Функции текстовых зачинов

В литературе отмечаются следующие функции зачинов:

1. Фоновая (или релятивная) функция, характеризующая зачины:

Функции текстовых зачинов - student2.ru создающие баланс общих (у автора и его читателей) знаний о сфере, предмете и аспектах обсуждения темы;

Функции текстовых зачинов - student2.ru дающие представление об известном и общепринятом, о спорном или неизвестном в сфере обсуждения и на этой основе подводящие к предмету речи;

Функции текстовых зачинов - student2.ru констатирующие те или иные факты, явления или тенденции с последующим выделением предмета речи.

2. Констатирующая функция –функция, служащая констатации фактов, которые определили оценки и интерпретационные версии того или иного художественного произведения.

3. Функция создания текстового ожидания(т.н. катафорическая функция)

4. Функция создания эмоционального настроя у читателя или слушателя;

5. Проспективная функция,характеризующая зачины, упреждающие основную часть текста характеристикой порядка обсуждения проблем, составляющих содержание и объем темы текста.

Функции текстовых зачинов - student2.ru Использованная литература

1. Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 296с.

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440с.

Функции текстовых зачинов - student2.ru

Вопросы для самопроверки.

? Каковы основные текстовые категории?

? Почему абзац является важным элементом структуры текста?

? Какие виды зачинов можно выделить?

Функции текстовых зачинов - student2.ru

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Составьте развернутый план по тексту теоретического материала.

Функции текстовых зачинов - student2.ru

ТЕСТЫ

Тест 1. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:

"Заслугой студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается тщательное сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813 году грамот, и начинающему ученому удается внести в эти публикации немало ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и лингвистическими примечаниями" (По В.Макарову).

a) усиление темы абзаца;

b) подтверждение темы абзаца;

c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;

d) детализация.

Тест 2. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:

" В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр" (По Н.Волкову).

a) формулирование вывода;

b) приведение примеров;

c) дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;

d) детализация.

Наши рекомендации