекцию или свои комментарии для процедурной медсестры. Если методика отпуска выбранной процедуры носит циклический характер, врачу достаточно «включить» функцию автозаполнения и отметить только время приема первой процедуры, дальнейший график система составит сама с учетом методики отпуска, совместимости и последовательности приема назначенной процедуры с другими, назначенными пациенту ранее. Таким же образом врач производит остальные назначения согласно составленному им плану обследований и лечения. В процессе лечения врач может вносить необходимые коррективы.
Пациенту выдается на руки автоматически сформированный лист назначений, в котором по каждому дню его пребывания в санатории приведен перечень процедур, обследований, консультаций, указываются время, местоположение, номера кабинетов и указания больному, как готовиться к лабораторным исследованиям, процедурам.
По совокупности медицинских назначений всех лечащих врачей автоматически формируются ежедневные планы работы процедурных кабинетов, лабораторий, диагностических кабинетов, узких специалистов и всего задействованного в лечебном процессе медперсонала. Эти планы появляются у врачебного персонала на экранах мониторов в виде списка пациентов, назначенных в этот день на консультации, обследования с указанием времени назначения. Для процедурных медсестер, рабочие места которых не оснащены компьютерами, такие планы печатаются на бумаге. Здесь же имеется вся информация о методике отпуска назначенной процедуры и комментарии к ней лечащего врача или узкого специалиста.
Предварительный диагноз, как и все последующие, выбирается из имеющихся в системе справочников МКБ-10, при этом есть возможность дополнить его клиническим диагнозом. Заслуживает внимания также информационно-управляющая система медицинского назначения в санатории «Красные камни» (г. Кисловодск). Система построена на базе методов системного анализа, включая исследование и моделирование функционирования санаторно-курортных учреждений.
Обобщая опыт разработки ПО для учреждений медицинского назначения, можно сказать следующее: предлагаемый специалистами метод разработки информационного обеспечения медицинских учреждений отличается тем, что на основе структурирования цели определяются этапы разработки информационного обеспечения, совокупность инструментальных средств информационных структур, а также выполняется разработка алгоритмов функционирования информационных структур медицинских учредений.
Информационная структура программного обеспечения СКУ представляет собой комплекс аппаратно-программных средств, реализующих мультикомпонентную информационную среду, обеспечивающую управление процессами объекта в режиме реального времени при транзакционной обработке данных. При разработке информационно-управляющей системы учитывалась также организационная структура и структура документооборота.
Задача формализации обслуживания пациента сводится к составлению бизнес-правил для каждого медицинского учреждения и унифицированной структуры данных, которая будет соответствовать особенностям всех медицинских учреждений.
Следующим шагом на пути информатизации СКУ является разработка и создание многопользовательских медицинских систем, решающих большое количество задач и имеющих модульную архитектуру.
Основные модули таких медицинских информационных систем (ИМС):
1) частные (информационные системы для обслуживания медицинского оборудования);
2) общие (глобальные многопользовательские медицинские информационные системы), включающие модули:
- электронной истории болезни;
- поддержки принятия клинических решений;
- оценки эффективности качества лечения;
- медицинской статистики.
Поддержка принятия клинических решений может быть реализована как на примитивном уровне, так и в виде сложных алгоритмов. В первом случае это может быть дополнительная информация для пользователей о лечебно-диагностическом процессе, клинических анализах, ситуационных решениях, шаблонах и стандартах лечения, возникающих по ходу лечения, критических и срочных оповещениях о выявленных отклонениях и дальнейшей тактике. В более сложном варианте алгоритмы будут иметь под собой достаточно репрезентативную базу, достоверно выявленные подходы и тактику использования того или иного лечения либо дополнительного обследования.
Использование модуля объективной оценки эффективности качества лечения позволит в автоматическом режиме на основании клинических данных судить о результатах (как очевидных, так и касающихся степени выраженности отдельных симптомов, соматического или психического статуса в целом до лечения и после).
С внедрением статистического модуля в медицинские информационные системы появляется возможность использования, создания наглядных, графических отчетов деятельности СКУ за любой интервал времени, анализа и сравнения динамики.
Отдельным блоком в информатизации СКУ стоят приложения, выполняющие бухгалтерские, складские, административные и другие функции. Как правило, помимо широко распространенных бухгалтерских систем, сюда могут входить АРМ «Склад», «Аптека» и др.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний
1. Охарактеризуйте роль и применение ИТ в сфере восстановительной медицины.
2. Сформулируйте основные направления использования информационных технологий в медицине.
3. Назовите проблемы внедрения информационных технологий в медицинских учреждениях.
4. Перечислите основные задачи информационных систем санаторно-курортных учреждений.
5. Каковы основные требования к автоматизированной информационной системе санаторно-курортного учреждения?
6. Какие процессы должны быть автоматизированы посредством информационных систем для лечебно-диагностической деятельности?
7. Перечислите типы ИТ в сфере восстановительной медицины.
8. Дайте характеристику структуры санаторно-курортного учреждения как объекта автоматизации.
9. Назовите проблемы разработки программного обеспечения для деятельности санаторно-курортного учреждения.
10. Опишите информационные технологии в управлении санаторно-курортным учреждением.
11. Приведите примеры систем автоматизации деятельности санаториев.
12. Назовите основные этапы планирования и возможности реализации основных видов ИТ-услуг.
13. Какие ИТ используются в процессе автоматизации приема и размещения пациентов?
14. Какие виды ИТ используются в процессе организации питания в системе управления санаторно-курортного учреждения?
15. Назовите основные факторы информационного обеспечения лечебного процесса СКУ.
16. В чем проявляется процесс организационного управления лечебным процессом?
17. Сформулируйте назначение, преимущества и проблемы использования электронной история болезни.
18. Опишите применение ИТ для оценки эффективности проведенного лечения.
Практические задания
1. Используя CASE-средство (например, Erwin), спроектируйте схему реляционной базы данных для СКУ, содержащую следующую информацию: данные о номерном фонде (код номера, тип номера, этаж, описание номера, состояние номера – свободен, занят); данные о клиенте (код, ФИО, адрес, дата рождения, назначенные процедуры); данные о процедурах (виды, стоимость, периодичность); данные о заезде/выезде клиентов (код клиента, дата заселения, дополнительные услуги, которыми воспользовался клиент) и др.
2. Реализуйте разработанную схему реляционной базы данных для СКУ средствами СУБД Access. Создайте форму для ввода данных о новом клиенте, в которой обеспечьте: вывод списка свободных номеров; списка имеющихся процедур; ввод данных о клиенте (формирование электронной истории болезни). Создайте форму для поиска информации о клиенте по фамилии (в каком номере проживает, принимаемые процедуры, занятость по датам).
3. Разбившись на мини-группы (по 2–3 человека), подготовьте сайты-витрины для различных санаториев. Рекомендуемые разделы сайта: общая информация об учреждении здравоохранения; сведения об услугах оздоровления; сведения о проживании; организация питания; организация досуга; дополнительные услуги. Все сформированные разделы должны быть объединены в рамках корпоративного сайта-витрины единой системой навигации.
4. Сравните функциональные возможности выбранных для анализа 4–6 сайтов отечественных и зарубежных санаторно-курортных учреждений, используя один из пакетов СППР.
5. Разработайте рекламный ролик о деятельности учреждения сферы здравоохранения средствами одного из пакетов создания динамических презентаций. Для наполнения презентации используйте информационные ресурсы о деятельности конкретного СКУ.
6. Разбившись на мини-группы (по 2–3 человека), разработайте ГИС-проект, содержащий цифровую карту санаторно-курортных учреждений заданных преподавателем регионов Беларуси (областей или районов) средствами одной из настольных геоинформационных систем. К обозначенным на карте пространственным объектам привяжите атрибутивную информацию о СКУ, например: лечебные услуги, организация питания, досуг, номерной фонд, стоимость и др. Выполните визуализацию каждого объекта в виде фотографий, схем, диаграмм, видеороликов по основным направлениям деятельности СКУ.
7. Средствами настольной ГИС опишите рекреационный потенциал территории, на которой расположено одно из рассмотренных оздоровительных учреждений. Для этого дополните разработанный ГИС-проект соответствующими тематическими слоями: климат региона, источники минеральных вод, особенности ландшафта и др.
8. Постройте модель финансово-экономической деятельности СКУ средствами одной из систем аналитического моделирования (например, Project Expert, Business Studio, Spider Project). Постройте бизнес-план и выполните его финансово-стоимостной анализ.
9. Определите структуру внутреннего документооборота подразделений выбранного СКУ и представьте ее в виде информационной модели. Приведите примеры документов, циркулирующих в информационных потоках. В одной из систем электронного документооборота (например, Directum, Docs Vision, Босс-референт, ДЕЛО и др.) продемонстрируйте создание, редактирование и передачу конкретных электронных документов.
ЛИТЕРАТУРА
Божко, В.П. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб.-метод. комплекс / В.П. Божко, Д.В. Власов, М.С. Гаспариан. М., 2008.
Быкова, О.Н. Формирование стратегии инновационного развития санаторно-курортного и туристского комплекса (на примере города-курорта Сочи) : автореф. дис. … д-ра экон. наук О.Н. Быкова. М., 2009.
Ветитнев, A.M. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме / А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, Вл.В. Коваленко. М., 2010.
Ветитнев, A.M. Лечебный туризм / А.М. Ветитнев, A.C. Кусков. М., 2010.
Гребенькова, Я.В. Инновации в гостиничном бизнесе / Я.В. Гребенькова // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10. Ч. 2.
Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов : учеб. пособие /Н.И. Кабушкин. М., 2013.
Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника : учеб. / М.А. Морозов. 7-е изд. М., 2009.
Печерица, Е.В. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе: моногр. / Е.В. Печерица, М.И. Шевченко ; Санкт-Петерб. гос.ун-т сервиса и экономики. СПб., 2013.
Сосновский, О.А. Информационные технологии в туризме : учеб.-практ. пособие / О.А. Сосновский, А.А. Федорович. Минск, 2008.
Тарасенок, А.И. Маркетинг туристических дестинаций : учеб.-практ. пособие / А.И. Тарасенок. Минск, 2011.
Траскевич, А.Г. Современные тенденции развития санаторно-курортного хозяйства Беларуси / А.Г. Траскевич // Туризм и региональное развитие : сб. науч. ст. Вып. 5. Смоленск, 2008.
Система бронирования Sabre [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://ria.ru/spravka/20130806/954569797.html. Дата доступа : 28.02.2014.
Все о туризме. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://tourlib.net. Дата доступа : 28.02.2014.
Туристический бизнес [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://uspeh4u.com/view_ideasbiz2.php?id=51. Дата доступа : 28.02.2014.
Все о ГИС и их применении [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://gistechnik.ru/home.html. Дата доступа : 28.02.2014.
Турфирмы Минска, туроператоры Беларуси, адреса и сайты туристических агентств Минска [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://Traveling.by.htm traveling.by/agencies. Дата доступа : 28.02.2014.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОПИСАНИЕ КУРСА...................................................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 10
Глава 1. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА. ..................................................................................................... 12
1.1. Место информационных технологий в структуре индустрии туризма. ...................................................................................................... 12
1.2. Классификация информационных систем в туризме....................... 14
1.3. Автоматизация работы в туристическом бизнесе............................ 19
1.4. Геоинформационные системы в туризме.......................................... 22
1.5. Управление проектами в туризме...................................................... 24
1.6. Продвижение туристических услуг................................................... 25
Вопросы и задания для самоконтроля знаний......................................... 29
Практические задания............................................................................... 30
Глава 2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ БРОНИРОВАНИЯ ................... 32
2.1. Виды компьютерных систем бронирования..................................... 32
2.2. Глобальные системы бронирования.................................................. 35
2.3. Неприсоединительные системы бронирования................................ 40
Вопросы и задания для самоконтроля знаний......................................... 42
Практические задания............................................................................... 42
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСТИНИЦ И РЕСТОРАНОВ .................................................................... 43
3.1. Структура информационной системы в гостиничном бизнесе ....... 43
3.2. Инновации в гостиничном бизнесе................................................... 47
3.3. Информационные системы управления в ресторанном бизнесе..... 50
3.4. Системы автоматизации отдельных операций
в ресторанном бизнесе.............................................................................. 52
Вопросы и задания для самоконтроля знаний......................................... 55
Практические задания............................................................................... 56
Глава 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В
САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ДЕЛЕ............................................................ 58
4.1. Информационные технологии в развитии восстановительной
медицины................................................................................................... 58
4.2. Информационные технологии в управлении
санаторно-курортными учреждениями.................................................... 62
4.3. Электронная история болезни........................................................... 67
4.4. Опыт создания и применения информационных технологий
в санаторно-курортных учреждениях...................................................... 69
Вопросы и задания для самоконтроля знаний......................................... 74
Практические задания............................................................................... 75
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 77