Классификация по содержанию коммуникации
Разрушающиекоммуникации оказывают деструктивное влияние как на сам процесс коммуникации, так и на его участников. Выделяются следующие их виды – манипулятивные и агрессивные.
В ситуации манипулятивной коммуникации к партнеру относятся как к средству достижения внешних для него целей. Манипуляция, макиавеллизм – один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. Э. Шостром считает манипулирование основным злом третьего тысячелетия, проявляющимся в расщеплении личности адресата, его невротизации, повышении «роботообразности», податливости внешнему влиянию. Манипулятивная коммуникация характеризуется[79]:
– многовекторностью воздействия (решается сразу несколько задач: отвлекается внимание собеседника, снижается его критичность, он изолируется от других людей – все это ради повышения значимости манипулятора);
– психологическим давлением на партнера: перехватывается инициатива, купируется его активность, сокращается время для принятия решения и т.д.;
– вторжением в психическую сферу адресата. Эксплуатируя различные интересы и потребности партнера, его опасения, манипулятор может на протяжении длительного времени на него влиять, разрушая одновременно его мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую сферы;
– эксплуатацией личностных качеств партнера.
Исследователи тактики манипулирования обычно рассматривают две основные цели манипуляции: 1) побуждение другого к действию; 2) купирование действия другого.
Известны шесть тактик манипулятивной коммуникации:
– убеждение («Я прошу тебя это сделать, потому что...»);
– отступление, регресс («Я буду плакать, пока ты это не сделаешь...»);
– принуждение («Я требую...»);
– обаяние («Ты так хорошо, волшебно умеешь это делать...»);
– унижение («Я буду стоять на коленях, пока ты это не сделаешь...»);
– молчание (пока собеседник не пойдет на уступку).
Для побуждения собеседника к действию чаще используется тактика обаяния, а для прекращения нежелательного действия адресата – тактики молчания и принуждения.
Агрессивная коммуникация – это коммуникация, в ходе которой осуществляются нападки на оппонента. В узком смысле агрессивная коммуникация рассматривается как речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие: оскорбление (например, грубая брань), насмешка, угроза, враждебное замечание, зложелание, категоричное требование с нарушением общепринятого этикета. В широком смысле – это все виды наступательного, доминирующего общения.
Агрессивная коммуникация посредством СМИ существенно отличается от вербальной агрессии в непосредственном общении оппонентов. Агрессивное поведение в межличностной коммуникации служит средством купирования воли другого, является одной из опор социальной иерархии, позволяющей подчеркнуть статус агрессора, может выступать как инструмент самозащиты. Наконец, оно выполняет компенсирующие функции, замещая физическую агрессию. Агрессивная коммуникация в СМИ – это, прежде всего, наступательное, активное общение, привлекающее внимание аудитории. Агрессивные реплики активизируют аудиторию, заставляя каждого мысленно соглашаться с одним из оппонентов. Таким образом, речевая агрессия может рассматриваться как достаточно эффективный, хотя и не всегда корректный способ коммуникации.
К агрессивным коммуникативным стратегиям в Интернете относятся флейм, флуд и спам. Флейм определяется как вербальная, вызванная сообщением собеседника агрессивная реакция, нарушающая принципы конструктивной дискуссии. Флуд – компьютерный аналог варварства, принижающий чувство собственного достоинства коммуникантов. Спамом называют «мусорную почту», ненужные электронные послания, рассылаемые отдельными фирмами в Интернете по известным им адресам.
Агрессивные коммуникации могут выражаться в виде принижающей коммуникации (ущемление прав партнера), собственно агрессивной коммуникации, в ходе которой имеют место нападки на партнера, и защитно-агрессивной (агрессивное общение, вызванное другим партнером). Ответную агрессию можно считать следствием, частным случаем агрессивного общения. Любая агрессия по своей природе – признак слабости, форма защиты.
Нейтральныекоммуникации определяются как коммуникации без агрессивных нападок на партнера – конфликтогенов, но также не удовлетворяющие основные социогенные потребности человека (потребности в признании, принятии, любви). В ходе нейтральной коммуникации осуществляется компромисс, достигаются договоренности по спорным вопросам, собеседники воздерживаются от поучений и назиданий друг другу, категоричных суждений, не купируя реализацию социогенных потребностей и не развивая их.
Поддерживающиекоммуникации, в отличие от нейтральных, не только не ущемляют основные психологические права и свободы их участников, но даже обогащают их внутренний мир. В отличие от нейтральной коммуникации, поддерживающая предполагает удовлетворение потребности человека в общении, понимании, сочувствии, сопереживании (А. Маслоу). Ее цели непосредственно связаны с партнером, пластичны, легко изменяемы. Ожидаемый результат – совместное изменение представлений партнеров (в зависимости от глубины общения). Участие человека в поддерживающей коммуникации способствует его психическому здоровью, цельности, уравновешенности, стабильности. Поддерживающая коммуникацияможет быть неформальной, эмпатической, диадической, интимно-личностной.
Эмпатическая коммуникация – это межсубъектное взаимодействие, в котором оба партнера понимают, принимают, поддерживают друг друга. Этот вид коммуникации характеризуется доверительностью отношений партнеров, что является существенным фактором, определяющим эффективность их коммуникации. Согласно Роджерсу, эмпатия – это сочувственное понимание внутреннего мира другого, «как будто он твой собственный, но, не теряя этого «как будто»[80].
В диадической коммуникации основой взаимодействия между партнерами является субъект-субъектные отношения, сопереживание, сочувствие, активное слушание другого. Роджерс отмечал, что в истинно диадической, гуманистической коммуникации ослабляются защитные реакции индивида, исчезают барьеры в общении, возникает стремление общаться искреннее. Партнеры могут оказывать друг на друга воздействие, в результате которого происходят изменения в личности собеседников в сторону большей цельности, меньшей конфликтности и большей жизненной энергии, поведение становится более зрелым.
Интимно-личностная коммуникация, как отмечает Л.А. Петровская[81], уникальна и специфична. Она возможна только в ситуации равенства партнеров, их заинтересованности в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. В интимно-личностной коммуникации обычно трудно сформулировать какую-то рациональную цель, лежащую в ее основе. Ценность представляют сам контакт и связанные с ним эмоциональные переживания – сопереживание другому, ощущение своего сходства и близости с ним и т.д.