Интеграция и развитие ERP-систем
В соответствии с современными требованиями APICS, ERP-система должна помимо ядра, реализующего стандарт MRPII (или его аналога для непрерывного производства), включать следующие модули:
· управления логистическими цепочками SCM (ранее — DRP, Distribution Resource Planning);
· усовершенствованного планирования и составления производственных графиков APS (Advanced Planning and Scheduling);
· управления взаимоотношениями с клиентами — CRM (ранее назывался модулем автоматизации продаж — Sales Force Automation);
· электронной коммерции ЕС (Electronic Commerce);у
· управления данными об изделии PDM (Product Data Management);
· надстройку Business Intelligence, включающую решения на основе технологий OLAP и DSS (Decision Support Systems);
· автономный модуль, отвечающий за конфигурирование системы (Stand Alone Configuration Engine, SCE);
· окончательного (детализированного) планирования ресурсов FRP (Finite Resource Planning).
В конце 90-х гг. был разработан также стандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), который охватывает взаимодействие предприятия с клиентами: оформление заказа, техническое задание, поддержку клиентов и др. Если стандарты MRP/MRPII/ERP ориентированы только на внутреннюю организацию предприятия, то в стандарт CSRP включен полный жизненный цикл изделия: от его проектирования с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.
Когда сеть Internet стала развиваться и выступать в качестве нового источника доходов, перед разработчиками ERP-систем встала задача значительного расширения диапазона поставляемых приложений, так как предприятия интересуются не только базовыми ERP-системами, но также CRM и SCM-приложениями. С начала 2000 г. акцент в планировании ресурсов предприятий постепенно сместился к поддержке и реализации процессов управления логистическими цепочками, управления взаимоотношениями с клиентами и электронного бизнеса. Существуют оценки, что только SCM-приложения помогут сэкономить на непродуктивных расходах, например, в нефтегазовой отрасли (годовой оборот которой составляет около $200 млрд.) от 5% до 30%. Более того, специалисты считают, что традиционная ERP-модель уже нежизнеспособна. На смену ERP-модели пришли CRM- и SCM-модели, которые в ближайшее время, по-видимому, завоюют ERP-рынок, если концепция ERP не будет развиваться.
Поэтому сегодня основная проблема, стоящая перед разработчиками ERP-систем, заключается в том, как объединить ERP, CRM и SCM-приложения в рамках единой ИИС и позволить предприятиям работать в ней, используя привычную терминологию, поскольку ERP-функциональность будет нужна всегда. Вопрос заключается в том, какие формы она принимает в конкретных системах. Специалисты рассматривают интеграцию ERP-систем с CRM-приложениями, как решающую стратегию для развития бизнеса, причем границы между приложениями ERP, CRM, электронного бизнеса, бизнес-интеллекта (обеспечивающими поступление полезной информации на все уровни управления предприятием) и SCM постепенно исчезают. Поэтому в последнее время все чаще встречается следующая концепция места и роли ERP-системы в информационной среде предприятия. Согласно данной концепции, ERP-система является основой ИИС и определяет структуру, которую должно иметь предприятие для своей работы и для взаимодействия с другими предприятиями и клиентами. На базе ERP-систем должно также осуществляться управление электронным бизнесом предприятия. Эта концепция набирает все большую популярность в мире.
В настоящее время концепция ERP активно развивается, обрастая новыми приложениями и технологиями и в 2004 г. ожидается переход на системы ERPII-класса. Аббревиатура ERPII расшифровывается, как Enterprise Resource & Relationship Processing, что переводится на русский язык как управление ресурсами и внешними связями предприятия.
Основная идея концепции ERP II – выход за рамки задач по оптимизации транзакционных процессов внутри предприятия. Новая парадигма подразумевает усиление конкурентоспособности за счет выработки такой стратегии и установки таких приложений, которые позволят предприятию "разделять" свою информацию и на этой основе сотрудничать с представителями "групп по интересам" в рамках совместной коммерции, создавая тем самым виртуальное предприятие в глобальной экономике.
Поскольку развертывание ERP-систем стало приносить меньше выгод, предприятия обратились к таким приложениям, как управление цепочкой поставок (SCM), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), а также к системам электронного бизнеса (Business-to-Business (B2B)), обеспечивающим организацию информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством коммуникационных сетей и электронной коммерции, Business-to-Consumer (B2C), предоставляющим услуги частным лицам.
Таким образом, пришедшая на смену ERP концепция ERPII направлена на то, чтобы решать все эти задачи комплексно. Она не ограничивается рассмотрением и автоматизацией внутренних бизнес-процессов корпорации. ERP II – это бизнес-стратегия предприятия, включающая определенный набор приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире, а именно в рамках сотрудничества с другими корпорациями.
Концепция ERP II опирается на шесть базовых элементов, затрагивающих стратегию бизнеса, технологическую стратегию и стратегию построения приложений:
· роль ERPII в экономике;
· область деятельности, на которую распространяется эта концепция;
· функции, присущие этой области;
· типы процессов, относящиеся к этим функциям;
· системная архитектура, обеспечивающая эти процессы;
· способы, применяемые для управления данными внутри этой архитектуры.
Все перечисленные элементы (кроме архитектуры) говорят о том, что ERP II – это развитие концепции ERP, направленное на обеспечение сотрудничества с другими корпорациями. Расширение области применения ERP II (по сравнению с ERP) проявляется, в частности, в том, что новая концепция охватывает и непроизводственные сферы. Присущие ей функции выходят за рамки традиционных производственных, дистрибьюторских и финансовых задач и отражают специфику какого-то отдельного промышленного сектора или уникального направления деятельности.
Web-ориентированные архитектуры систем ERP II, нацеленные на интеграцию друг с другом, существенно разнятся с архитектурой ERP-систем. Поэтому для перехода от одной концепции к другой потребуется перестройка приложений. Кроме того, ERPII-системы полностью "встроены" в Интернет и могут работать с данными, размещенными не в собственном репозитарии, поддерживать публикацию/подписку, инициированную клиентом или событием, взаимодействовать с другими приложениями, использующими EAI-адаптеры (EAI — Enterprise Application Integration) и язык XML.