Критерии оценки эффективности ИАР
Результатами ИАР являются данные и знания, которые оформляются в виде документов на бумажных или электронных носителях. К данным относятся разнообразные фактографические сведения о фактах и признаках налоговых и связанных с ними преступлениях и правонарушениях, совершивших их физических и юридических лицах, статистические сведения о состоянии налоговой преступности и результатах борьбы с ней и др. Такая информация обычно накапливается в банках данных и выдается оперативным работникам, следователям и другим пользователям по запросам. К знаниям относится информация, которая обычно представляет собой аргументированные рекомендации о том, что, как и почему надо делать в той или иной ситуации. Такая информация является результатом глубокой переработки данных из различных источников с помощью специальных методов, о которых мы будем говорить ниже. В любом случае итоги информационно-аналитической работы следует оценивать с позиций ее вклада в конечные результаты работы органов налоговой полиции.
В качестве критериев оценки информационно-аналитической продукции выступают относимость, полнота, важность, достоверность, своевременность и новизна. Рассмотрим существо данных критериев.
Относимость означает, что любой информационно-аналитический документ должен соответствовать предметной области деятельности органов налоговой полиции, а также конкретной задаче, на обеспечение решения которой он направлен. В соответствии с этим критерием подготавливаемые материалы должны снабжаться наименованием тематики, а также сведениями о том в связи, с чем они подготовлены: в связи с проверкой сигнала, работой по делу оперативного учета, расследованием налогового преступления, документальной проверкой, планом работы, приказом или распоряжением.
Информационно-аналитическая продукция должна обладать качеством полноты. Это требование касается не только отдельных документов, но и банков данных в целом. Например, если речь идет о накоплении информации о нарушениях налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах, то работа по его поддержанию может быть признана положительной только в том случае, если в банке данных представлены все выявленные факты правонарушений за данный период. Нарушение требования полноты приводит к снижению достоверности информации, а в отдельных случаях и к дезинформированию потребителей информационно-аналитической продукции.
Информационно-аналитические материалы должны оцениваться по критерию их важности для решения конечных задач органов налоговой полиции. Безусловно, что такая оценка может быть дана только потребителем информации. При этом она может быть признана особо ценной, ценной, малоценной и не представляющей интереса. При назначении той или иной оценки необходимо руководствоваться тем, какое значение имела данная информация в процессе выработки и принятии результативных решений, а также уровнем этих решений: оперативный, тактический или стратегический. Оперативный уровень представляют решения, принимаемые в отношении конкретных мероприятий, осуществляемых в ходе оперативно-розыскной, документально-проверочной или уголовно-процессуальной деятельности. Тактический уровень представляют планы работы или операций в масштабе линии или органа налоговой полиции. Наконец, стратегический уровень – это решения в масштабе федеральных органов налоговой полиции в целом или государственные решения в области налоговой политики и борьбы с налоговой преступностью.
Информационно-аналитическая продукция должна оцениваться по критерию ее достоверности. Правоохранительная деятельность – это деятельность в условиях высокой степени неопределенности. Известно, что лишь часть получаемой информации о признаках нарушений налогового законодательства находит свое подтверждение. Далеко не всегда оказываются достоверными выдвигаемые в ходе дознания или предварительного расследования версии. Вообще на многих этапах оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной деятельности одной из основных задач является проверка достоверности информации, получаемой различным путем, в том числе информационно-аналитическими методами. Информационно-аналитические материалы могут быть оценены как достоверные, недостоверные и как сведения, достоверность которых нуждается в проверке. Например, в банках данных общего пользования, особенно составляющих государственные информационные ресурсы должна накапливаться только достоверная документированная информация. Информация, требующая проверки, должна накапливаться в локальных банках данных оперативных и следственных подразделений. Если достоверность проверяемой информации установлена, она может переводиться в банки данных общего пользования. Так, если в результате документальной проверки налогоплательщика оперативные материалы нашли свое подтверждение, и установлено нарушение налогового законодательства в крупном или особо крупном размерах, то данный факт должен быть сразу же введен в федеральный банк данных. Недостоверная информация должна изыматься из информационных массивов.
Важнейшим критерием оценки результатов информационно-аналитической работы является степень своевременности подготовленной информации. Понятие своевременности может трактоваться различным образом. С одной стороны законодательными и иными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, документально-проверочную и уголовно-процессуальную деятельность органов налоговой полиции установлены нормативные сроки принятия определенных решений, а следовательно, и их информационно-аналитического обеспечения. С другой стороны, в правоохранительной сфере действует принцип: чем быстрее, тем лучше. Это понятно, поскольку любое промедление с выявлением или расследованием налоговых преступлений неизбежно отягчает последствия, увеличивает наносимый ущерб.
Степень полезности информационно-аналитической продукции, очевидно, в значительной мере определяется ее новизной. Поэтому результаты ИАР обязательно должны оцениваться по данному критерию. Новизна – понятие относительное. Для одних потребителей она может быть новой, а для других уже известной. Кроме того, новизна может относиться лишь к части информации. Например, в результате ИАР в одних случаях может быть выявлен качественно новый способ совершения налоговых правонарушений, а в других – новым будет являться лишь один из элементов ранее известной схемы. Информация, как известно, имеет тенденцию к старению. Поэтому данное обстоятельство также должно учитываться при оценке по критерию новизны.
Необходимо подчеркнуть, что указанные выше критерии оценки ИАР взаимосвязаны. Например, информационно-аналитическая продукция не может быть ценной, если она не достоверна или не имеет отношения к предметной области деятельности налоговой полиции. Также, очевидно взаимосвязаны понятия своевременности и новизны. Однако, данные критерии нельзя свести к какому-либо одному интегральному критерию, а информационно-аналитическую работу следует оценивать по их совокупности, причем трудно сказать, какой из них более важен. Например, информация может быть достоверной и полной, но не представлять интереса, наконец, ценная информация иногда может квалифицироваться как неполная, хотя, безусловно, критерий важности ближе всего по своему смыслу к интегральной оценке ИАР.