Тема 2. Модели электронного бизнеса

Е.В. Владимирова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ

Конспект лекций

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

ТЕМА 1. МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ 5

Аннотация 5

Конспект лекции_ 5

Контрольные вопросы_ 10

ТЕМА 2. МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА_ 11

Аннотация 11

Конспект лекции_ 11

Контрольные вопросы_ 30

ТЕМА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ_ 31

Аннотация 31

Конспект лекции_ 31

Контрольные вопросы_ 57

ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ТУРИЗМА 59

Аннотация 59

Конспект лекции_ 59

Контрольные вопросы_ 93

Тема 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИИНДУСТРИИ ТУРИЗМА_ 94

Аннотация 94

Конспект лекции_ 94

Контрольные вопросы_ 100

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ_ 102

Заключение 119

Список литературы_ 120

Нормативные правовые акты_ 120

Основная литература 120

Дополнительная литература 120

Интернет-ресурсы_ 121

Периодические издания 122

Терминологический словарь 123

Введение

Цель дисциплины «Информационные технологии в туризме» - формирование системы знаний профессионального использования современных информационных технологий для автоматизации, обработки и анализа информации, а так же принятия решений на предприятиях индустрии туризма; выработка навыков работы с современными программными продуктами.

В методологическом и методическом отношении данная дисциплина основывается на базовых знаниях следующих дисциплин: «Интернет-технологии», «Организация туристской деятельности».

В ходе изучения дисциплины, у студента формируются следующие компетенции:

Общекультурные:

· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способностью работать в глобальных сетях (ОК-12);

Профессиональные:

· способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

· готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

· способностью к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6);

· способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);

· готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).

ТЕМА 1. МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ

Аннотация

Сущность и определение понятия «информационные технологии» (ИТ). Этапы внедрения информационных технологий в индустрию туризма. Типы сетей. Характеристика основных элементов системы информационных технологий в туризме. Влияние процессов глобализации и консолидации на развитие ИТ в туризме.

Конспект лекции

Информационные технологии (ИТ) – это способы (электронные) и механизмы (компьютеры и технологии связи), используемых в приобретении, обработке, анализе, хранении, восстановлении, распространении и импликации информации.

История развития информационных технологий может быть разбита на несколько этапов.

Первый этап – этап ручной технологии сбора и обработки информации, господствовала до второй половины XIX в. Основными инструментами в то время являлись перо, чернила и простейшие счетные аппараты, а средства коммуникации были представлены в форме курьерской и почтовой связи.

Второй этап - этап механической технологии, конец XIX в. К этому времени относится создание пишущей машинки, телефона, которые существенно изменили технологию обработки информации и организационную структуру предприятий.

Третий этап - этап электронной технологии, связан с появлением электронных пишущих машинок, копировальных машин и диктофонов в 40—60-х гг. XX в.

Четвертый этап – этап компьютерной технологии. Массовое производство электронно-вычислительных машин в 60-х гг. и их широкое проникновение во все сферы деятельности являются началом нового этапа. Особо успешно эта технология начала внедряться с 70-х гг., когда были созданы персональные электронно-вычислительные машины.

Развитие ИТ в туризме характеризуется 4 эрами:

1. «Создание баз данных», основная цель являлась улучшение оперативной эффективности путем автоматизации процессов основанных на информации. Эта эра началась в 1960х гг. и была охарактеризована использованием основных рамок и мини компьютеров.

2. «Информационные системы управления», были произведены информационные технологии, которые увеличивали управленческую эффективность путем увеличения требований к организационной информации. Введенные в 70х гг. эти системы использовали местные методы изготовления связанные с информационными ресурсами. В это время, информационные технологии использовались в первую очередь в качестве определителя потребностей внутреннего маркетинга, а также определителя административных и клерикальных функций.

3. «Системы стратегической информации» - начало 80х гг. Цель заключалась в улучшение конкурентоспособности путем изменения природы или поведения бизнеса. Интегрированные сети информационной технологии были введены в соответствии с выгодами конкурентоспособности: для достижения целей организационной технологии, для усовершенствования деятельности, для координации деятельности по функциональным и деловым линиям и чтобы обустроить связь интерактивности с внешними организациями.

4. «Эра сетей» - начало 90х гг.; работа интер и интра - организационных сетей распространилась через работы местных и обширных сетей. Улучшение возможностей информационных технологий, уменьшение размеров оборудования и издержек, вместе с увеличенной надежности и взаимосвязи терминалов и импликаций, все это способствовало тому, что информационные технологии стали доступными всем, а также стали нужным инструментом для организаций. Следовательно, экономика и предприятия, несмотря на размеры, продукта и охвата географических местностей, пережили обширный процесс переорганизации бизнеса, что привело к трансформации их возможностей действовать и конкурировать в появившемся глобальном рынке.

Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечения.

Техническое обеспечениепредставляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры, пери­ферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства оргтехники (ксероксы, факсы и т.д.).

Программное обеспечение - это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы. Рынок программного обеспечения, предназначенный для реализации задач в области туризма, достаточно обширен. Необходимость разработки собственного программного обеспечения возникает только при решении уникальных задач.

Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки. Создание информационной базы в области туризма является одной из сложнейших проблем.

Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы. В сложных информационных системах этот вид обеспечения играет весьма важную роль, так как он определяет порядок функционирования информационной системы.

Правовое обеспечение включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы. Эта подсистема обеспечивает ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, как правило, путем организации парольного доступа.

Эргономическое обеспечениепредполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.

Появление ИТ неизбежно повлияло на действие, структуру и стратегию туристских организаций во всем мире. С появлением новых технологий, коммуникационные затраты и затраты деятельности уменьшаются и тогда увеличивается гибкость, эффективность и конкурентоспособность.

Конкурентоспособность предприятий и дестинаций приобрела новое определение, так как они все больше используют, внедряют и применяют эти технологии.

ИТ является причиной перехода ориентированных на продукт туристских организаций на более гибкую и покладистую туристскую деятельность, ориентированную на рынок, где успех зависит от своевременного определения и изменения продукта в связи с постоянно изменяющимися потребностями и вкусами клиентов.

ИТ могут быть полезными для ценной цепочки продуктов и услуг путем улучшения стратегии затрат или расширения ассортимента. Важность этого заключается в реформировании конкурентоспособности и последовательной стратегической импликации для процветания организаций.

Конечно, информационные технологии не являются обязательными для бедного организационного исполнения, но они обеспечили беспрецедентные и непредвиденные возможности тем поставщикам услуг, которые спровоцировали потребность в новой конструкции систем, чтобы полностью интегрировать новые технологии. К примеру, они помогли созданию сетей, которые используются для улучшения многоуровнего объединения в туристской индустрии. Можно определить три типа сетей:

· Интернет – это сети, которые обеспечивают интерактивность предприятия и отдельных людей с внешним миром;

· Интранет - это закрытые, охраняемые сети внутри организации, которые используют потребности пользователей внутреннего бизнеса, путем создания одного контролируемого интерфейса, где демонстрируются все данные предприятия.

· Экстранет – это внешние сети, которые облегчают работу между организациями и внешними партнерами.

Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных тех­нологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей.

Как было сказано выше, ИТ представляют собой систему, состоящую из обеспечивающих подсистем. К элементам системы ИТ относят:

· компьютеры;

· видеотексты;

· телетексты;

· телефоны, факсы, телексы;

· системы информационного менеджмента;

· телеконференции;

· модемы;

· компьютерные сети;

· средства информации, киоски;

· интернет, интранет, экстранет;

· спутники;

· системы радиосвязи.

В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем, обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т.д.

Несмотря на то, что ИТ оказывают благотворный эффект на работу организаций, удачное создание и использование новых систем для достижения преимущества над конкурентами, они предполагают выполнение следующих требований:

· долговременное планирование и создание стратегии;

· рациональное управление ИТ, создание оборудования и программного обеспечения;

· переорганизация технических процессов в бизнесе;

· преданность руководства;

· потребность в программах обучения.

Технологическая революция 90x гг. принесла с собой много новых возможностей и перспектив для индустрии туризма. Так как туризм это комплексная и глобальная индустрия, то информация - это необходимость для ее существования, а технология - основа эффективной и конкурентоспособной деятельности индустрии.

Известно, что турпродукт отличается от продуктов длительного пользования по многим аспектам:

1. Туристские услуги неосязаемые: они не могут быть физически ощутимы или продемонстрированы потребителю на пункте продажи при совершении покупки.

2. Турпродукт обычно покупается заранее и далеко от места потребления, таким образом, полностью зависит от его описания и представления турагентами и другими посредниками.

3. Временная и точная информация, согласованная с нуждами потребителя часто является ключом к удовлетворению потребителя.

Отсюда следует, что ИТ очень важны для спроса в туризме, так как некоторые процессы требуют создания, сбора, переработки, импликации и связывания информации для осуществления деятельности.

Создание новых видов ИТ продолжает влиять на индустрию туризма. С новыми технологиями предприятия и потребители получают пользу от эффективной совместной деятельности среди индивидуальных поставщиков туристских услуг, чтобы обеспечить бесшовную презентацию турпродуктов. ИТ также и драматично повлияли на индустрию туризма, заставляя отрасль переоценить свои методы организации дела и производственные процессы; методы используемые для сбыта, продвижения и распределения ее продукции; а также, их роль в развитии программ обучения рабочей силы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение термина информационные технологии.

2. Каковы этапы развития ИТ?

3. Перечислите виды обеспечивающих информационных подсистем.

4. Какое влияние на сферу туризма оказало развитие ИТ в XX веке?

5. Перечислите элементы ИТ в туризме.

6. Назовите типы сетей и дайте их определения.

7. Какие характеристики турпродукта способствовали развитию ИТ в туризме?

8. Какой тип сетей позволяет снизить затраты по работе предприятия с партнерами?

9. В чем заключается особенность программного обеспечения в туризме?

10. Назовите основные характеристики современного этапа развития ИТ.

Тема 2. Модели электронного бизнеса

В ТУРИЗМЕ

Аннотация

Понятие электронной дистрибуции в туризме. Цели и преимущества электронной дистрибуции.

Модели электронного бизнеса: виды и краткая характеристика. Факторы ценности в моделях электронного бизнеса. Методы формирования цен в электронной дистрибуции. Ценовая конкуренция и пути ее преодоления при работе в режиме «on-line». Гарантия минимального тарифа.

Дистрибуция туристских услуг через социальные сети.

Конспект лекции

Одной из ключевых причин бурного экономического роста в мире во второй половине XX века, а также основой для последующего появления локальных и глобальных компьютерных сетей было изобретение цифрового способа представления информации. Самой масштабной и наиболее популярной стала сеть Интернет. Именно с развитием этой сети до определенного уровня стало возможным рассматривать электронную экономическую деятельность в качестве отдельного вида экономической деятельности. Мировая экономика превратилась в некотором смысле в «экономику без границ», поскольку все субъекты экономики имеют реальную возможность глобального выбора товаров, услуг, поставщиков, потребителей и прочих партнеров вне зависимости от географического расположения. Последнее весьма важно для индустрии туризма и способствовало ее быстрому развитию.

Увеличение количества пользователей сети Интернет в определенный момент перешло в качество, а именно: в рост электронного бизнеса. За счет масштабного распространения интернета теоретически возможные решения превратились в экономически эффективные. Однако широкое распространение электронная коммерция в туристской сфере получила в зарубежных странах, в США и Европе. Это связано с большей популярностью и доступностью высоких технологий массовым пользователям. В России же такие системы только начинают появляться.

Несмотря на открывающиеся возможности и бурный рост электронного бизнеса, его теоретическая база до сих пор находится на стадии разработки. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что до настоящего времени нет даже общепринятой терминологии в этом сегменте предпринимательской деятельности.

Электронная дистрибуция - технология, обеспечивающая полный замкнутый цикл операций, включающий заказ товара (услуги), проведение платежей, участие в управлении доставкой товара (выполнения услуги). Эти операции проводятся с использованием электронных средств и информационных технологий и обеспечивают передачу прав собственности или прав пользования одним юридическим (физическим) лицом другому.

Электронный бизнес- это преобразование основных бизнес-процессов компании путем внедрения интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности. Электронным бизнесом является всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.

Электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, по завершению которой происходит передача права собственности товаров или услуг.

Транзакция - банковская операция по переводу денежных средств для какой-либо цели.

Как раз удобный и зачастую мгновенный перевод денежных средств и получение товара привлекают все большее количество клиентов. Помимо получения большого объема полезной информации, у человека появляется возможность в кратчайшие сроки удовлетворить свой потребительский спрос на товары или услуги, в том числе туристические.

Область применения электронного бизнеса довольно широка. Наибольшей популярностью пользуются:

1) финансовые операции в интерактивном режиме. К ним относятся операции с банковским продуктом, операции со страховым продуктом, интерактивное инвестирование, спекулятивные операции с валютой и ценными бумагами.

2) рынки электронной торговли. К ним относятся торговля через виртуальные магазины, торговля информационным продуктом, торговля туристским продуктом.

3) рынки мобильной торговли. Это торговля через торговые автоматы и рынки торговых услуг.

В рамках бизнеса интернет используется как недорогие коммуникации для снижения внутрифирменных технологических затрат, так и в качестве удобного средства для разработки фирменных информационных систем.

Информационный обмен - это взаимодействие между банками, торговыми партнерами, поставщиками, где информация является товаром.

Интернет торговля - это часть электронного бизнеса, в процессе которого связь и обмен происходит электронным образом.

Виды электронного бизнеса: 1) электронные аукционы; 2) электронные банки; 3) электронная коммерция; 4) электронная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа; 5)электронные указатели; 6)электронное обучение; 7) электронная почта; 8)электронный маркетинг.

Цель электронной дистрибуции - поставить нужный продукт – (предложение) по правильной цене, в нужном месте, в нужное время, правильному клиенту (учитывая спрос).

Преимущества электронной дистрибуции:

· снижение расходов на дистрибуцию и выплату комиссионных;

· увеличение доходов, рост цен и новые сегменты рынка;

· автоматическое бронирование и заказ – снижение текущих издержек;

· прямая связь и непосредственное участие клиента (управление взаимодействием с заказчиком - CRM);

· снижение зависимости от третьих сторон;

· понимание поведения клиентов при работе в режиме «он-лайн» - базы данных потребителей;

· индивидуализация продуктов, услуг и веб-страниц;

· маркетинг по электронной почте – прямой маркетинг;

· мультимедийные приложения.

В модель электронного бизнеса должно быть включено:

· архитектура движения продуктов, услуг и информации;

· различные участники бизнеса и их функции;

· потенциальные преимущества различных участников;

· модель сбора доходов:

– абонентская плата;

– плата за размещение рекламы;

– доходы от транзакций;

– доходы от «веб-услуг»;

· модель ценообразования.

Система бизнес для бизнеса (B2B)- это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникаций (интернет, интранет, мобильные и другие средства связи).

Основным отличием системы В2В является автоматизированный обмен данными между двумя взаимодействующими системами, что означает наличие на обеих сторонах комплексных автоматизированных систем управления (систем управления ресурсами предприятия). В системе В2В любой подрядчик имеет возможность просматривать текущие потребности компании, незамедлительно реагировать на них, планировать график поставок, определять способы доставки, выставлять счета, причем всю эту информацию в систему управления ресурсами предприятия. Прежде всего, системы В2В предназначены для решения задач сбыта и материально-технического снабжения. Кроме того, эта система позволяет снизить транзакционные издержки и удалить неэффективные звенья из снабженческих цепочек.

Модели В2В:

1) Модель агрегации (электронная торговая площадка) - универсальное место для закупки материально-технического обеспечения для компании. В едином месте, в единой форме представляются каталоги поставщиков о группах и категориях продуктов, отображаемые в реальном масштабе времени.

2) Модель торгового концентратора - на сайте образуют торговое содружество продавцов и покупателей. Продавец имеет специальное место для рекламы своих товаров, а покупатель имеет возможность получить информацию, содержащую спецификацию и описание продуктов. Данная модель может быть горизонтальной, т.е. поддерживать всех продавцов и покупателей из разных отраслей. Диагональная торговая модель поддерживает определенные категории продавцов и покупателей и определенные категории товаров. Особенностью данной модели является наличие аукционов по продаже больших партий редких товаров либо аукционы по комплексному снабжению небольших компаний.

3) Доска объявлений - представляет собой структуру, где продавцы и покупатели могут вывешивать нечто, что может вызвать интерес у продавцов и покупателей. Стороны, найдя друг друга осуществляют взаимодействие вне структуры. Цель данного типа электронного бизнеса - подвигнуть промышленность к более стандартизированным контактам.

4) Модель аукционов - продавцы и покупатели выставляют конкурирующие заявки на заключение контрактов. Это идеальная модель для ликвидации излишков по наилучшей цене.

5) Брокерский сайт - работает в качестве посредника между покупателем и продавцом, который существует с целью получение через интернет заказа от одного предприятия и размещения его в другом предприятии.

6) Корпоративный сайт компании - предназначен для общения данной компании с другими партнерами контрагентами, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт содержит информацию о компании, его руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.

7) Онлайновые магазины - эта модель может быть встроена в общий корпоративный сайт или существовать отдельно.

8) Служба закупок - позволяет предприятию осуществить материально-техническое снабжение непосредственно через свой интернет-сайт. Для этого необходимо разместить свои потребности в материально-технических ресурсах с целью поиска поставщика и получению от него коммерческих предложений.

Преимущества и недостатки системы В2В:

1) система расширяет охват рынка;

2) интернет платформы обеспечивают снижение цен;

3) деятельность онлайновых посредников снижает операционные издержки компаний покупателей;

4) веб-системы позволяют выявить наилучшие способы ведения бизнеса.

Можно выделить две группы рисков, возникающих у клиентов В2В:

1) технологический риск - некачественная связь провайдера, взлом средств крипзащиты, внутренняя атака баз данных с последующей утечкой конфиденциальной информации, возможность отказа в обслуживании;

2) бизнес риск - риск несоответствия качества поставляемой продукции, риск потери покупателем предоплаченных по сделке денежных средств, риск неоплаты или просрочки оплаты, риск снижения нормы прибыли для поставщиков и покупателей.

Общим недостатком площадок В2В является отсутствие расчетных сервисов, в результате чего сделка разбивается на две части: электронную (покупатель и продавец договариваются об условиях) и традиционную (подписание документов, проведение оплаты).

Проблемы развития площадок В2В в России:

· отсутствие доверия между субъектами сделки;

· неясность с оформлением сделки - даже если найдется идеальный продавец или покупатель, все равно не ясно с каким регламентом оформлять организационные, правовые и административные моменты сделки.

Потенциалы развития российский В2В площадок:

1) за счет большого количества природных ресурсов;

2) большое количество добывающих и перерабатывающих производств;

3) большая территориальная удаленность между возможными поставщиками и потребителями

Также недостатками являются слабый телекоммуникационный сектор, недостаточное количество кадров.

Преимущества для покупателя: 1) отсутствие географической привязанности к точке торговли; 2) сравнение информации о товарах от различных производителей и продавцов; 3) возможность экономии времени.

Система В2В - принцип заключения контракта основан на взаимной прибыли.

Модель B2C (бизнес для клиента)

Система В2С имеет место в случаях продажи предприятием своих товаров или услуг через интернет напрямую потребителю.

Система В2С - продажа товаров осуществляется по принципу очередности поступления заявок. Примером воплощения В2С является электронные магазины, системы бронирования и продажи билетов.

Развитие бизнеса В2С связано с общим развитием экономики и повышением благосостояния покупателей.

Интернет торговля может развиваться только при условии высокого качества всех его составляющих:

· логистика - данная часть в России не развита;

· транспортная инфраструктура;

· почтовая система;

· платежные системы интернет магазинов.

Торговые компании, работающие в системе В2С выделяют следующие структуры:

· вэб-витрина - размещение в сети каталога продукции или товаров компании, имеющие минимальные средства оформления заказа;

· интернет магазин содержит кроме витрины всю необходимую бизнес инфраструктуру для управления процессом электронной торговли;

· торговые интернет системы (ТИС) - представляют собой интернет магазин и вэб-офис, который полностью интегрирован с бизнес-компаниями.

В2С организационно и методологически более проста, чем система В2В.

Для клиента интернет магазин - витрина, где должно быть представлено:

· каталог товаров;

· интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации и формирования заказа на покупку;

· проведение платежей через интернет;

· получение информации о компании-продавце;

· присутствие он-лайн помощи.

Витрина электронного магазина располагается на интернет сервере и представляет собой вэб-сайт с активным содержанием.

Информационное обслуживание покупателя - главная цель интернет-магазина.

Вэб-сервер распределяет поступающие запросы с возможным разграничение доступа.

Сервер приложений управляет работой всей системы и в частности бизнес-логистикой интернет магазина.

СУБД (система управления базами данных) осуществляет хранение и обработку данных.

Для полной интеграции с бизнес-процессами компании должен быть организован шлюз для электронной передачи данных между покупателями и документооборотом данной компании.

Основные особенности системы В2С:

· сам продавец ведет торговлю вручную через своих менеджеров, а не с помощью автоматизированной торговой системы;

· частное лицо или юридическое лицо, выступающее в роли покупателя находится в выгодном положении, если у интерфейса интернет-магазина нет реальной связи с предприятием;

· особенности связанные с бизнес-процессом, т.к. каждый бизнес-процесс автоматизирован с помощью какой-то системы управления, которая может не состыковаться с бизнес-системой покупателя, тем самым, лишая его доступа.

Система С2С (покупатель для покупателя) - вид электронной торговли между покупателем и продавцом. Сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Потребители заключают свою сделку и расширяют свою деятельность с помощью 3го лица - провайдера (он предоставляет услуги обмена). Вокруг вэб-сайта складывается интернет-сообщество людей, объединенных конкретными интересами, их количество прямо пропорционально усилиям участников проекта и организации необходимых сервисов.

Направление С2С позволяет заключать сделки в любой удобный момент времени, уменьшать накладные расходы и экономить средства конечного потребителя.

К сектору С2С относятся интернет-аукционы на которых происходит продажа непосредственно от одного человека другому в рамках электронного бизнеса, когда имеется один продавец и много покупателей. Для принятия участия в аукционах покупателю или продавцу достаточно стать клиентом одного из аукционных серверов и выставить для продажи свой товар или высказать желание о его приобретении через интернет. Интернет позволяет одному человеку, ставшему клиентом аукциона участвовать одновременно в нескольких электронных торгах, а для регистрации достаточно иметь электронный счет в банке.

Банковские структуры используют технологию электронных аукционов для валютных торгов.

Продажа товара за максимально возможную цену называется прямым аукционом. В этой структуре - один продавец, а покупателей два или более. Обратный аукцион - один покупатель и несколько продавцов - по данной структуре работают все аукционы государственных закупок.

Аукционы реализуют схемы естественного ценообразования, поэтому используется для исследования возможностей рынка.

Торги на аукционах ведутся по следующим схемам:

1) стандартный или английский аукцион. Используется открытый формат предложения, когда все покупатели знают о предложении друг друга. Продавец назначает стартовую цену, и покупатели указывают цену на 3% больше предложенной.

2) голландский аукцион - начинается с заведомо завышенной цены, также использует открытую форму предложений и продолжается до тех пор, пока один из покупателей не согласится её принять.

3) аукцион одновременного предложения - все покупатели одновременно назначают цены и побеждает тот, кто предлагает максимальную.

4) двойной аукцион - когда предложение поступает от продавца и покупателя одновременно. В результате устанавливается равновесная цена - электронные биржи работают по принципу электронного аукциона.

5) аукцион закрытых предложений - когда покупатель и продавец делает закрытые (секретные) предложения в течение установленного времени. Победитель покупает товар по цене, предшествующей максимальной.

Он-лайн аукцион представляет собой информационную базу, в которой содержится описание товара, допущенного к торгам. На аукционах действует система рейтинговых оценок участников торгов. Она заключатся в том, что победитель аукциона и продавец выставляют друг другу оценки, отражающие их отношение к контрагенту, сложившейся в процессе взаимодействия. Выставление этой оценки является обязательным.

PRO XY - система автоматического повышения ставок.

Интернет биржа позволяет в активном режиме производить операции с финансовыми активами. Биржа - это торговая площадка, где цена товара определяется спросом и предложением. На бирже товар должен быть стандартным, т.к. торговля анонимная, и покупатель не может посмотреть товар до его покупки. Доходы интернет бирж полностью состоят из комиссионных за заключение сделки.

Электронный банкинг или он-лайн банкинг - представление банковских продуктов на расстоянии вне офиса банков без непосредственного контакта с сотрудниками банка. Управление банковскими счетами посредством телефона (телебанкинг), посредством персонального компьютера и интернета - интернет-банкинг, с использованием мобильных устройств - мобильный банкинг. Все эти системы используют системы класса банк-клиент, которые предназначены для расчетно-кассового обслуживания клиентов и обмена информацией между ними и банком. В разрезе данных систем выделяют также домашние банки - это самостоятельная форма оказания банковских услуг, дающая возможность вести многие банковские операции с использованием современной электронной техники с удаленного рабочего места. В данном случае удаленным рабочим местом может быть контора, фирма, магазин и т.д. Для ведения банковских операций в рамках данной структуры необходимо заключить с банком специальный договор. Пользователь самостоятельно приобретает необходимое оборудование. Также необходимо получить от банка необходимое программное обеспечение. Банк гарантирует техническую и методическую поддержку, обновление программного обеспечения и возможность консультаций и рекомендаций. Для ведения операций владелец использует секретный ключ, который вводит при подключении к банковскому компьютеру, а также ключ необходимой ему операции.

Телебанкинг дает возможность клиенту получать различную справочную информацию в речевом и факсимильном виде, а также проводить активные операции со своими счетами. В данной системе банковские операции выполняют посредством интерактивного диалога системы и клиента. К данной системе можно подключить систему голосовая почта и факсимильная почта. К достоинствам данной системы относится - обработка платежей в автоматизированном режиме, к недостаткам - информация о платежах передается операторам - операционистам.

Интернет-банкинг - предоставление банковских услуг посредством публичных сетей связи с помощью специального программного аппаратного обеспечения. Интернет-банкинг представляет собой совокупность баз данных программных и языковых средств, предназначенных для накопления данных в банковской структуре. Данная форма ведения не отличается от классической. Существует 3 категории интернет-банкинга: 1) предназначенные для предоставления информации о счете клиента, например, интернет-банк express, 2) позволяют осуществлять удаленное управление счетами - межбанковские переводы, оплата коммунальных услуг и покупка-продажа безналичной валюты, 3) системы, позволяющие клиенту получить в режиме on-line практически весь комплекс интернет-услуг.

Мобильный банкинг - управление банковским счетом посредством сотового телефона или портативного компьютера с использованием технологий беспроводного доступа. Данная структура позволяет круглосуточно контролировать движение средств с помощью сообщений на телефон.

Существует 4 традиционные (классические) модели электронного бизнеса, используемые в туризме (рис.1).

  Бизнес Потребитель
Бизнес B2B (Wizcom, American Express) B2C (AA, Mariott)
Потребитель C2B (priceline.com, nameyourownprice.com) C2C (Ebay,QXL)

Рис.1. Модели электронного бизнеса:

Наши рекомендации