Современные СМИ Франции

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты "Пари суар" ("Парижский вечер") - крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в !939 г. составлял ????? 7,6 млн. экз. В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные "Тан", "Экю де Пари", "Пети" паризьен", "Матсн") пошло на сотрудничество с захватчиками ("оккупационная пресса"); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов "Юманите" (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения ( 1944-1946) ознаменовал ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены. Однако с началом "холодной войны" (1946) роль прессы левого толка снижается. Идет процесс концентрации прессы и реставрации власти монополий, в частности, и на информационном рынке. Монополизация охватила не только систему информации, но и производство бумаги и типографского оборудования, систему распространения печати. Перестали выходить ряд газет ("Франс либр", "Резистанс" и "Пэи-Матсн"), упали тиражи столичных и провинциальных газет. Из новых газет послевоенного времени, выжила лишь одна - созданная в I960 г. "Котидьен де Пари" ("Парижская ежедневная газета"). В эти годы главными духовно-идеологическими и политическими изданиями были несколько изданий: "Фигаро", "Франс суар" ("Французский вечер"), "Парнзьен либере" ("Освобожденный парижанин"), "Орор" ("Утренняя заря"), "Пари жур" ("Парижский день") - правые газеты, право- и левоцентристские "Монд" ("Мир"), "Комба" ("Бой), "Круа" ("Крест"); левые - "Юманите", "Попилер" ("Народная"), "Либерасьон" ("Освобождение", выходила до !964 г.). До i953 г. коммунисты издавали даже свою вечернюю парижскую газету "Се суар" ("Сегодня вечером") и рядом еженедельников.

Во времена IV Республики (1946-1958) издавалось также немало журналов: правые еженедельники "Аспэ де ля Франс" ("Аспекты Франции", "Ривароль", "Каррсфур" ("Перекресток"); левые издания "Тан модерн" ("Нынешние времена"), "Франс обсерватэр" ("Французский обозреватель"), еженедельник "Экспресс". Возникла так называемая "пресса сердца". Были популярны литературные периодические издания "Эспри" ("Дух"), "Петр франсез" ("Французская литература"), "Ревю дс Пари" ("Французское обозрение") и другие. В 1970-е гг. возникли несколько новых газет - новая "Либерасьон", "Матсн де Пари" (1977-! 988). В !976 г. впервые на первое место по распространению вышла провинциальная пресса. В 1980 г. в десятку наиболее читаемых газет вошли 4 парижских и 6 провинциальных. С этого времени наблюдается постоянное сокращение тиражей столичных газет.

Серьезную конкуренцию многим изданиям составили появившиеся в последние десятилетия многочисленные бесплатные газеты, содержащие как журналистские материалы, информацию агенств, так и рекламу, особенно в области трудоустройства.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение - ! 50 тыс., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона - от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 парижских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 - молодежной; 7889 -технической и профессиональной периодики;, спортивная, научная, "эротическая" и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, "Пари матч");

- печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

Французская печать находится под контролем нескольких монополистических групп:

Группа АШЕТТ. Основана в 1826 г. Луи Ашеттом, занимает 5-е место среди картелей СМИ западного мира. Кроме журналов, является лидером в издании книгоиздания, имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США.

Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет ("Франс суар", "Фигаро") и другой периодики - 30% ежедневного национального тиража и 20% - провинциальных. Это противоречит французскому законодательству (один человек может контролировать не более 30% распространения на территории Франции ежедневных газет общей и политической направленности). Издает три газеты в Бельгии, имеет типографии в ряде крупных городов Франции.

ПРЭСС ДЕ ЛА СИТЭ издает 9 иллюстрированных журналов, детские периодические издания, занимается книгоизданием.

СЭП-Коммюникасьон выпускает 60 периодических изданий, в том числе экономического и профессонального направления, а также прессу по информатике и для досуга.

Группа ЭКСПАНСЬОН издает 50 изданий экономического профиля. Имеет связи с американским капиталом.

- БАЙАР-ПРЕСС (основана в 1873 г.) занимается выпуском католической прессы.

- ПЛЮРИКОММЮИИКАСЬОН - общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы - парижской и провинциальной, в частности столичной "Монд".

СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ДЕ ЛА ПРЕСС занимается изданием экономической документации.

Есть и другие - ПРУВО, АМОРИ, ФИЛИППАЧИ, ДЮПЭЙ.

Над частью прессы держит контроль крупнейшее агснство рекламы ГАВАС.

Распространением парижской прессы во Франции ведает НУВЕЛЬ МЕССАЖЕРИ ДЕ ЛА ПРЕСС ПАРИЗЬЕН. Провинциальную прессу распространяют небольшие кооперативы.

Французская пресса активно сотрудничает с корпорациями других стран в области СМИ. Это и совместные издание, и взаимопроникновение капиталов в информационные компании.

Радиовещание, существовавшее до Второй мировой войны на частной основе, в 1944 г. было национализировано. Его работу, а также деятельность ТВ (ОРТФ) регламентируется законодательством. Будучи государственной собственностью, французское телевидение и радио до 1974 г. было подчинено Управлению по радиовещанию и телевидению Франции , находящемуся в подчинении министерства информации и финансов. В 1974 г. была проведена реформа сфере аудиовизуальных СМИ. ОРТФ было распущено. На смену созданы 7 самостоятельных организации – три канала ТВ, радиокомпания, общество ТВ-производства, государственное предприятие по распространению телспродукции и Институт аудиовизуальных средств.

В 1982 г. была предпринята новая реформа и принят новый закон о радио и телевидении, который гарантировал свободу аудиовизуальной коммуникации, подтвердил право граждан на свободную плюралистскую коммуникацию, что обеспечивается условиями функционирования радиовещания и телевидения как общественных служб. Высшим контролирующим органом стал высший орган аудиовизуальной коммуникации.

Законодательство о свободе коммуникаций и о концентрации СМИ 1986 г. ограничило выдачу разрешений на вещание одному человеку, если тот сможет охватить принадлежащим ему кабельным ТВ более 30 млн. чел. или эфирным 4 млн. чел. Одному человеку запрещалось контролировать более 25% капитала группы, имеющей разрешение на национальную программу эфирного телевидения. Вводил и другие ограничения прав собственности в этой сфере. Французское радиовещание имеет государственные программы, периферические радиостанции (50) и сложившуюся в 80-е г. систему частных местных радиостанций.

Есть государственное французское международное радио, ведущее передачи на 17 языках.

Помимо государственного ТВ создаются частные телестанции. В 1985 г. в стране было выдано 1268 разрешений на создание частных радиостанций, с 1984 г. им было разрешено передавать рекламу. Почти все крупные региональные газеты имеют свои радиостанции.

Регулярное телевещание было начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 - третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения - "5" (информационные передачи) и М-6 (молодежные).

Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанция.Таким образом сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

****“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером.

Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.

“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)

Наши рекомендации