Общение с родителями и детьми

Общение с родителями.

Общение с родителями является такой же важной частью работы тренера, как и само проведение занятий, поэтому к нему необходимо относится очень серьезно. Если разобраться, по сути, мы общаемся с родителями одного отдельно взятого ребёнка не более 5-6 минут в день (2-3 минуты перед занятием, столько же времени после). За этот период времени мы должны показать себя с наилучшей стороны. Что же сюда входит? В первую очередь, у родителей не должно быть никаких сомнений в вашем профессионализме. Вы должны чётко знать, что вы делаете на работе, ведь вам могут задать любой вопрос по поводу проведения занятий, возможно родители захотят получить от вас какую-либо консультацию или совет. Ведь спросить им больше не у кого, так что надо быть готовым ко всему. Вы должны постоянно излучать позитив на работе, тогда родители сами будут идти к вам за советом или просто перекинуться парой фраз на общие темы ( «Как сыграла сборная», или «А эта обувь подходит моему малышу?»). Поймите, люди к нам идут не только потому, что детям у нас нравится (а то, что им у нас нравится, неоспоримый факт). Они идут сюда за какой-то необъяснимой атмосферой, которую создают в клубе все сотрудники. Поэтому, мы всегда открыты к диалогу с родителями, мы всегда улыбаемся на работе (как можно не улыбаться, если эта работа приносит тебе удовольствие?). Очень важно чувствовать, что на душе у того или другого родителя. Есть такие, которые не идут на разговор (обычно они сидят на диване, даже не смотрят за занятиями ребёнка, а предпочитают уткнуться в журнал либо в телефон). В таком случае мы просто проходим мимо них, вежливо здороваемся и улыбаемся. Если же вы уже начали разбираться в родителях, то тут можно позволить себе чуть больше в общении с ними, но не забывать о том, что есть некая грань, которую переходить нельзя. Если говорить буквально, то родители делятся на мам и пап. В чём же разница между ними? Папы. Если ребёнка на занятие приводит папа, это говорит о том, что он очень замотивирован в том, что бы ребёнок стал футболистом. Ведь каждый папа видит в своём сыне продолжение себя. Возможно, он сам пытался заиграть когда-то в футбол, но у него не получилось, и сейчас он делает всё для того, что бы у его сына не было никаких нужд в плане футбола (все мы помним своё детство и условия, в которых мы тренировались). К таким папам необходим свой подход. Они любят всё расспрашивать, до каждой мелочи, поэтому, наберитесь терпения и будьте готовы к любым вопросам. Просто поймите, что эти вопросы задаются не для того, что бы позлить вас, а для того, что бы получить от вас совет и заниматься с ребёнком дома по вашим рекомендациям. Зато, если вы достаточно грамотно объясните ему то, о чём он вас спрашивает, вы станете в глазах отца ребёнка авторитетом, и он внушит своему сыну, что вас надо слушать. Папа должен слышать от вас чётко сформулированные ответы, желательно добавить немного методических выражений, придающих речи серьезную окраску. Мамы. С мамами ситуация намного проще. В большинстве своём, они не очень хорошо разбираются в футболе, поэтому, для них самое главное, что бы ребёнку нравилось у нас. С ними достаточно просто вежливо поздороваться и нужно быть готовым ответить на интересующие их вопросы. Обязательно хвалите родителям их детей. Любому человеку приятно, когда хвалят его самого, а, когда дело касается детей, это чувство удваивается. Но не стоит акцентировать внимание только на положительных моментах. Родители быстрее поймут, что у нас всё проходит на наивысшем уровне тогда, когда мы начнём им указывать и на слабые стороны их ребёнка, ведь они, как никто, догадываются о слабостях их детей (дети бывают непослушные, некоординированные, медленные и т.д.). Но мы должны убеждать их каждый раз в том, что, благодаря занятиям у нас, эти слабые стороны превратятся в сильные, только для этого необходимо время. Нельзя в данном разделе расписать всё по буквам, так как каждый человек – это индивидуальность, и к каждому необходимо найти свой подход. Поэтому, тренер должен быть ещё и психологом и тонко чувствовать, кому и что нужно сказать в определённый момент.

Общение с детьми.

Общение с детьми тренера имеет очень большую важность. Дети этого возраста психологически нестабильны и поддаются большому влиянию внешних обстоятельств. Он, как губка, и тренер должен ответственно подходить к подбору слов и языков жестов при взаимодействии с детьми на тренировке. Один неверный взгляд или слово могут испортить ребенку настроение, испугать или отбить желание ходить на тренировки. Такие примеры были в практике, поэтому их необходимо принять во внимание. Помимо исключения жаргона и слов паразитов необходимо развивать коммуникативные навыки, увеличивать словарный запас, что позволит общаться с детьми грамотно и красиво!

Старайся всегда поприветствовать ребёнка до того, как он пойдёт в раздевалку (спроси, как у него дела, выспался ли он). Дети любят такие вопросы, так, как они считают себя взрослыми и с полной серьёзностью отвечают на твои вопросы. Если видишь, что кто-то из детей просто сидит на лавочке или несколько ребят играют во что-то, не стесняйся, подойди к ним и поучаствуй вместе с ними. Этим ты только закрепишь связь с детьми (по крайней мере, хуже точно не будет). Всё, перед занятием пообщался, теперь время приступать непосредственно к самой тренировке. Зайдя в раздевалку, для детей ты представляешь некоего большого друга и учителя, поэтому, постарайся всегда быть в хорошей форме и отличном настроении. Забирая ребят из раздевалки, постарайся каждому уделить внимание, ведь их много, и если ты обделишь кого-то вниманием, они просто расстроятся и потеряют интерес к занятию в общем и к тебе, как тренеру, в частности. Будь очень внимателен в данном аспекте. Зайдя в зал, ты должен показать детям, что ты здесь главный и вся игра будет проходить по твоим правилам. Конечно, есть такие дети, которым всё равно, что ты им будешь говорить и чему пытаться научить. Они приходят к нам просто побегать, поэтому относись к ним лояльно, не раздражайся, а попытайся просто принять это с улыбкой. Но всё же, основная масса детей приходит к нам для того, что бы научится играть в футбол плюс потому, что им очень у нас нравится. Первое, что ты должен сделать, это постараться выучить имена всех детей, которые занимаются у нас в школе. На первый взгляд, это кажется нереально, но поверь, пройдёт неделя, и ты будешь знать процентов 70 всех детей, через месяц ты будешь знать имя каждого из них. После этого, тебе намного проще будет общаться с детьми, ведь, как минимум, ты сможешь подозвать ребёнка к себе и попытаться объяснить ему, что ты от него требуешь. Не стесняйся с детьми быть самому ребёнком, ты должен всегда быть с ними на одной волне, ведь они воспринимают тебя как друга. Шути с ними (но не забывай, что они дети, юмор должен быть уместен и корректен), веселись, играй, но чувствуй ту грань, которую переходить нельзя, ту грань, когда веселье переходит в баловство, и футбол становится никому не интересен. Ты должен, с помощью своей харизмы, вызвать у ребёнка желание приходить к тебе на занятия, учится у тебя чему-то. Если они чувствуют от тебя позитив, то отблагодарят тебя вдвойне. Они подарят тебе свою энергию и позитив, зарядят тебя своим настроением и придадут тебе сил. Если ты видишь, что у кого-то из игроков на занятии что-то не получается, удели ему внимание. Подойди к нему, присядь рядом с ним и попытайся узнать, что его беспокоит. Если ты поможешь малышу решить его проблему, ты станешь лучшим другом для него. Если ты видишь, что кто-то плачет, сразу подлетай к нему, бери на руки и пытайся успокоить или рассмешить, так как грань между слезами и смехом у детей тонкая. И конечно, если ты видишь, что у кого-то получается хорошо выполнять задания, обязательно хвали. Но не перехвали, потому что в группе много ребят, и если они понимают, что у них не получается, плюс тренер хвалит его друга, то у них вообще руки опускаются. Поэтому, в таком случае, старайся хвалить по чуть-чуть всех: кого-то за то, что он хорошо себя ведёт, кого-то за отличное выполнение задания, кого-то за отличный гол и так далее, поводов похвалить детей масса. Так тебе будет проще контролировать группу и поддерживать хорошее настроение у всех участников процесса. Бывают такие ребята, которые, своим поведением, пытаются сорвать занятие. Может быть, они делают это неосознанно, иногда наоборот, но всё равно, отнесись к этому с терпением, особенно, если ребёнку 3 или 3.6 года. Постарайся объяснить ему, что так делать нельзя. Если ребята постарше (4.6 – 6 лет) начинают баловаться, то тут уже необходимо принимать более радикальные меры. Ты можешь повысить голос (обрати внимание, повысить, а не накричать), пригрозить ему углом либо отсутствием каких-либо поощрений в конце тренировки (наклейки и т.д.). Не забывай, даже если ты бываешь строгим, обязательно будь при этом справедливым и последовательным, ведь если ты одного накажешь, а второй сделает то же самое и ничего ему не будет, толку от твоих воспитательных работ будет ноль. Никогда не кричи на ребёнка и не поднимай на него руку. Это всего лишь ребёнок. Пускай даже иногда, некоторые родители, и говорят, что, мол, можно и попе дать, и накричать на их ребёнка, запомни: это не наш метод. Всегда помогай детям. Неважно, что они просят тебя: выполнить задание вместе с ними, открыть бутылку с водой, завязать шнурок или просто сводить в туалет. Никогда не говори им: подойди попозже. Как я уже говорил, они считают тебя своим другом, а какой же ты друг, если не стараешься помочь другу. В конце концов, ты сам почувствуешь, что дети стали для тебя самыми лучшими друзьями и тебе станет общаться с ними настолько легко, насколько ты даже не подозревал. Заканчивается занятие и ты начинаешь подводить его итоги. Обязательно выдели тех, кто был лучшим на занятии (как мы уже говорили, в корректной форме), похвали тех, кто стал лучше себя вести или у кого стало лучше получаться выполнять задания. Обрати внимание и на тех, кто плохо себя вёл, возьми с них обещание, что в следующий раз такого поведения с их стороны не будет (хотя 99 процентов того, что именно так оно и будет). Запомни, никто не должен уйти с занятия без улыбки и в плохом настроении, ведь по улыбкам на лицах детей родители судят о качестве выполняемой нами работе. Заведя детей в раздевалку, попрощайся с каждым из них, ведь они твоя команда, а ты их тренер, помни об этом и пойми, что если ты найдёшь подход к каждому ребёнку, то они будут тянуться к тебе, и с нетерпением, будут ждать очередной встречи с тобой!

Слова которые не использовать:

-Проиграл(занял 7-е место)
-Не правильно(давай сделаем по-другому)
-Все слова и фразы, которые носят негативную оценку его действия при условии его полной выкладки и отдачи на тренировке! Они ДОЛЖНЫ ошибаться и не бояться этого делать!
-Плохо! что ты делаешь?-он делает так, как тренер его научил
-Иди домой, пойдешь в угол и т.д. угрозы для налаживания дисциплины –Использовать, только когда уверен в психике ребенка и в своем авторитете в его лице.
-Слова паразиты

-Нецензурная брань!

Слова которые использовать:

-Любые слова поддержки оказывающие влияние на формирование высокой самооценки ребенка!! Похвала должна быть заслуженной, но не основываться исключительно на результатах малыша. Имеет значение только его старание и отдача на тренировке!


-Грамотность речи! Помни, что именно ты тот человек, с которого ребенок берет пример во всем. Грамотная речь не исключение.

-Относитесь к ребенку, как к обычному человеку, только к маленькому.

Общение с ребенком всегда должно проходить на уровне его глаз. То есть нужно наклониться самому, либо взять ребенка на руки. Чтоб общение не проходило «сверху вниз». Тем самым вы проявите уважение и равенство со своей стороны.

-Если ты делаешь замечание ребенку, то его ты всегда должен заканчивать словами поддержки (пример: Ты же молодец! Ты справишься! Дай пять!)

-Ни в коем случае не хватать резко и грубо ребенка за руку. Необходимо брать ребенка нежно и плавно. Ребенок не должен вас бояться. Он должен вас уважать. Вы для него друг!

Общение с родителями.

· Программа РСП

Перед тренировкой РСП (Разбуди в сыне победителя) тренер выходит в раздевалку, знакомится с детьми и сообщает родителям информацию о тренировке.

Примерный текст тренера в раздевалке:

Наши рекомендации