Закупочная логистика в книжном деле
Закупочная логистика - это функциональная область логистики, осуществляющая управление входными материальными и связанными с ними сервисными, информационными, финансовыми, кадровыми потоками с целью обеспечения предприятия необходимыми ресурсами.
Цель закупочной логистики - такая организация входных потоков, которая позволила бы наиболее полно удовлетворить потребности фирмы при оптимальных расходах, поэтому ресурсы должны входить в логистическую систему с соблюдением правил «семи Н»: обеспечение наличия нужного ресурса в нужном количестве нужного качества в нужном месте в нужное время для нужного потребителя с наилучшими (оптимальными) затратами на закупку.
Основной проблемой закупочной логистики является обеспечение бесперебойного снабжения фирмы при минимальных затратах ресурсов. Для решения этой проблемы разрабатываются и внедряются логистические системы «Точно в срок», «Стройное производство».
Эффективное управление закупками ресурсов постепенно на следующих принципах рыночной экономики:
Свобода выбора поставщиков;
1.Заключение максимально выгодных договоров с поставщиками;
2.Получение от поставщиков логистических услуг, которые требуются фирме;
3.Наличие альтернативных вариантов закупки.
Логистическое управление формированием выходных потоков ресурсов предполагает:
4.Определение стратегии закупочной логистики на основе миссии;
5.Анализ потребностей фирмы в ресурсах, расчет количества и состава закупаемых ресурсов;
6.Разработку закупочной политики (выбор источников поставок, каналов снабжения, методов закупки, способов доставкиО; *
7.Определение конкретных поставщиков;
8.Установление с поставщиками рациональных логистических связей (путем заключения договора, условий поставки и т.д.)
Далее в процессе закупочной деятельности осуществляется согласование сформированных входных потоков с внутрифирменными потоками. Этот блок состоит из следующих логистических процессов:
9.Организация заказа и поставок (завоза) ресурсов (координация с поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок);
10.Контроль количества, качества и сроков поставок (т.е. выполнение поставщиками договора);
11.Оценка поставщиков, развитие поставщиков;
12.Участие в приеме, размещении и подготовки к использованию ресурсов в производственном (торговом) процессе;
13.Оценка результатов закупочной деятельности, корректировка.
14.Основные виды затрат, связанные с закупками ресурсов:
15.Оплата стоимости закупаемых ресурсов;
16.Затраты на транспортировку;
17.Затраты на управление запасами (складирование, хранение, обработка).
Для книготорговых предприятий (и не только крупных) общими современными тенденциями в закупочной политике являются: максимальное расширение ассортимента, сокращение объема товарных запасов, минимизация расхождений цен с ценами конкурентов, более точный учет требований покупателей.
Выбирая тот или иной канал снабжения (прямой или через посредников), необходимо решить вопросы:
Выгодно ли пользоваться услугами посредников;
Соответствует ли качество предоставляемых посредниками услуг требованиям магазина;
Целесообразно ли ориентироваться в закупочной политике не единственного поставщика или сочетать разные каналы снабжения.
Основные методы закупок:
Разовые оптовые закупки (закупка большой партии товара и поставка ее за один раз). Преимущество: гарантия поставки всей партии товара, повышенные торговые скидки. Недостатки: значительная потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала;
Регулярные закупки мелкими партиями (заказывается необходимое количество товара, которое поставляется заказчику партиями с четко оговоренной периодичностью). Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений. Недостатки: большой объем работ по оформлению мелких заказов, вероятность недостаточного количества товаров;
Закупки по мере необходимости - наиболее точный метод, который можно реализовать, только используя компьютерные системы автозаказа, работающие на основе учета реализации в реальном масштабе времени, прогнозирования спроса.
Проблема выбора поставщика - это частный случай логистической проблемы выбора партнера по бизнесу. Применяются следующиевиды оплаты закупленных товаров:
Предварительная оплата с целью получения от поставщика максимальной скидки и гарантии резерва заказа;
По факту поставки с целью получения от поставщика максимальной скидки;
За проданный товар по разработанному и согласованному с поставщиком графику.
Закупочная логистика должна обеспечить оптимизацию экономических потоков на этапе их движения от поставщика к получателю с использованием следующих логистических принципов:
Формирование долгосрочных отношений с надежными поставщиками;
Развитие поставщиков в направлении использования современных логистических технологий;
Использование системы «Точно в срок»;
Использование современных систем обмена информации;
Развитие поставщика в направлении обеспечения требований, предъявляемых конечными потребителями;
Внедрение системы всеобщего управления качеством на всех стадиях движения книжной продукции.