Чтобы совершить полет в волновом потоке, необходимо
знать следующие условия его образования:
Как выглядит поверхность:
- подветренная часть препятствий должна быть отвесной
- гора должна быть относительно гладкой
- горный хребет должен быть достаточ но длинным
- горный хребет должен быть макси мально расположен поперек ветра
- По ходу волнового потока, должно быть резонансное препятствие
Какая должна быть погода:
- стабильные погодные условия, тер мическая турбулентность разрушает волновой поток.
- скорость ветра не менее 30км/ч
- направление ветра до верхней грани цы стабильного слоя воздуха должно быть примерно одинаковым.
- скорость ветра должна возрастать с увеличением высоты
Рис. 3.24 Волновые потоки в летном месте Браунек (Brauneck). Маленький прилегающий холм сле ва на картинке является триггером. Волновые потоки образуются недалеко от стоянки автомоби лей, если дует южный ветер (слева) со скоростью примерно 25-30км/ч, и атмосфера стабильна.
Чемпион Европы Кристиан Мауэр (Chrigel (Christian) Maurer) летом 2004 года пролетел небольшой маршрут в вол новом потоке. Дополнительную инфор мацию об этом полете можно посмотреть на сайте www.shv-fsvl.ch В архиве. Впе чатляющее чтиво! Его скорость относи тельно земли превышала 100км/ч.
Из личного опыта:
Однажды я попал в интересную ситуа цию на своей горе Браунек (Brauneck). Все условия со страницы 73 были соб людены. На посадке дул порывистый южный ветер со скоростью 30км/ч. Прилегающий холм, который был при чиной образования волнового пото ка, был высотой 150 м. На расстоянии 400-800 метров от холма образовался волновой поток, в котором летали пи лоты на высоте от 100 до 300 метров. Максимальный подъем составлял при мерно 1м/с. Воздух в волновом потоке был очень спокойный, а в зоне посадки была слабая турбулентность.
Если инверсия, которая останавлива ет поток, находится на большой высоте, то воздух должен быть очень сухой, так как в противном случае образовались бы кучевые облака.
Из личного опыта:
Самый лучший свой маршрут я проле тел в день голубых термиков. Широкие и спокойные потоки с постоянной ско роподъемностью 5 м/с. Никакой опас ности образования грозы, никаких за тенений. Было просто супер! Я мог все время лететь долиной, т.к. там сходили потоки в сторону гор.
В действительности, достаточно слож но искать потоки, когда нет облаков. К тому же, сложно определять снос пото ка, когда набираешь высоту. Пилот лета ет, ориентируясь на границы схода пото ка, или использует другую информацию, например, следит за другими пилотами, птицами, пыльцой и т.п., которые подни маются вверх. Голубой термик ничем не
Голубые термики
Голубые термики - потоки, которые не образуют облаков.
Голубые термики образуются при очень сухом воздухе. Поток поднима ется вверх, охлаждается и останавли вается на уровне инверсии, не достигая точки росы. Точка росы - это уровень, на котором влага, содержащаяся в воз духе, начинает конденсироваться.
Рис. 3.25 Голубые термики в Австралии. По токи, образующие облака, находятся на рас стоянии примерно 100 километров.
отличается термика, который формиру ет облако. Он также может быть узким или широким, сильным или слабым.
Замечание:
В некоторых летных местах очень без людно. Например, мои друзья в Австра лии всегда летают только вдоль трасс или недалеко от них.
Замечание:
Надеяться на спокойную погоду только потому, что небо безоблачно - великое заблуждение.
Обратимый поток
Обратимый поток - это самое луч шее, что пилот может найти в потоке. Это своеобразная смесь потока и кон вергенции. На теневой стороне долины воздух охлаждается и стекает с горы вниз (см. рис. 1.6). Это происходит, как правило, вечером на восточных склонах. Этот воздух, стекающий с горы, подте кает под теплый воздух в центре долины и срывает его с земли. Это одна сторона образования обратимого потока.
С еще освещенных гор, с вершин схо дят последние потоки, но ниже границы тени склон и воздух холодные, и воздух начинает стекать вниз. Это течение и стекающий с теневой стороны долины воздух встречаются в долине.
Что же должен делать воздух? Он не может опускаться под землю, и ему остается только подниматься вверх в
долине. Сначала ближе к освещенной части, затем к центру долины. Теперь обратимый поток образуется на гра нице столкновения двух холодных воз душных течений. Восходящие потоки не очень сильные, но очень спокойные и широкие. Пилот, который попал в обра тимый поток, может летать очень долго, спокойно бросив клеванты. Не нужно лететь к горе, нужно целеустремленно
Рис. 3.26 Скоро образуется обратимый по ток. На вечерних западных склонах еще об разуются потоки, а восточные склоны уже в тени, с них воздух стекает вниз.
двигаться к центру долины. Чем выше прилегающие горы, тем с большей ве роятностью можно найти обратимый поток. Иногда эти потоки можно заме тить по облакам, обычно по клочкам облаков, которые образуются вечером над долиной. При помощи обратимых потоков можно пролететь много кило метров. Иногда можно наблюдать об разование обратимых потоков до са мой ночи.
Замечание:
Обратимые потоки бывают также на море. Я однажды встретил их в Монако. Воздух, стекающий с горы, выталкивал более теплый (над теплой водой) воз дух, недалеко от пляжа. Мне тогда еще полчаса удалось полетать. Это было действительно невообразимо!
Рис. 3.27 Начало образования обратимого по тока. Холодный воздух стекает с обеих сторон в долину. Там потоки воздуха встречаются, и воздух начинает медленно подниматься вверх.
Это заметил пилот дельтаплана и теперь летит на большой высоте в середину долины.
Рис. 3.28 Обратимый поток весной, долина Изарталь (Isartal), Бавария (Германия). Об лачность говорит об образовании обратимого потока внизу.
Рис. 3.30 Последние следы обратимого пото ка в центре долины. Эти маленькие клочки об лаков показывают слабые восходящие потоки.
Рис. 3.29 Обратимые потоки могут встре чаться и в дни голубых термиков. Чем выше окружающие горы, тем больше вероятность образования обратимых потоков.