Задачи повышения качества перевозок водным транспортом
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области внутреннего водного транспорта повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса определено как одно из стратегических направлений роста конкурентных преимуществ отрасли.
«В настоящее время эксплуатируемая сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,3 тыс. км. Большая часть этих путей обладает развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционируют 131 порт, имеющих соответствующие подъездные пути, что позволяет максимально использовать их мощности. При этом негосударственный сектор на перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом занимает в России доминирующее положение (более 90 % объема перевозок). Состав флота, которым обладают речные перевозчики, многообразен и позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. В то же время на долю внутреннего водного транспорта приходится менее 2 % от общего объема перевозок грузов в Российской Федерации. Этот показатель значительно уступает европейским странам, имеющим менее развитую сеть внутренних водных путей, таким как Германия, Франция, Бельгия и Нидерланды, где наблюдается постоянное и значительное увеличение объема перевозок речным транспортом. Особенно быстро растут контейнерные перевозки, которые на внутреннем водном транспорте Российской Федерации занимают менее одного процента от общего объема перевозок грузов».
Актуальность проблемы повышения качества услуг предприятиями внутреннего водного транспорта обусловлена пониманием того, что в рыночной модели экономики контроль качества должен опираться на научно-обоснованные концепции управления качеством, которые эффективно применяются на практике как в США, так и других странах мира. Одной из таких научных концепций в области управления качеством, являются принципы, разработанные американским ученым Э. Демингом.
Доктор У. Эдвардс Деминг предлагает соблюдение следующих простых правил, которые нужно применять на всех предприятиях:
- опирайтесь на статистические подтверждения качества в ходе производства, а не в конце. Чем раньше установлена ошибка, тем дешевле обойдется ее устранение.
- полагайтесь на тех поставщиков, которые исторически доказали качественность своих поставок, а не на выборочный контроль качества при приемке каждой партии. Вместо большого количества поставщиков, отберите и придерживайтесь нескольких, которые стабильно обеспечивают удовлетворительное качество.
- полагайтесь на подготовку и переподготовку, дающие работнику необходимые знания для применения статистических методов в своей работе, а не на призывы улучшить качество. Работники должны чувствовать, что могут совершенно свободно сообщить о любом условии, отрицательно влияющим на качество.
- полагайтесь на мастеров, которые руководствуются статистическими методами и помогают людям лучше делать свою работу, а не на нормы и стандарты производства. Статистические методы выявляют источники затрат, а группы конструкторов, мастеров и рабочих устраняют эти источники
- возьмите на вооружение принцип, что плохое качество просто не приемлемо. Дефектные материалы, плохое выполнение работы, дефектные изделия и плохие услуги просто отвергаются.
Несоблюдение научно-обоснованных принципов управления качеством Э .Деминга, в частности, на внутреннем водном транспорте, привело к трагедии в 2011 году с прогулочным теплоходом «Булгария» на реке Волга, которая, в первую очередь, была связана с колоссальным износом судна.
Несмотря на случившееся, рассматриваемый сегмент до сих пор находится в критическом состоянии. При этом к основным проблемам исследуемой отрасли можно отнести стареющий флот, неудовлетворительное состояние внутренних водных путей и острейший кадровый дефицит.
Вместе с тем, важной составляющей предоставления данного вида услуг выступает низкая себестоимость и возможность перевозить грузы любых габаритов, что не под силу другим видам транспорта. А в случае соблюдения такого принципа Э. Дэминга, как подготовка и переподготовка кадров, т. е. качественное обучение сотрудников логистике, процессы выгрузки и разгрузки судов в портах можно сделать быстрыми и оперативными, дополнительно снизив себестоимость перевозки. Однако явное преимущество перед другими видами транспорта не оказывает должного влияния на состояние и развитие отечетсвенного флота.
С другой стороны, рассматриваемые принципы современного менеджмента сформулированы исходя из потребностей США. Основам управления здесь уделяется незначительное внимание, в то время как с точки зрения исследования проблем российского менеджмента, сегодня это представляет наибольший интерес для нашей страны.
5. Грузовой план судна.
Графическое изображение на чертеже судна расположения каждой партии груза в судовых грузовых помещениях и на палубе на данный рейс. Грузовой план судна составляется на основе общих требований к оптимальному размещению грузов с учетом условий предстоящего рейса. Для выполнения данных требований необходимо обеспечить:
- сохранение необходимой остойчивости, прочности и дифферента судна; - наиболее выгодное использование грузовместимости и грузоподъемности судна;
- возможность обеспечения погрузки и выгрузки груза в минимальные сроки; - безопасное плавание судна; - сохранную и своевременную доставку груза; - соблюдение очередности погрузки груза с расчетом выгрузки судна в промежуточных портах без дополнительных перевалок; - соблюдение норм техники безопасности и охраны труда экипажа судна и работников порта.
Помимо технических и организационных требований при составлении грузового плана учитывают необходимость достижения наиболее высокой экономической эффективности работы судна.
Для составления грузового плана надо знать подробные данные о судне, грузе и условиях плавания. Грузовой план только тогда может быть принят к исполнению, когда он обеспечивает безопасность плавания, т.е. судно имеет достаточную остойчивость продольную прочность допустимый крен и дифферент. Это обеспечивается нормальным распределением весовых нагрузок по длине, ширине и высоте судна.
Следующий наиболее важный этап составления грузового плана заключается в распределении грузов между различными грузовыми помещениями судна, для чего изучают и учитывают все физико-механические, химические и прочие свойства грузов. Правильное распределение грузов по трюмам влияет не только на их сохранность, но и на безопасность плавания судна. Размещение на судне грузов, которые выделяют влагу, запахи или представляют пожароопасность и взрывоопасность, должно происходить с особой осторожностью. Жидкие грузы в таре, тяжеловесы и грузы в непрочной таре требуют также принятия особых мер при погрузке. Совместная перевозка несовместимых грузов в одном помещении может привести к их порче вследствие вредного воздействия друг на друга. При составлении грузового плана следует решить вопрос максимального использования грузовместимости и грузоподъемности. Это достигается методом подбора соответствующей комбинации легких и тяжелых грузов. Количество груза, которое может принять судно к перевозке, определяют его удельным погрузочным объемом.
В практике работы флота различают два вида грузовых планов - предварительный и исполнительный.
Предварительный грузовой план может быть составлен службой порта, агентом судна или грузовым помощником капитана на самом судне. При составлении грузового плана необходимо знать эксплуатационно-технические характеристики судна, а также транспортные характеристики груза и его физико-химические свойства.
К эксплуатационно-техническим характеристикам судна относятся: 1. Линейные характеристики - длина, ширина, высота борта судна и его осадка;
2. Весовые характеристики - водоизмещение судна порожнем, водоизмещение судна к грузу, грузоподъемность (дедвейт); 3. Объемные характеристики судна.
Основными транспортными характеристиками груза являются его масса, объем, линейные характеристики и удельный погрузочный объем. Для решения задач связанных с возможностью перевозки различных грузов в одном грузовом помещении важное значение имеют такие свойства как огнеопасность, ядовитость, радиоактивность и его агрессивные свойства: пыль, запахи, гигроскопичность, возможность карантинного заражения и целый ряд других свойств.
После размещения грузов по трюмам рассчитываются следующие параметры судна: - остойчивость; - посадка судна (крен и дифферент); - нагрузки на судовые конструкции; - элементы качки судна.
Разработанный предварительный грузовой план должен быть утвержден капитаном. В процессе погрузки составляется исполнительный грузовой план. При составлении грузового плана для судна Ро-Ро предварительный грузовой план должен быть увязан с планом графиком обработки судна.
- Виды грузовых планов.
Одноплоскостной чертёж грузового плана составляется всегда.
В случае наличия большого количества мелких партий груза необходимо составить грузовой план, имеющий несколько плоскостей. В таком плане даётся дополнительный разрез по твиндеку, верхней палубе и т.д.
Координаты груза внутри судна можно определить из чертежа судна сечениями по ватерлиниям (примерно через метр), по шпангоутам (по шпациям), а также по батоксам (примерно через метр). В этом случае каждая партия груза может быть точно обозначена номером ватерлинии, батокса и шпангоута (система Голубева).
--Порядок составления грузового плана.
1. Проверить, нет ли грузов, опасных для судна и пассажиров.
2. Определить возможность размещения грузов с точки зрения их совместимости и равномерного распределения по трюмам, составить ведомость, из которой должно быть видно, что
а) несовместимые грузы удалось распределить в разные грузовые помещения;
б) использование кубатуры трюмов и распределение весовых нагрузок по отдельным отсекам не вызовут вредных напряжений в корпусе судна.
3. Для проверки влияния загрузки на ход грузовых работ подразделить грузы согласно классификации, принятой в положении о судо-суточных нормах грузовых работ в портах, и определить коэффициент неравномерности распределения груза по трюмам.
4. Имея схему размещения груза по трюмам, составить грузовой план (рис. 1).
5. Проверить поперечную остойчивость.