Функции текстовых зачинов
В литературе отмечаются следующие функции зачинов:
1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:
создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете и аспектах обсуждения темы;
дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном в сфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;
констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующим выделением предмета речи.
2. Констатирующая функция –функция, служащая констатации фактов, которые определили оценки и интерпретационные версии того или иного художественного произведения.
3. Функция создания текстового ожидания(т.н. катафорическая функция)
4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя;
5. Проспективная функция,характеризующая зачины, упреждающие основную часть текста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем темы текста.
Использованная литература
1. Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 296с.
2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440с.
Вопросы для самопроверки.
? Каковы основные текстовые категории?
? Почему абзац является важным элементом структуры текста?
? Какие виды зачинов можно выделить?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Составьте развернутый план по тексту теоретического материала.
ТЕСТЫ
Тест 1. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:
"Заслугой студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается тщательное сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813 году грамот, и начинающему ученому удается внести в эти публикации немало ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и лингвистическими примечаниями" (По В.Макарову).
a) усиление темы абзаца;
b) подтверждение темы абзаца;
c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;
d) детализация.
Тест 2. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:
" В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр" (По Н.Волкову).
a) формулирование вывода;
b) приведение примеров;
c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;
d) детализация.