Международная организация по стандартизации
ИСО - головная международная организация в области стандартизации.
Цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, которой в той или иной мере решают вопросы стандартизации.
Для достижения цели ИСО:
- принимает меры по облегчению координации и унификации национальных стандартов и разрабатывает рекомендации для комитетов-членов. Комитетами-членами ИСО являются национальные организации по стандартизации, которые изъявили согласие выполнять требования устава и правил процедуры ИСО. Россия является комитетом-членом ИСО;
- разрабатывает стандарты ИСО, если их одобрили 75% комитетов-членов, участвующих в голосовании;
- по возможности способствует и облегчает разработку новых стандартов, содержащих общие правила, одинаково применимые как в национальном, так и международном масштабе;
- организует обмен информацией о работе комитетов – членов и технических комитетов;
- сотрудничает с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах, в частности, по их просьбе изучает вопросы, относящиеся к стандартизации.
Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы.
Органы ИСО:
- Генеральная ассамблея – высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций по стандартизации комитетов – членов. Ассамблея определяет общую техническую политику организации и решает основные вопросы ее деятельности. Генеральную ассамблею созывает генеральный секретарь по решению президента ИСО или по просьбе не менее семи членов Совета или 11 комитетов – членов не реже одного раза в три года;
- Совет ИСО – руководит организацией в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет рассматривает и принимает решения по всем вопросам деятельности ИСО и собирается не реже одного раза в год. Совет может собираться на свои заседания по решению президента или по просьбе членов Совета;
- Исполнительное бюро – создано при совете и является консультативным органом по вопросам, рассматриваемым в Совете. Исполнительное бюро также принимает решения по вопросам, которые направляет Совет, например, финансовые вопросы, проекты соглашений о сотрудничестве ИСО с другими международными организациями
- Центральный секретариат – создан при Совете вместе с рядом специальных технических комитетов для изучения отдельных общих вопросов деятельности организации.
Центральный секретариат вырабатывает рекомендации для Совета по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО.
- для рассмотрения конкретных вопросов координации деятельности в отдельных отраслях техники или групп отраслей Исполнительное бюро создает консультативные группы, которые готовят рекомендации по рассматриваемым вопросам.
Совету ИСО подчиняются семь комитетов:
- СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации;
- ПЛАКО (техническое бюро) – подготавливает предложения по планированию работы
ИСО, по организации и координации технических сторон работы;
- КАСКО – комитет по оценке соответствия;
- ПРОФКО - комитет по научно – технической информации;
- ДЕВКО – комитет по оказанию помощи развивающимся странам;
- КОПОЛКО – комитет по защите интересов потребителей;
- РЕМКО – комитет по стандартным образцам.
3.14 Стандарты на системы качества
Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
Система качества – это, прежде всего такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям.
Современная система качества основывается на двух подходах: техническом (инженерном) и управленческом (административном).
Технический подход базируется на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других
научных методов, используемых для оценки стабильности производственных процессов и обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции.
Управленческий подход базируется на требованияхстандартов ИСОсерии
9000, принципах и методах менеджмента – координированнойдеятельности по руководству и управлению организацией. В широком смысле она охватывает структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в
области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.
В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты серии 40.000, представляющие собой принятые за основу («методом обложки») международные стандарты ИСО:
- ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
- ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;
- ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Система качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции».
В версии 2001г. в РФ приняты следующие стандарты ИСО:
- ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
- ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Последующие редакции международных стандартов серии ИСО 9000 состоят из ряда
стандартов, в которых заложены 8 принципов менеджмента качества.
Принцип 1. Организация ориентирована на потребителя.
Принцип 2. Роль руководства в управлении качеством.
Принцип 3. Вовлечение работников в улучшение качества.
Принцип 4. Подход к управлению качеством как к процессу.
Принцип 5. Системный подход к управлению.
Принцип 6. Постоянное улучшение.
Принцип 7. Принятие решений, основанных на фактах.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Для организационно – практической деятельности по сертификации систем качества в РФ введен в действие ГОСТ Р 40.001 – 95 «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ». Соблюдение этих правил является обязательным условием регистрации в Государственном реестре систем сертификации и знаков соответствия.
Утвержден блок государственных стандартов, ставших нормативно-методической основой регистра систем качества:
ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;
ГОСТ Р 40.003-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и производства»;
ГОСТ Р 40.005-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».
Требования к сертифицируемым производствам регламентируют стандарты
серии ИСО 9000 и ГОСТ Р 40.003 – 2000.
3.15Общие понятия и структура Государственной системы стандартизации РФ
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукциии повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Важнейшими результатами стандартизации являются:
- обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- повышения степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;
- устранению барьеров в торговле и содействие научно – техническому прогрессу и сотрудничеству;
- обеспечение совместимости, взаимозаменяемости, унификации, защиты продукции, единства измерений, взаимопонимания, обороноспособности и мобилизационной готовности.
Результатом работы по стандартизации является принятие стандарта.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке и маркировке или этикеткам и правила их нанесения.
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.
Документы в области стандартизации, используемые на территории РФ:
- национальные стандарты;
- национальные стандарты, государственные и международные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003г;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико–экономической информации;
- стандарты организаций;
- своды правил;
- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
- надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов
правил иностранных государств, принятые на учет Росстандартом.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.
Региональный стандарт -стандарт, принятый региональной организацией по
стандартизации.
Стандарт иностранного государства -стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.
Свод правил –документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяют на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.
Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения
качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная
системастандартизации (ГСС).
В настоящее время проводятся работы по формированию нового комплексанациональных стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС). В нее входят с изменениями в свете Закона о техническом регулировании основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации:
- ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»;
- ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»;
- ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»;
- ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления, обозначения»;
- ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения».
Организационно – функциональная база стандартизации:
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое создано для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации на федеральном уровне;
- научно – исследовательские организации по стандартизации;
- технические комитеты по стандартизации;
- разработчики стандартов.
В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие основные научно—исследовательские организации по стандартизации:
- Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно—исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»),
- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»),
- ОАО «Всероссийский научно—исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»),
- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИ—МАШ»),
- ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»).
Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Росстандарт – национальный орган РФ по стандартизации.
3.16Объекты стандартизации, их характеристика
К объектам стандартизацииотносятся: продукция (производственно - технического назначения, товары народного потребления, сырье, оборудование), услуги (материальные, социально-культурные), процессы, организационно- методические и общетехнические объекты, организация работ по стандартизации, единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общего применения (подшипники, крепеж, инструмент и др.), программные и технические средства информационных технологий, организация работ по метрологическому обеспечению, взаимозаменяемость изделий, справочные данные о свойствах веществ и материалов, классификация и кодирование технико-экономической информации, достижение науки и техники и др.
Продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.
Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребностей потребителя.
Метрологическое обеспечение – установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Взаимозаменяемость — это свойство элемента (детали, сборочной единицы), обеспечивающее возможность его применения вместо другого с одинаковыми параметрами без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в состав которого оно входит.
Кодированиепредставляет собой образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.
Классификация — это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.
3.17Цели и задачи стандартизации
Цели стандартизации:
- повышение уровня безопасности;
- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических
средств;
- обеспечение технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений;
- обеспечение технических и экономико-статистических данных, проведение анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
- содействие соблюдению требований технических регламентов;
- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг);
- создание систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и
передачи данных;
- содействие проведению работ по унификации.
Задачи стандартизации:
- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;
- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости
продукции;
- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
- унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно – унифицированных блочно –
модульных составных частей;
- установление метрологических норм, правил, положений и требований;
- нормативно – техническое обеспечение контроля ( испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
- установление требований к технологическим процессам, в т.ч. для снижения материало – энерго - и трудоемкости, для обеспечения разработки и применения малоотходных технологий;
- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической
информации;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных и государственных социально – экономических и научно – технических программ (проектов) и информационных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и т.д.);
- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о
номенклатуре и основных показателях продукции;
- содействие выполнению законодательства РФ методами стандартизации.
3.18Категории и виды стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований в Российской Федерации приняты различные категорииивиды стандартов (рисунок 16).
Категории стандартов
Технический регламент(ТР) - документ, который принят международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей принятия технических регламентов.
Не включенные в технические регламенты требования к характеристикам продукции не могутносить обязательный характер.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.
Национальный стандарт(ГОСТ Р, ГОСТ) — стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Они разрабатываются в соответствии с ежегодно принимаемой Росстандартом программой. Добровольное применение стандартов означает, что изготовитель его добровольно выбирает, а выбрав, обязан соблюдать его требования.
Национальные стандарты действительны для всех предприятий, организаций и учреждений страны, независимо от форм собственности и подчинения, граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, министерств (ведомств), других организаций государственного управления РФ, а также органов местного управления в пределах сферы их деятельности.
Отраслевые стандарты(ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования государственных стандартов РФ.
ОСТ обязательны для предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), применяющих или потребляющих продукцию этой отрасли.
Технические условия(ТУ) разрабатывают предприятие организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих стандартах (ГОСТ или ОСТ).
Нельзя разрабатывать ТУ, требования которых ниже требований национальных
стандартов или противоречат им.
ТУ применяют на территории РФ предприятия, независимо от форм собственности и подчинения, и граждане, занимающиеся индивидуально- трудовой деятельностью в соответствии с договорными обязательствами и (или) лицензиями на право производства и реализации продукции или оказания услуг.
Стандарты предприятий (СТП) и организаций (СТО)разрабатывают и утверждают предприятия и объединения (союзы, ассоциации, концерны, акционерные общества, межотраслевые, региональные и другие объединения) на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.
СТП распространяются на нормы, правила, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии; на нормы в области организации и управления производством; на технологические нормы и требования, типовые
технологические процессы, оснастку, инструмент; услуги, оказываемые внутри предприятия; процессы организации и управления производством и т.д.
CTП могут разрабатываться также с целью ограничения государственных и
отраслевых стандартов и особенностей данного предприятия, если это не нарушает и не
снижает качественных показателей и требований, установленных ГОСТ или ОСТ.
Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных
обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые вида продукции, услуг или процессы, передовые методы контроля, измерений, испытаний и
анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.
Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель
распространять через свои стандарты перспективные результаты мировых научно - технических фундаментальных и прикладных исследований.
При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации
международных организаций по стандартизации.
Международный стандарт(ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей.
Основная цель ИСО — содействовать благоприятномуразвитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
Виды стандартов.
Общие технические регламентыразрабатываются по определенным вопросам безопасности, и их действие распространяется на большие группы продукции.
Требования общего технического регламента обязательны дляприменения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации.
Специальные технические регламентыустанавливают конкретные требования для специфических видов продукции в случае, когда степень риска причинения вреда которой выше и не обеспечивается требованиями общих технических регламентов.
Стандарты основополагающие разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, технического единства и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства, т. е. это нормативные документы, имеющие широкое распространение и содержащие общие положения в определенной области.
Основополагающие стандарты охватывают объекты межотраслевого значения, например, нормативные документы по организации Национальной системы стандартизации в России и др.
Стандарты на продукцию, услугиустанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
Эти стандарты в общем случае включают разделы: классификация; основные параметры и (или) размеры; общие технические требования к однородной продукции (услугам); требования по безопасности, правила приемки; маркировка; упаковка; транспортирование и хранение.
Стандарты на процессыустанавливают требования к конкретным процессам, которые осуществляются на разных стадиях жизненного цикла продукции (проектирования, производства, потребления (эксплуатации), хранения, транспортирования, ремонта, утилизации).
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг), управление документацией, закупками, подготовкой кадров и т.п.
Особое место занимают технологические требования. При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздействий технологий на природную среду (выброс вредных химикатов, радиационное излучение, заражение микроорганизмами и механические разрушения).
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на процессы управления в рамках систем обеспечения качества продукции и услуг, управление документацией, закупками, подготовкой кадров.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Стандарты устанавливают порядок отбора проб (образцов) для испытаний, методы испытаний (контроля, анализа, измерения) потребительских (эксплуатационных) характеристик определенной группы продукции.
В стандартах на методы контроля необходимо использовать стандартные методы контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях.
Межотраслевые комплексы стандартов. Многие программы комплексной стандартизации представляют собой крупные межотраслевые комплексы. В качестве примера межотраслевых комплексов можно привести системы общетехнических стандартов.
Эти системы объединяют в каждом комплексе несколько десятков прогрессивных стандартов, охватывающих все стадии жизненного цикла изделий: исследование и проектирование, подготовку производства, производство, эксплуатацию и ремонт.
Внедрение комплексных систем стандартов повышает эффективность инженерного труда, качество продукции и экономичность ее производства.
Примеры межотраслевые систем стандартов:
- единая система конструкторской документации (ЕСКД);
- единая система технологической документации (ЕСТД);
- система показателей качества продукции (СПКП);
- унифицированные системы документации (УСД);
- государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
- единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗКС);
- система стандартов безопасности труда (ССБТ);
- единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);
- единая система программной документации (ЕСПД);
- единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП);
- единая система допусков и посадок (ЕСДП).
3.19Методы стандартизации
Метод стандартизации— это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.
Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах.
Систематизация объектов, явлений или понятийпреследует цель расположить их в определенном порядке и последовательности, образующей четкую систему, удобную для пользования (Росстандарт регистрирует стандарты по порядку номеров, после которого в каждом стандарте указывается год его утверждения или пересмотра).
Кодированиепредставляет собой образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту или группе объектов, позволяющие заменить несколькими знаками (символами) наименования этих объектов.
С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов максимально коротким способом, т.е. с помощью минимального числа знаков.
Классификация — это разделение множества объектов на классификационные группировки по сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.
Порядок проведения работ по классификации и кодированию информации регламентирован комплексом государственных стандартов — Единой системой классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).
В зависимости от уровня утверждения и сферы применения разрабатываются
классификаторы следующих категорий:
- общероссийский;
- отраслевые;
- предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).
Примеры общероссийских классификаторов:
- ОК 001 – 93 «Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)»;
- ОК 005 - 93«Общероссийский классификатор продукции (ОКП)»;
- ОК 007 - 93«Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)».
Унификация — это научно-технический метод определения и регламентации оптимальной и сокращенной номенклатуры объектов одинакового функционального назначения. Унифицированным является изделие (деталь, узел, агрегат, конструктивный элемент, технологический процесс и т.д.).
При унификации устанавливают минимально необходимое, но достаточное число типов, видов, типоразмеров, изделий, сборочных единиц и деталей, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью.
Симпликация –форма стандартизации, цель которой - уменьшить число типов или других разновидностей изделий до числа, достаточного для удовлетворения существующих в данное время потребностей.
При симпликации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей и деталей, которые не являются необходимыми.
В объекты симпликации не вносят какие – либо технические усовершенствования.
Типизация конструкций изделий— разработка и установление типовых конструкций, содержащих конструктивные параметры, общие для изделий, сборочных единиц и деталей.
При типизации не только анализируют уже существующие типы и типоразмеры
изделий, их составные части и детали, но и разрабатывают новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники и развитие промышленности.
Часто результатом такой работы является установление соответствующих рядов изделий, их составных частей и деталей.
Типизация технологических процессов — разработка и установление технологического процесса для производства однотипных деталей или сборки однотипных составных частей или изделий той или иной классификационной группы.
Типизации технологических процессов должна предшествовать работа по классификации деталей, сборочных единиц и изделий и установлению типовых представителей, обладающих наибольшим числом признаков, характерных для деталей, сборочных единиц и изделий данной классификационной группы.
Агрегатирование— принцип создания машин, оборудования, приборов и других изделий из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), устанавливаемых в изделии в различном числе и комбинациях.
При этом стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров автономных агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования.
Комплексная стандартизация (КС) — это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту КС в целом и его основным элементам, так и к материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального решения конкретной проблемы.
Она позволяет создавать комплексы согласованных между собой нормативно- технических документов по стандартизации, регламентирующих нормы и требования к взаимосвязанным (в процессе проектирования, производства или эксплуатации) объектам стандартизации.
Примеры межотраслевых систем стандартов, направленные на решение
крупных народнохозяйственных задач, обеспечивающих повышение эффективности производства качественной продукции:
- (ЕСКД) - единая система конструкторской документации;
- (ЕСТД) -единая система технологической документации;
- (ГСИ) –государственная система обеспечения единства измерения;
- (ССБТ) -система стандартов безопасности труда;
- (ЕСТПП) - единая система технологической подготовки производства;
- (ЕСПД) - единая система программной документации.
Опережающая стандартизация (ОС) — это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее планируемое время.
Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным параметрам и показателям его качества, методам и средствам производства, испытания и контроля и т.д.
Объектами ОС являются важнейшие виды продукции и процессы (нормы, характеристики, требования) при стабильной потребности в них и возможности изменения их в течение срока действия стандартов.