Редактор и текст: критерии анализа речевого произведения
Основной предмет творческих усилий редактора – текст. Именно работе над рукописью посвящен этот раздел. Прежде всего несколько общих замечаний.
Одна из основных функций редактора – контроль качеств а речевого произведения. Помогают его осуществлению и соблюдение целесообразной последовательности редакторских действий с рукописью, и учет психологических закономерностей редакторского труда.
Общая схема работы редактора над текстом выглядит так. На первом этапе происходит знакомство с произведением и постановка задачи редактирования. При этом редактор анализирует, насколько соблюдены заданные заранее параметры материала: объем, жанр, тематика, выявляет достоинства и недостатки рукописи, составляет представление о том, каков мог бы быть текст в идеале, исходя из представленного варианта. Затем он решает, вернуть ли материал на доработку с соответствующими замечаниями и рекомендациями или принять его в работу, как и в какой степени править. Сам процесс редактирования, последний этап работы, обычно наиболее длительный. Для каждого текста необходима своя мера редакторского вмешательства, которая зависит от того, насколько качественно проработаны автором содержание и стиль материала.
Труд редактора творческий, но это творчество своеобразно и проявляется как в анализе, так и в правке текста. В отличие от автора, который, создавая речевое произведение, отражает действительность, редактор в качестве основы для работы имеет уже готовый текст. И этот текст лишь опосредованно представляет все многообразие жизни. Сам отбор фактов действительности, их оценка, ' установление взаимосвязей, обобщения и выводы отражают авторское видение ситуации, всегда в большей или меньшей степени субъективное и, возможно, неполное. И хотя авторская точка зрения, его позиция и цели входят в ряд важнейших критериев анализа и правки любого речевого произведения, редактор, исследуя текст, не может ограничиться только ими.
Он анализирует текст как элемент системы коммуникации в целом, соотнося его содержание и с собственными наблюдениями, знаниями, жизненным и профессиональным опытом, и с тем, что сообщают по данному предмету другие источники информации. Редактор в работе следует психологической установке на активное восприятие произведения, активное отношение к авторскому и своему труду.
Литературное редактирование представляет собой одну из тех областей деятельности, в которой общая и профессиональная эрудиция, высокий интеллект – не просто основа общей культуры, профессионального престижа, а необходимое технологическое требование. Чем больше знает редактор, чем активнее он может применить свои знания при анализе текста, тем успешнее будет его работа. Конечно, редактор не может сравняться в узкопрофессиональных знаниях со специалистом, но он должен стремиться к тому, чтобы знать о предмете текста как можно больше, тогда ему будет легче оценить точность и глубину выводов и обобщений, задать вопросы автору, найти дополнительные источники информации по предмету и, наконец, в случае необходимости привлечь экспертов.
Анализ литературной формы произведения требует от редактора немалых специальных знаний в области литературоведения, теории жанров, стилистики, психологии читательского восприятия, а также чутья и вкуса. Его задача – сохраняя авторский стиль, следовать существующим традициям, нормам, а если отступать от них, то делать это обоснованно, не оскорбляя ни автора, ни аудиторию. Сами же исправления не должны выглядеть чужеродными вкраплениями, заплатами. Если правка сделана грубо, ее заметит не только автор, но и читатели. И авторитета изданию такая работа не прибавит.
Редакционная подготовка текста к публикации в СМИ очень часто жестко ограничена во времени. И принимать решения, и работать надо быстро. Назовем несколько основополагающих принципов работы с текстом, которые должны помочь вам приобрести необходимые профессиональные навыки. Примите пока их как аксиомы, как советы опытных редакторов.
• Ознакомьтесь сначала с текстом в целом, составьте четкое представление о его содержании, цели, концепции, композиции.
• Не начинайте правку, не дочитав текст до конца.
• Помните о том, что в любой его части может быть фактическая неточность, недостоверная информация, речевая погрешность. Такое понимание – основа профессионального критического отношения к тексту. В теории редактирования это называется установкой на возможную ошибку.
• Правьте только после того, как точно поняли, в чем порок текста и как его устранить.
• Исправляя конкретную ошибку, помните, что фрагмент текста, в котором она была, – это элемент целого. При правке обязательно учитывайте контекст.
• Не задерживайтесь на трудных для правки местах рукописи надолго. Возвращайтесь к трудному месту после того, как правка в целом закончена, это поможет вам выбрать оптимальный вариант с учетом целого.
• Ограничивайтесь минимально необходимыми исправлениями.
• Внося их, сопоставляйте свой и авторский варианты, выбирайте лучший.
• Критически относитесь не только к авторскому варианту, но и к своему. Вы тоже не идеал. Помните об этом*.
* Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1980. С. 306–318.
И последнее: имейте в виду одно ироническое определение редактирования: «Палка – это отредактированная елка». Постарайтесь, чтобы к вашей редакторской работе это не относилось.