Тест № 3 «Умеете ли Вы убеждать других?» (В.В. Бондаренко)

«На каждый вопрос необходимо ответить «да» или «нет».

1. Высказывая свою точку зрения, всегда ли Вы смотрите на того человека или на ту группу людей, к кому обращаетесь?

2. Легко ли Вас расслышать во время разговора?

3. Используете ли Вы термины, которые понятны Вашим слушателям?

4. Если Ваше утверждение весьма оригинально, можете ли Вы привести, по меньшей мере, пару серьезных доводов в его пользу?

5. Легко ли Вы теряете контроль над своими чувствами?

6. Легко ли Вас обескуражить высказыванием, вопросом, шуткой и пр.?

7. Склонны ли Вы давать обещания, которые не в состоянии выполнить или которые не выполняете?

8. Есть ли у Вас привычка запоминать интересные факты из прочитанного, увиденного или услышанного?

9. Часто ли люди пугают Вас неожиданным обращением к Вам?

10. Любите ли Вы поспорить ради самого спора?

Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы убеждать других?»

За каждый ответ «Да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 8 – 1 балл; за каждый ответ «Нет» на вопросы 5, 6, 7, 9, 10 – 1 балл.

- От 3 баллов и менее – извините, но Вы вряд ли сможете добиться успеха в обмене мнениями. Ваша сила воздействия на собеседника довольно слаба, но не отчаивайтесь! Вероятно, Вы приятный человек и у Вас найдутся друзья, которые смогут отстоять Вашу позицию.

- От 4 до 8 баллов – Вы обладаете средними способностями оказания воздействия на людей. Иногда Вы отстаиваете свою позицию, но часто этого сделать не удается. Возможно, этот краткий опросник даст вам некоторые указания для дальнейшего совершенствования.

- От 9 до 10 баллов – Вы нас убедили! Вы умеете убеждать»[27]

Тест №4 «Уровень коммуникативного контроля в общении». (М. Шнайдер)

Тест разработан американским ученым М. Шнайдером. Он позволяет выявлять степень коммуникативного контроля в общении. Оцените каждое из предложений, описывающих реакцию на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (Н) применительно к Вам.

1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог «валять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актёр.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что0то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.

8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

По одному баллу начисляется за ответ Н на 1,5,7вопросы и за ответ В на все остальные.

Ключ: 0…3 – низкий коммуникативный контроль

4…6 – средний коммуникативный контроль

7…10 – высокий коммуникативный контроль.»[28]

Содержание:

Раздел1. Классическая риторика и ее основные направления, как основа современного коммуникативного процесса.

1. Традиционное определение риторики.

2. Сила слова.

3. Рождение риторики в античности. Софисты. Риторический идеал софистов.

4. Риторический идеал Сократа. Аристотель.

5. Ораторское искусство древнего Рима. Квинтиллион.

Раздел2. Коммуникативный процесс в профессиональной деятельности.

Требования к поведению говорящего

Законы современной общей риторики

Зрительный контакт и голосовой контакт

Три способа развития коммуникативности.

Риторический канон и современное публичное выступление

Классический образец речи-рассуждения

Основная часть аргументирующей речи

Топика и смысловые модели в публичном выступлении.

Топы и композиция описания (Н.Ф. Кошанский)

Раздел 3. Структура современного публичного выступления

Вступление

2. Главная часть речи. Целевые установки, задакча и методы изложения материала.

3. Заключение речи

4.

Раздел4. Дискуссии как тренировка навыков проблемных ситуаций в профессиональном общении и методы обсуждения процессов происходящих внутри и вокруг творческого коллектива.

Рекомендации для участника дискуссии.

ПОПС и МОПС- формулы.

Как вести дискуссию

Виды дискуссий

Организационные методики, используемые в проведении дискуссии.

Метод «мозгового штурма»

Метод эвристических вопросов.

Раздел5. Упражнения и дискуссии, развивающие навыки управления коммуникативным процессом и умение вербального информационного

Домашнее задание 1. «Хрия».

Домашнее задание 2. «Попс – формула»

Упражнение 1. «Интервью»:

Упражнение 2. «Разговор и пространство общения»

Упражнение 3. «Займи позицию. Шкала мнений»

Упражнение 4. «Дискуссия Круглый стол»

Упражнение 5. «Дискуссия в стиле ток – шоу»

Упражнение 6. “Дебаты”[29]

Упражнение 7. «Диспут»

Упражнение 8. «Дизайнеры»

Упражнение 9. «Мозговой штурм»

Раздел 6. Упражнения, развивающие умение осуществлять контроль и самоконтроль в общении, и рефлексию коммуникативного поведения.

Упражнение 1. «Самооценка и групповое обсуждение»

Упражнение 2 «Подарок».

Упражнение 3. «Сообщение»

Упражнение 4 « Передача чувств»

Упражнение 5. «Отражение чувств»

Упражнение 6. «Эмпатия»

Упражнение 7. «Зеркало молчащее и говорящее»

Упражнение 8. «Неожиданный гость»

Упражнение9.Домашнее задание. «Развитие коммуникативной компетентности»

Наши рекомендации