Интерактивное упражнение. Во время учебных занятий разбейте группу на «сторонников» и «противников» для
Во время учебных занятий разбейте группу на «сторонников» и «противников» для обсуждения вопроса «Следует ли запретить производство и продажу сигарет?». Представители каждой группы должны выступать поочередно — обратиться к участникам, убедительно изложить свою позицию, постараться привлечь слушателей на свою сторону.
После окончания всех выступлений участники пишут, какие ораторы произвели на них наиболее сильное убеждающее воздействие, какие понравились своей манерой поведения и речи, какие выступления были наиболее удачными.
Далее следует проанализировать контакт, выразительность, убедительность выступлений, отношение к предмету (положительное, отрицательное), отношение к аудитории (закрытое — открытое).
Затем группами по 3 — 5 человек нужно составить проекты «Памятки презентатору» (основные правила организации убеждающего выступления) и, обсудив проекты, выработать совместную «Памятку».
Аргументации и построение возражений на презентациях.Убеждающая презентационная речь — это процесс, в ходе которого передается сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения к действию. Стратегия и тактика аргументаций на презентациях во многом зависит от особенностей мыслительной деятельности человека, потому что логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Известны три распространенные формы мышления: понятие (отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, его содержание и объем); суждение (представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями); умозаключение (цепочка суждений, последнее из которых«— заключение — является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками).
На начальном этапе презентационного выступления необходимо ввести предмет сообщения (ключевое слово) и удерживать его в сознании аудитории путем периодического акцентирования внимания. Предмет отвечает на вопрос «О чем мы говорим?». Любое утверждение, высказанное вслух на презентационном сообщении, должно быть логически обоснованно. С этой целью используются тезис, аргументация и демонстрация.
Тезисом обычно называют четко сформулированную и высказанную мысль, которую следует обосновать. Тезис отвечает на вопрос « Что мы доказываем?». Формулировка тезиса должна исключать возможность понимания утверждения в другом смысле. Он должен быть предельно конкретным и кратким.
Тезис подкрепляется аргументами, доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть совокупность фактов, статистические данные, теоретические положения, веские аргументы, ссылка на признанные авторитеты, например юридические нормы, статистика, суждения, основанные на профессиональном или житейском опыте, и пр.
Третий элемент обоснования — демонстрация — показ того, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос «Как доказываем?». Она демонстрирует ход наших рассуждений. Доказать что-либо можно непосредственно — путем наблюдения, собранных фактов и посредством рассуждений, т.е. логических умозаключений.
Убедить, а тем более переубедить кого-либо — это сложная задача. Для ее решения необходимо прежде всего соблюдать следующие принципы.
Принцип формулировки конкретной цели выступления. Цель убеждающей презентации — сформировать или изменить мнение слушателей. Необходимо, чтобы слушатели согласились с целесообразностью представленного выступающим мнения. Например: «Я хочу, чтобы аудитория считала, что новая книга по коммуникативной компетентности с практическим инструментарием необходима для развития профессиональной компетентности учителя». В данном примере ориентация сделана на то, во что следует верить слушателям. Если же необходимо побудить слушателей к действию, то в цели выступления должно быть не только декларировано желание добиться согласия аудитории, но и побуждение к тому, чтобы они действовали. Например: «Я хочу, чтобы мои слушатели имели в своей профессиональной библиотеке такую нужную для успеха книгу, а для этого приобрели ее».
Принцип адаптации к установкам слушателей. Установка — это преобладающие или устойчивые чувства, позитивные или негативные, связанные с неким человеком, объектом или вопросом. В практике общения люди обычно выражают свои установки через мнение о чем-либо.
Следовательно, чтобы убедить участников презентации, необходимо знать их мнения, точки зрения, т.е. превентивно изучать аудиторию. Мнение аудитории чаще всего концентрируется вокруг определенной точки (например: ни «за», ни «против»; или рассматривается в пределах от благосклонного до враждебного), представляющей обобщенную установку аудитории по отношению к предмету.
Если известно, что отношение к обсуждаемому предмету позитивное, то можно сконцентрировать внимание на конкретной программе действий, способной их вдохновить. Если определенное мнение нейтрально, то слушатели могут рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы. Если существует негативная установка по отношению к обсуждаемому предмету, то следует приводить аргументы, которые будут убедительны, и хорошие практические примеры, подтверждающие аргументацию. При наличии враждебной точки зрения (например, у конкурентов) целесообразно начать свою речь издалека или не ставить целью убеждение, тогда можно добиться того, что аудитория, прослушав речь, возможно, хотя бы немного изменит отношение к предмету.