Понятие о группе, групповая динамика
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.
Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. Основными критериями выделения таких типологий могут выступать:
· количество человек в группе;
· общественный статус;
· уровень развития и т.д.
Так, по общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные группы и группы членства. Наиболее употребительные типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. Эти два критерия значимы и для педагогической деятельности.
По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплочённости, а также группы высокого уровня развития:
Ø Диффузная группа – общность, в которой отсутствует сплочённость как ценностно-ориентационное единство, нет организованной совместной деятельности, способной опосредовать отношения её участников. Чаще всего диффузная группа представляет собой небольшое кратковременное объединение людей на случайной основе. Диффузные группы находятся на очень низком уровне развития и быстро распадаются.
Ø Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая её совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. Ассоциация является официальной группой, имеющей общую, официально поставленную цель, официальную структуру. Но совместного достижения общественно значимых целей в такой группе ещё нет: каждый добивается этих целей сам по себе.
Ø Корпорация – организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узколичных интересов.
Ø Коллектив – группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Выделяются следующие признаки коллектива: высокий уровень развития группы, социально-позитивная деятельность, высокая сплочённость членов группы, референтность группы, опосредованность межличностных отношений совместной деятельностью.
По количеству человек выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает в себя два или три человека (соответственно, диады, триады). Самое пристальное внимание в психологии было уделено малой группе, поскольку она является основной социальной микросферой в жизни человека. В малой группе участники лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные социальные группы в жизни человека – малые группы.
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». (Г.М. Андреева)
Групповые нормы и санкции, групповое давление
К психологическим характеристикам группы мы будем относить такие групповые образования, как:
· групповые интересы;
· групповые потребности;
· групповые нормы;
· групповые ценности;
· групповое мнение;
· групповые цели;
· групповое давление.
Групповые нормы(от лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – это определённые правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (Н.Н. Обозов).
Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, т. к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений.
Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические (выработанные именно данной группой). Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы. Иногда групповые нормы выполняют в определённом смысле консервативную роль. Так, групповые нормы, принятые в корпоративных группировках, жёстко и однозначно регламентируют практически все без исключения действия членов группы. При этом они блокируют процессы как группового развития, так и личностного становления членов такой общности.
Социальная психология изучает и такую важную проблему, как мера принятия норм каждым членом группы. Если человек не соблюдает групповые нормы, то включаются механизмы, посредством которых группа возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к групповой норме, называются групповыми санкциями. Как указывает Г.М. Андреева, система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Санкции могут быть:
· положительными и отрицательными;
· формальными и неформальными;
· непосредственными и опосредованными.
Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы.
При изучении характеристик группы психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. В связи с этим выделяют следующий признак группы – групповое давление – действия, побуждающие человека вести себя определённым образом и в соответствии с экспектациями (системой ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей) окружающих. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформности (или конформного поведения).
Групповая динамика –это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период её существования.
Т. о., важно исследовать то, что происходит в малой группе, как она формируется и развивается. Так, Г.М. Андреева отмечает, что малой группе объективно присущи следующие процессы:
· образование группы;
· лидерство и принятие групповых решений;
· развитие отношений в группе.
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несёт в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.
1). В большинстве исследований по проблемам управления под лидером и руководителемпонимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу. Причём лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений.
2).В социально-психологическом смысле лидерство и руководство– это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. В социальной психологии существуют следующие различия между лидером и руководителем:
· Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные.
· Во-вторых, лидер является представителем своей группы, её членом (элемент микросреды). Руководитель же входит в макросреду (элемент макросреды), представляет свою группу на более высоком уровне социальных отношений.
· В-третьих, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, так как групповые процессы не всегда предсказуемы. Руководство – процесс целенаправленный и запланированный. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство.
· В-четвёртых, руководитель в процессе влияния на подчинённых имеет значительно больше санкций, чем лидер. Если лидер может использовать только неформальные санкции, то руководитель имеет возможность применения как формальных, так и неформальных санкций.
· В-пятых, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем опосредованно. Ведь лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. А руководитель использует большой объём как внутренней, так и внешней информации.
Рассматривая феномены лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен. В противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Авторитет – это совершенно особый вид влияния на людей. Он выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны. В психологии чаще других выделяют подлинный и ложный типы авторитетов.
· Подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми.
· Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (Э.Берн), т. е. действий со скрытыми мотивами. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей. Но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным. Ведь явные манипуляции скрыть чрезвычайно трудно.
Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). Ещё в 30-е гг. К.Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).
Стиль лидерства– это типичная для лидера система приёмов воздействия на членов группы.