Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и родителями
Составитель Ильина Алла Ивановна, заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ им. А.А. Каргина п.Краснооктябрьский.
Педсовет в интерактивной форме на тему «Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество»
Обоснование:
Как бы серьёзно ни продумывали педагоги формы воспитания обучающихся, его цели не будут достигнуты без постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка, и роль семьи в создании согласованной системы трудно переоценить.
Вечная «головная боль» педагогов: как привлечь родителей в школу?
Программа-максимум: создание условий для того, чтобы им захотелось с нами сотрудничать.
Программа-минимум: добиться посещаемости родительских собраний.
Ответ вроде бы прост: надо сделать так, чтобы родителям было в школе интересно, а посещение приносило пользу, не вызывая негативных эмоций.
Цель педсовета: сформулировать правила и рекомендации по успешному общению с родителями.
Ожидаемые результаты
1.Определение степени необходимости и эффективности использования различных форм работы с родителями.
2.Построение моделей успешного общения педагогов с родителями и их детьми.
3.Оценка степени взаимовлияния семьи и школы, получение рекомендаций психолога по данной проблеме и использование их в работе.
4.Осознание педагогами того, что школа предоставляет государственные услуги и предназначена для детей и их родителей.
Этапы педсовета.
1.Обоснование проблемы.
2.Объявление темы – «мозговой штурм». Выявление, с какими понятиями у педагогов ассоциируется тема педсовета (в чём выражается сотрудничество с родителями, каковы формы взаимодействия с семьёй, пути взаимопонимания).
3.Рейтинговое голосование. Выбор ключевого понятия.
4.Распределение по группам согласно рейтинговому голосованию.
5.Создание экспертной группы. От каждой группы выбирается один делегат. Задача экспертов – сформулировать правила и рекомендации для успешного общения с родителями.
6.Активизация деятельности групп: показ презентации по итогам анкет для родителей «Степень требований и уровень участия родителей во внеурочной деятельности».
7.Работа в группах.
8.Выступления групп.
9.Рекомендации по взаимовлиянию семьи и школы психолога.
10.Выработка и принятие правил успешного общения с детьми и родителями.
Методические рекомендации.
При «мозговом штурме» понятия записываются на доске или листе ватмана.
1.При рейтинговом голосовании напротив выбранного понятия ставится галочка.
2.Формируются группы от 4 до 6 человек. Количество групп зависит от числа участников педсовета и выбранных понятий.
3.Каждой группе для работы выдаётся лист ватмана, набор фломастеров. Время для подготовки – 10-15 минут.
4.Группе, выбравшей индивидуальную форму работы с родителями, можно предложить провести треннинг «Как построить беседу с родителями, чтобы они пошли на контакт».
Ход педсовета
Для погружения в проблему ведущий в течение одной-двух минут даёт обоснование её актуальности, затем называет тему педсовета и предлагает провести «мозговой штурм».
Ведущий.
В чём, по-вашему, выражается сотрудничество с родителями? В каких формах происходит взаимодействие с семьёй? Как прийти к взаимопониманию с детьми и их родителями?
Важно было вывести коллектив на такие понятия, как родительские собрания, индивидуальная работа с родителями и детьми, внеурочная деятельность. В ходе «мозгового штурма» были названы общение, индивидуальные беседы, родительские собрания, телефонные звонки, выход в семью, внеклассные мероприятия.
Для того, чтобы разбиться на группы, было проведено рейтинговое голосование. Я попросила каждого выбрать из записанных на доске понятие, которое, на его взгляд, является ключевым. Рядом с выбираемыми понятиями ставила «галочки». В ходе голосования предпочтения разделились: Проанализировав результаты, выбрали какое понятие на 1 месте и т.д. Разбиваются на группы согласно результатам рейтингового голосования.
Экспертная группа создаётся по количеству групп, по одному делегату от каждой группы.
В целях активизации деятельности групп демонстрируется презентация с результатами анкет, заполненных родителями.
Уважаемые родители!
Перед вами анкета. Её цель – определить степень требований и уровень участия родителей во внеурочной жизни класса.
Просим вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий вашим ощущениям.
1.Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребёнка в школе?
- Да
- Нет
- Не знаю
2.Из каких источников вы чаще всего узнаёте об успеваемости и поведении своего ребёнка?
- Родительские собрания
- Индивидуальная беседа с педагогом
- Беседа с ребёнком
- Вызов к директору
3.Интересно ли вам ходить на родительские собрания?
- Да
- Нет
- Не знаю
4.Что вы чаще всего слышите о своём ребёнке в школе?
- Положительное
- Отрицательное
5.Какие вопросы, на ваш взгляд, должны обсуждаться на родительском собрании?
- Успеваемость вашего ребёнка
- Поведение вашего ребёнка
- Индивидуальные особенности вашего ребёнка
- Вопросы, интересные всем родителям
6.Сколько времени должно длиться родительское собрание?
- 1 час
- 1,5 часа
- 2 часа
- Более 2 часов
7.Сколько времени классный руководитель вашего ребёнка тратит на проведение родительского собрания?
- 1 час
- 1,5 часа
- 2 часа
- Более 2 часов
8.Доверяете ли классному руководителю, чувствуете ли защищённость при беседе с ним?
- Да
- Нет
9.Всегда ли вы можете говорить об особенностях вашего ребёнка в беседе с классным руководителем, не тревожась, что он будет впоследствии унижен в присутствии своего класса?
- Да
- Нет
10.О чём чаще всего сообщает вам классный руководитель в индивидуальной беседе?
- О плохом
- О хорошем
11.Как вы считаете, насколько активно вы участвуете в жизни класса?
- Всегда
- Иногда
- Когда попросят
- Никогда
12.Сколько раз за учебный год вы бываете на внеклассных мероприятиях в школе, классе?
- Не бываю
- 1-2 раза
- 3-4 раза
- Чаще 4 раз
13.Из каких источников вы узнаёте о проводимых в школе мероприятиях?
- Родительские собрания
- Сообщает ребёнок
- Из прессы
- Узнаю «со стороны»
14.Нравится ли вам посещать праздники, концерты, участвовать в походах и т.д.?
- Да
- Нет
- Не знаю
15.Занимаетесь ли вы сами организацией классных и школьных мероприятий?
- Да
- Нет
16.У каждой школы свой стиль в работе. Отметьте предложение, которое больше подходит для школы, в которой учится ваш ребёнок.
- Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.
- Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.
- Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.
На родительских собраниях заблаговременно был проведён опрос родителей по данной анкете. Цели анкетирования: выявление уровня требований родителей к школе и степень их участия во внеурочной деятельности; определение степени тревожности родителей в индивидуальных беседах с учителями; выявление проблем при проведении внеурочных мероприятий (анализ анкеты).
Выводы:
1.Классный руководитель в обязательном порядке должен информировать родителей о проводимых в школе мероприятий на родительских собраниях.
2.Необходимо более активно привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.
3.На родительских собраниях надо рассматривать вопросы, интересные всем родителям.
4.Надо соблюдать конфиденциальность полученной из бесед с родителями информации.
Следующий этап – работа в группах (10-15 минут). Задачи каждой из групп – доказать, что её понятие самое важное в работе с родителями, показать его сильные и слабые стороны, предложить меры по преодолению «минусов» и усилению «плюсов» понятия. Конечным продуктом работы должны стать созданные на листе ватмана схема, таблица, рисунок.
Перед выступлением групп с целью защиты своего понятия определяем регламент (максимум 5 минут). Пока одна группа выступает, другие готовят вопросы по содержанию выступления. Экспертная группа записывает предложения коллег.
Результатом выступления групп и обсуждения коллективом проблем явились конкретные меры, которые были сформулированы аналитической группой в виде правил и рекомендаций.
Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и родителями
- Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой отдельно взятой семье.
- Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьёй.
- Изучай потребности родителей своего класса, используй активные формы в проведении родительских собраний.
- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребёнку, говори о недостатках корректно и спокойно.
- Терпеливо выслушивай родителей.
- Давай рекомендации с учётом индивидуальных особенностей ученика и его родителей.
- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.
- Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.
Благодаря интерактивной форме учителя поделятся накопленным опытом работы, причём на подготовку выступлений время не тратится. В ходе педсовета проходит обсуждение всех «больных мест» при работе с семьёй.