Теоретический материал к самостоятельной работе «Организация закрепления фонетико-орфографического материала»
К фонетико-орфографическому материалу относим тот лингвистический материал, который включает в себя орфографическое написание слов, основанное на знании фонетических явлений языка. Например, правописание парных звонких - глухих согласных в корне слова (мороз, дорожка).
Грамматико-орфографический материал основывается на орфографически правильном написании различных частей речи. Например, правописание мягкого знака у существительных м. и ж. рода, которые оканчиваются на шипящий (рожь, луч).
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Орфографические упражнения можно объединить в несколько типов: орфографический разбор, списывание, диктант, свободное письмо.
I. Суть орфографического разбора заключается:
1) в опознании орфограмм в словах (анализ),
2) в характеристике (объяснении) их.
Цель проведения орфографического разбора состоит в выработке орфографической зоркости, умений применять правила к конкретным случаям письма. Орфографический разбор может быть устным (называние орфограмм, объяснение их с помощью правил) и письменным ( подчеркивание орфограмм и расстановка обозначений грамматических форм и т. д .); общим, фронтальным (анализируются все орфограммы в тексте) и выборочным (находят орфограммы на определенную тему, правило).
Разновидностью устного фронтального орфографического разбора является «устный диктант» – учитель читает слово (предложение), дети поднимают карточку с обозначением букв, падежных окончаний, которые надо писать в слове, объясняют.
II. Списывание – это аналитико-синтетическое упражнение.
По материалу различают текстуальное списывание ( без изменения текста) и выборочное; по приемам работы – простое (близкое к копированию) и творческое (осложненное каким-нибудь заданием).
III. Различают диктанты без изменения текста и с изменением текста. К первым относятся предупредительный (объяснение орфограммы перед записью ), объяснительный (объяснение орфограммы после записи ) и контрольный диктанты, а ко вторым – выборочный (из воспринимаемого на слух текста дети выбирают слова с определенной орфограммой), свободный и творческий.
IV. Свободное письмо – это упражнения, в основе своей синтетические (конструирование слов, предложений, текстов).Виды свободного письма:
1. Свободное списывание. Дети читают текст, анализируют написание слов, закрывают книгу и пишут текст, как запомнили. Свободное списывание может сопровождаться различными заданиями.
2. Свободный диктант. – Делим текст на законченные по смыслу части. Дети читают каждую часть, пересказывают ее, объясняют написание слов, затем пишут каждую часть так, как запомнили.
3. Творческий диктант. Здесь текст создается и записывается самими учащимися. К творческому диктанту относят такие виды работ, как распространение текста словами, содержащими нужные орфограммы, восполнение предложений в процессе записи (начало, конец или середину).
4. Сочинения – миниатюры. По опорным словам, по личным наблюдениям и опыту учащихся, по картинке и вопросам, по опорным словам и картинке, по серии картин, по началу и т.д.
5. Сочинения и изложения, связанные с переделкой текста: с заменой лица, падежной формы, с намеренным употреблением тех или иных орфограмм, с
заменой определенных слов словом с нужной орфограммой.
Виды диктантов, различающихся учебной целью
Диктант – это сложный вид орфографических упражнений, требующий работы всех видов памяти, мысли, внимания. При выполнении диктантов анализ сменяется синтезом и наоборот. Каждый вид диктанта имеет свою дидактическую ценность.
Предупредительный диктант имеет большое обучающее и развивающее значение, так как решение орфографической задачи связано с формулировкой правила, объясняющего написание, со звуко – буквенным и слоговым анализом слов, с обращением за справкой в словарь. Предупредительный диктант развивает навыки самоконтроля.
Обучающим является и объяснительный диктант, в котором ошибки не предупреждаются, а разбираются и исправляются по его окончании. Как и предупредительный, объяснительный диктант способствует развитию орфографической зоркости, навыков орфографического разбора, самоконтроля. Однако этими двумя видами диктантов преследуются разные цели: в предупредительном – закрепление начальных орфографических умений (орфограмма осознается до записи), в объяснительном – закрепление и автоматизация формируемых навыков.
Эффективным в школьной практике считается выборочный диктант. Из воспринимаемого на слух текста дети выписывают слова на определенное правило и объясняют орфограмму. Выборочный диктант носит обучающий характер, экономит время, требует внимательного, активного отношения к тексту, слову.
В практике обучения известны такие виды диктантов, как словарный и картинный. Они ценны тем, что помогают закрепить орфографические навыки письма наиболее трудных – словарных слов или слов с проверяемыми гласными, согласными в корне слова.
Зрительный диктант способствует формированию орфографической грамотности. Перед записью текста дети читают его и самостоятельно продумывают, почему так написано слово, или коллективно выполняют орфографический анализ текста. Далее запоминают и записывают по памяти. Здесь развиваются логическое мышление, орфографическая зоркость, память, формируются аналитико – синтетические навыки.
Творческий диктант примыкает к работе по развитию речи. Он требует от детей активного отношения к тексту, формирует навыки связной речи, развивает творческие способности.
Свободный диктант предполагает свободное изложение учеником прослушанного текста. Дидактическая ценность его в том, что в нем объединяются задачи формирования грамотного письма и развития речи.
Контрольный диктант предназначается для проверки и учета ЗУН учащихся. Давая учителю сведения о степени усвоения орфографических тем, он помогает ему построить план занятий на последующее время с целью ликвидации пробелов в знаниях учеников.
Итак, каждый вид диктанта имеет свою дидактическую ценность и является полезным орфографическим упражнением в работе учителя.
Требования, которые предъявляются к тексту диктанта:
1) текст должен быть связным;
2) содержательным;
3) отвечать воспитательно-образовательным целям;
4) простым по конструкции предложений;
5) понятным по содержанию;
6) отвечать поставленным орфографическим задачам;
7) в меру насыщенным изучаемыми орфограммами;
8) объем диктанта должен соответствовать нормам, установленным для каждого класса.
Требования к чтению текста диктанта:
1) Диктовать нужно громко, выразительно.
2) Соблюдать правила русского литературного произношения.
3) Не допускать чтения слов по слогам.
4) Связный текст сначала читается в целом, потом по отдельным словам.
5) Не допускать многократного повторения предложения или его частей.
6) Ученик должен запомнить предложение с первого чтения.
7) Учитель читает предложение несколько раз, дети слушают, потом пишут.
8) Пауза должна длиться столько, чтобы дети успели записать.