Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и родителями

Составитель Ильина Алла Ивановна, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ им. А.А. Каргина п.Краснооктябрьский.

Педсовет в интерактивной форме на тему «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество»

Обоснование:

Как бы серьёзно ни продумывали педагоги формы воспитания обучающихся, его цели не будут достигнуты без постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка, и роль семьи в создании согласованной системы трудно переоценить.

Вечная «головная боль» педагогов: как привлечь родителей в школу?

Программа-максимум: создание условий для того, чтобы им захотелось с нами сотрудничать.

Программа-минимум: добиться посещаемости родительских собраний.

Ответ вроде бы прост: надо сделать так, чтобы родителям было в школе интересно, а посещение приносило пользу, не вызывая негативных эмоций.

Цель педсовета: сформулировать правила и рекомендации по успешному общению с родителями.

Ожидаемые результаты

1.Определение степени необходимости и эффективности использования различных форм работы с родителями.

2.Построение моделей успешного общения педагогов с родителями и их детьми.

3.Оценка степени взаимовлияния семьи и школы, получение рекомендаций психолога по данной проблеме и использование их в работе.

4.Осознание педагогами того, что школа предоставляет государственные услуги и предназначена для детей и их родителей.

Этапы педсовета.

1.Обоснование проблемы.

2.Объявление темы – «мозговой штурм». Выявление, с какими понятиями у педагогов ассоциируется тема педсовета (в чём выражается сотрудничество с родителями, каковы формы взаимодействия с семьёй, пути взаимопонимания).

3.Рейтинговое голосование. Выбор ключевого понятия.

4.Распределение по группам согласно рейтинговому голосованию.

5.Создание экспертной группы. От каждой группы выбирается один делегат. Задача экспертов – сформулировать правила и рекомендации для успешного общения с родителями.

6.Активизация деятельности групп: показ презентации по итогам анкет для родителей «Степень требований и уровень участия родителей во внеурочной деятельности».

7.Работа в группах.

8.Выступления групп.

9.Рекомендации по взаимовлиянию семьи и школы психолога.

10.Выработка и принятие правил успешного общения с детьми и родителями.

Методические рекомендации.

При «мозговом штурме» понятия записываются на доске или листе ватмана.

1.При рейтинговом голосовании напротив выбранного понятия ставится галочка.

2.Формируются группы от 4 до 6 человек. Количество групп зависит от числа участников педсовета и выбранных понятий.

3.Каждой группе для работы выдаётся лист ватмана, набор фломастеров. Время для подготовки – 10-15 минут.

4.Группе, выбравшей индивидуальную форму работы с родителями, можно предложить провести треннинг «Как построить беседу с родителями, чтобы они пошли на контакт».

Ход педсовета

Для погружения в проблему ведущий в течение одной-двух минут даёт обоснование её актуальности, затем называет тему педсовета и предлагает провести «мозговой штурм».

Ведущий.

В чём, по-вашему, выражается сотрудничество с родителями? В каких формах происходит взаимодействие с семьёй? Как прийти к взаимопониманию с детьми и их родителями?

Важно было вывести коллектив на такие понятия, как родительские собрания, индивидуальная работа с родителями и детьми, внеурочная деятельность. В ходе «мозгового штурма» были названы общение, индивидуальные беседы, родительские собрания, телефонные звонки, выход в семью, внеклассные мероприятия.

Для того, чтобы разбиться на группы, было проведено рейтинговое голосование. Я попросила каждого выбрать из записанных на доске понятие, которое, на его взгляд, является ключевым. Рядом с выбираемыми понятиями ставила «галочки». В ходе голосования предпочтения разделились: Проанализировав результаты, выбрали какое понятие на 1 месте и т.д. Разбиваются на группы согласно результатам рейтингового голосования.

Экспертная группа создаётся по количеству групп, по одному делегату от каждой группы.

В целях активизации деятельности групп демонстрируется презентация с результатами анкет, заполненных родителями.

Уважаемые родители!

Перед вами анкета. Её цель – определить степень требований и уровень участия родителей во внеурочной жизни класса.

Просим вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий вашим ощущениям.

1.Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребёнка в школе?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

2.Из каких источников вы чаще всего узнаёте об успеваемости и поведении своего ребёнка?

  • Родительские собрания
  • Индивидуальная беседа с педагогом
  • Беседа с ребёнком
  • Вызов к директору

3.Интересно ли вам ходить на родительские собрания?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4.Что вы чаще всего слышите о своём ребёнке в школе?

  • Положительное
  • Отрицательное

5.Какие вопросы, на ваш взгляд, должны обсуждаться на родительском собрании?

  • Успеваемость вашего ребёнка
  • Поведение вашего ребёнка
  • Индивидуальные особенности вашего ребёнка
  • Вопросы, интересные всем родителям

6.Сколько времени должно длиться родительское собрание?

  • 1 час
  • 1,5 часа
  • 2 часа
  • Более 2 часов

7.Сколько времени классный руководитель вашего ребёнка тратит на проведение родительского собрания?

  • 1 час
  • 1,5 часа
  • 2 часа
  • Более 2 часов

8.Доверяете ли классному руководителю, чувствуете ли защищённость при беседе с ним?

  • Да
  • Нет

9.Всегда ли вы можете говорить об особенностях вашего ребёнка в беседе с классным руководителем, не тревожась, что он будет впоследствии унижен в присутствии своего класса?

  • Да
  • Нет

10.О чём чаще всего сообщает вам классный руководитель в индивидуальной беседе?

  • О плохом
  • О хорошем

11.Как вы считаете, насколько активно вы участвуете в жизни класса?

  • Всегда
  • Иногда
  • Когда попросят
  • Никогда

12.Сколько раз за учебный год вы бываете на внеклассных мероприятиях в школе, классе?

  • Не бываю
  • 1-2 раза
  • 3-4 раза
  • Чаще 4 раз

13.Из каких источников вы узнаёте о проводимых в школе мероприятиях?

  • Родительские собрания
  • Сообщает ребёнок
  • Из прессы
  • Узнаю «со стороны»

14.Нравится ли вам посещать праздники, концерты, участвовать в походах и т.д.?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

15.Занимаетесь ли вы сами организацией классных и школьных мероприятий?

  • Да
  • Нет

16.У каждой школы свой стиль в работе. Отметьте предложение, которое больше подходит для школы, в которой учится ваш ребёнок.

  • Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.
  • Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.
  • Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.

На родительских собраниях заблаговременно был проведён опрос родителей по данной анкете. Цели анкетирования: выявление уровня требований родителей к школе и степень их участия во внеурочной деятельности; определение степени тревожности родителей в индивидуальных беседах с учителями; выявление проблем при проведении внеурочных мероприятий (анализ анкеты).

Выводы:

1.Классный руководитель в обязательном порядке должен информировать родителей о проводимых в школе мероприятий на родительских собраниях.

2.Необходимо более активно привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.

3.На родительских собраниях надо рассматривать вопросы, интересные всем родителям.

4.Надо соблюдать конфиденциальность полученной из бесед с родителями информации.

Следующий этап – работа в группах (10-15 минут). Задачи каждой из групп – доказать, что её понятие самое важное в работе с родителями, показать его сильные и слабые стороны, предложить меры по преодолению «минусов» и усилению «плюсов» понятия. Конечным продуктом работы должны стать созданные на листе ватмана схема, таблица, рисунок.

Перед выступлением групп с целью защиты своего понятия определяем регламент (максимум 5 минут). Пока одна группа выступает, другие готовят вопросы по содержанию выступления. Экспертная группа записывает предложения коллег.

Результатом выступления групп и обсуждения коллективом проблем явились конкретные меры, которые были сформулированы аналитической группой в виде правил и рекомендаций.

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и родителями

  • Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой отдельно взятой семье.
  • Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьёй.
  • Изучай потребности родителей своего класса, используй активные формы в проведении родительских собраний.
  • Начинай разговор с родителями с похвалы их ребёнку, говори о недостатках корректно и спокойно.
  • Терпеливо выслушивай родителей.
  • Давай рекомендации с учётом индивидуальных особенностей ученика и его родителей.
  • На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.
  • Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.

Благодаря интерактивной форме учителя поделятся накопленным опытом работы, причём на подготовку выступлений время не тратится. В ходе педсовета проходит обсуждение всех «больных мест» при работе с семьёй.

Наши рекомендации