Международная организация по стандартизации

ИСО - головная международная организация в области стандартизации.

Цель ИСО - содействие развитию стандартизации в ми­ровом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаи­мопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интел­лектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, которой в той или иной мере решают вопросы стандартизации.

Для достижения цели ИСО:

- принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов-членов. Комитетами-членами ИСО являются националь­ные организации по стандартизации, которые изъявили согласие вы­полнять требования устава и правил процедуры ИСО. Россия является комитетом-членом ИСО;

- разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвую­щих в голосовании;

- по возможности способствует и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальном, так и международном масштабе;

- организует обмен информацией о работе комитетов – членов и технических комитетов;

- сотрудничает с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучает вопросы, относящиеся к стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы.

Органы ИСО:

- Генеральная ассамблеявысший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций по стандартизации комитетов – членов. Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы ее деятельности. Генеральную ассамблею созывает генеральный секретарь по решению президента ИСО или по просьбе не менее семи членов Совета или 11 комитетов – членов не реже одного раза в три года;

- Совет ИСО – руководит организацией в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается не реже одного раза в год. Совет может собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета;

- Исполнительное бюро – создано при совете и является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Исполнительное бюро также принимает решения по вопросам, которые направляет Совет, например, финансовые вопросы, проекты соглашений о сотрудничестве ИСО с другими международными организациями

- Центральный секретариат – создан при Совете вместе с рядом специальных технических комитетов для изучения отдельных общих вопросов деятельности организации.

Центральный секретариат вырабатывает рекомендации для Совета по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО.

- для рассмотрения конкретных вопросов координации деятельности в отдельных отраслях техники или групп отраслей Исполнительное бюро создает консультативные группы, которые готовят рекомендации по рассматриваемым вопросам.

Совету ИСО подчиняются семь комитетов:

- СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации;

- ПЛАКО (техническое бюро) – подготавливает предложения по планированию работы

ИСО, по организации и координации технических сторон работы;

- КАСКО – комитет по оценке соответствия;

- ПРОФКО - комитет по научно – технической информации;

- ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;

- КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей;

- РЕМКО – комитет по стандартным образцам.

3.14 Стандарты на системы качества

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

Система качества – это, прежде всего такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям.

Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).

Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других

научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.

Управленческий подход базируется на требованияхстандартов ИСОсерии

9000, принципах и методах менеджмента – координированнойдеятельности по руководству и управлению организацией. В широком смысле она охватывает структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в

области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.

В качестве нормативных документов, на соответствие которым про­водится сертификация, в Регистре используются государственные стан­дарты серии 40.000, представляющие собой принятые за основу («мето­дом обложки») международные стандарты ИСО:

- ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и об­служивании»;

- ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при производстве, монтаже и обслуживании»;

- ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Система качества. Модель обеспечения ка­чества при контроле и испытаниях готовой продукции».

В версии 2001г. в РФ приняты следующие стандарты ИСО:

- ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

- ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Последующие редакции международных стандартов серии ИСО 9000 состоят из ряда

стандартов, в которых заложены 8 принципов менеджмента качества.

Принцип 1. Организация ориентирована на потребителя.

Принцип 2. Роль руководства в управлении качеством.

Принцип 3. Вовлечение работников в улучшение качества.

Принцип 4. Подход к управлению качеством как к процессу.

Принцип 5. Системный подход к управлению.

Принцип 6. Постоянное улучшение.

Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Для организационно – практической деятельности по сертификации систем качества в РФ введен в действие ГОСТ Р 40.001 – 95 «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ». Соблюдение этих правил является обязательным условием регистрации в Государственном реестре систем сертификации и знаков соответствия.

Утвержден блок государственных стандартов, ставших нормативно-методической основой регистра систем качества:

ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;

ГОСТ Р 40.003-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и производства»;

ГОСТ Р 40.005-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».

Требования к сертифицируемым производствам регламентируют стандарты

серии ИСО 9000 и ГОСТ Р 40.003 – 2000.

3.15Общие понятия и структура Государственной системы стандартизации РФ

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукциии повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Важнейшими результатами стандартизации являются:

- обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- повышения степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;

- устранению барьеров в торговле и содействие научно – техническому прогрессу и сотрудничеству;

- обеспечение совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.

Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке и маркировке или этикеткам и правила их нанесения.

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Документы в области стандартизации, используемые на территории РФ:

- национальные стандарты;

- национальные стандарты, государственные и международные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003г;

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико–экономической информации;

- стандарты организаций;

- своды правил;

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов

правил иностранных государств, принятые на учет Росстандартом.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Региональный стандарт -стандарт, принятый региональной организацией по

стандартизации.

Стандарт иностранного государства -стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.

Свод правил –документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяют на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения

качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная

системастандартизации (ГСС).

В настоящее время проводятся работы по формированию нового комплексанациональных стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). В нее входят с изменениями в свете Закона о техническом регулировании основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации:

- ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;

- ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;

- ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;

- ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления, обозначения»;

- ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения».

Организационно – функциональная база стандартизации:

- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое создано для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации на федеральном уровне;

- научно – исследовательские организации по стандартизации;

- технические комитеты по стандартизации;

- разработчики стандартов.

В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие основные научно—исследовательские организации по стандартизации:

- Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно—исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»),

- ОАО «Всероссийский научно—исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИ—МАШ»),

- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»).

Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Росстандарт – национальный орган РФ по стандартизации.

3.16Объекты стандартизации, их характеристика

К объектам стандартизацииотносятся: продукция (производственно - технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методиче­ские и общетехнические объекты, организация работ по стан­дартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (под­шипники, крепеж, инструмент и др.), программные и техни­ческие средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материа­лов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др.

Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.

Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Метрологическое обеспечение – установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Взаимозаменяемость — это свойство элемента (детали, сборочной единицы), обеспечивающее возможность его применения вместо другого с одинаковыми параметрами без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в состав которого оно входит.

Кодированиепредставляет собой образование по опреде­ленным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

Классификация — это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с приня­тыми правилами.

3.17Цели и задачи стандартизации

Цели стандартизации:

- повышение уровня безопасности;

- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических

средств;

- обеспечение технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений;

- обеспечение технических и экономико-статистических данных, проведение анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- содействие соблюдению требований технических регламентов;

- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг);

- создание систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и

передачи данных;

- содействие проведению работ по унификации.

Задачи стандартизации:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости

продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно – унифицированных блочно –

модульных составных частей;

- установление метрологических норм, правил, положений и требований;

- нормативно – техническое обеспечение контроля ( испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам, в т.ч. для снижения материало – энерго - и трудоемкости, для обеспечения разработки и применения малоотходных технологий;

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической

информации;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных и государственных социально – экономических и научно – технических программ (проектов) и информационных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и т.д.);

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о

номенклатуре и основных показателях продукции;

- содействие выполнению законодательства РФ методами стандартизации.

3.18Категории и виды стандартов

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований в Россий­ской Федерации приняты различные категорииивиды стан­дартов (рисунок 16).

Категории стандартов

Технический регламент(ТР) - документ, который принят международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья живот­ных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.

Не включенные в технические регламенты требования к характеристикам продукции не могутносить обязательный характер.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

Национальный стандарт(ГОСТ Р, ГОСТ) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартиза­ции. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Росстандартом программой. Добровольное применение стандартов означает, что изго­товитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблю­дать его требования.

Национальные стандарты действительны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государствен­ного управления РФ, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности.

Отраслевые стандарты(ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государствен­ные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стан­дартов РФ.

ОСТ обязательны для предприятий и организаций дан­ной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.

Технические условия(ТУ) разрабатывают предприятие организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих стандартах (ГОСТ или ОСТ).

Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных

стандартов или противоречат им.

ТУ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально- трудовой деятельностью в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.

Стандарты предприятий (СТП) и организаций (СТО)разрабатывают и утверждают предприятия и объединения (союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения) на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые

технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д.

CTП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и

отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не

снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТ или ОСТ.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных

обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые вида продукции, услуг или процессы, передовые методы контроля, измерений, испытаний и

анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.

Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель

распространять через свои стандарты перспективные результаты мировых научно - технических фундаментальных и прикладных исследований.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации

международных организаций по стандартизации.

Международный стандарт(ИСО) разрабатывает и выпус­кает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их исполь­зуют также для международных экономических связей.

Основ­ная цель ИСО — содействовать благоприятномуразвитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в об­ласти интеллектуальной, научной, технической и экономи­ческой деятельности.

Виды стандартов.

Общие технические регламентыразрабатываются по определенным вопросам безопасности, и их действие распространяется на большие группы продукции.

Требования общего технического регламента обязательны дляприменения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации.

Специальные технические регламентыустанавливают конкретные требования для специфических видов продукции в случае, когда степень риска причинения вреда которой выше и не обеспечивается требованиями общих технических регламентов.

Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, технического единства и взаи­мосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства, т. е. это нормативные документы, имеющие широкое распространение и содержащие общие положения в определенной области.

Основополагающие стандарты охватывают объекты межотраслевого значения, например, нормативные документы по организации Национальной системы стандартизации в России и др.

Стандарты на продукцию, услугиустанавливают требо­вания к группам однородной продукции (услуг) или к кон­кретной продукции (услуге).

Эти стандарты в общем случае включают разделы: классификация; основные параметры и (или) размеры; общие технические требования к однородной продукции (услугам); требования по безопасности, правила приемки; маркировка; упаковка; транспортирование и хранение.

Стандарты на процессыустанавливают требования к кон­кретным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции (проектирования, про­изводства, потребления (эксплуатации), хранения, транспор­тирования, ремонта, утилизации).

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспе­чения качества продукции (услуг), управление документа­цией, закупками, подготовкой кадров и т.п.

Особое место занимают технологические требования. При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологий на природную среду (выброс вредных химикатов, радиационное излучение, заражение микроорганизмами и механические разрушения).

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции и услуг, управление документацией, закупками, подготовкой кадров.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Стандарты устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измере­ния) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции.

В стандартах на методы контроля необходимо использовать стандартные методы контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях.

Межотраслевые комплексы стандартов. Многие программы комплексной стандартизации представ­ляют собой крупные межотраслевые комплексы. В качестве примера межотраслевых комплексов можно привести системы общетехнических стандартов.

Эти си­стемы объединяют в каждом комплексе несколько десят­ков прогрессивных стандартов, охватывающих все стадии жизненного цикла изделий: исследование и проектирова­ние, подготовку производства, производство, эксплуатацию и ремонт.

Внедрение комплексных систем стандартов повы­шает эффективность инженерного труда, качество продук­ции и экономичность ее производства.

Примеры межотрасле­вые систем стандартов:

- единая система конструкторской документации (ЕСКД);

- единая система технологической документации (ЕСТД);

- система показателей качества продукции (СПКП);

- унифицированные системы документации (УСД);

- государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

- единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗКС);

- система стандартов безопасности труда (ССБТ);

- единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

- единая система программной документации (ЕСПД);

- единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП);

- единая система допусков и посадок (ЕСДП).

3.19Методы стандартизации

Метод стандартизации— это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандарти­зации.

Стандартизация базируется на общенаучных и специфи­ческих методах.

Систематизация объектов, явлений или понятийпресле­дует цель расположить их в определенном порядке и после­довательности, образующей четкую систему, удобную для пользования (Росстандарт регистрирует стандарты по порядку номеров, после которого в каждом стандарте указывается год его утверждения или пересмотра).

Кодированиепредставляет собой образование по опреде­ленным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.

С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, т.е. с помощью минимального числа знаков.

Классификация — это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с приня­тыми правилами.

Порядок проведения работ по классификации и кодиро­ванию информации регламентирован комплексом государ­ственных стандартов — Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной инфор­мации (ЕСКК ТЭИ).

В зависимости от уровня утверждения и сферы приме­нения разрабатываются

классификаторы следующих кате­горий:

- общероссийский;

- отраслевые;

- предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).

Примеры общероссийских классификаторов:

- ОК 001 – 93 «Общероссийский классификатор стандар­тов (ОКС)»;

- ОК 005 - 93«Общероссийский классификатор продук­ции (ОКП)»;

- ОК 007 - 93«Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)».

Унификация — это научно-технический метод опреде­ления и регламентации оптимальной и сокращенной номенк­латуры объектов одинакового функционального назначения. Унифицированным является изделие (деталь, узел, агрегат, конструктивный элемент, технологический процесс и т.д.).

При унификации устанавливают мини­мально необходимое, но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обла­дающих высокими показателями качества и полной взаи­мозаменяемостью.

Симпликация –форма стандартизации, цель которой - уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.

При симпликации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми.

В объекты симпликации не вносят какие – либо технические усовершенствования.

Типизация конструкций изделий— разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и дета­лей.

При типизации не только анализируют уже сущест­вующие типы и типоразмеры

изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учи­тывающие достижения науки и техники и развитие про­мышленности.

Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их состав­ных частей и деталей.

Типизация технологических процессов — разработка и установление технологического процесса для производ­ства однотипных деталей или сборки однотипных состав­ных частей или изделий той или иной классификационной группы.

Типизации технологических процессов должна предшест­вовать работа по классификации деталей, сборочных единиц и изделий и установлению типовых представителей, обла­дающих наибольшим числом признаков, характерных для деталей, сборочных единиц и изделий данной классифика­ционной группы.

Агрегатирование— принцип создания машин, оборудо­вания, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), уста­навливаемых в изделии в различном числе и комбинациях.

При этом стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров авто­номных агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования.

Комплексная стандартизация (КС) — это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомер­ное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основ­ным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения опти­мального решения конкретной проблемы.

Она позволяет создавать комплексы согласованных между собой нормативно- техни­ческих документов по стандартизации, регламентирующих нормы и требования к взаимосвязанным (в процессе проек­тирования, производства или эксплуатации) объектам стан­дартизации.

Примеры межотраслевых систем стандартов, направленные на решение

крупных народнохозяйственных задач, обеспечивающих повышение эффективности производства качественной продукции:

- (ЕСКД) - единая система конструкторской документации;

- (ЕСТД) -единая система технологической документации;

- (ГСИ) –государственная система обеспечения единства измерения;

- (ССБТ) -система стандартов безопасности труда;

- (ЕСТПП) - единая система технологической подготовки производства;

- (ЕСПД) - единая система программной документации.

Опережающая стандартизация (ОС) — это стандар­тизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее планируемое время.

Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным параметрам и показателям его каче­ства, методам и средствам производства, испытания и конт­роля и т.д.

Объектами ОС являются важнейшие виды продукции и процессы (нормы, характеристики, требования) при ста­бильной потребности в них и возможности изменения их в течение срока действия стандартов.

Наши рекомендации