Основные функции и задачи головного мозга
1. Одна из главных функций мозга – сдерживать активность человека, предотвращать срывы нервной системы. Иначе человек будет впадать в ярость без всякой причины, будет всегда готов к активным действиям, но не будет знать объекта своего гнева и не сможет эффективно справиться с подлинной опасностью. Человек будет возбуждаться, но не будет знать против кого и как действовать.
2. Психическая энергия также тратиться на поддержание порядка в мозгу: если бы все идеи, мысли и впечатления беспорядочно переполняли мозг, то он напоминал бы стог сена. Когда мысли или чувства, обычно содержащиеся в порядке, неожиданно смешиваются, как бывает в неловких ситуациях или при розыгрышах, энергия, которая используется для их разделения, высвобождается и может быть истрачена на другие цели, например, вызвать неуместный взрыв слез или покраснение лица. Когда в неловких ситуациях оказываются люди, далеко стоящие друг от друга на социальной лестнице, чувство почтения, которое испытывают нижестоящие, обычно удерживает их от проявления негодования. Иногда накопившееся негодование может неожиданно высвободиться, и тогда происходит столкновение. В других случаях негодование может проявиться в скрытой форме, в виде шутки; энергия передается слушателям и может вызвать у них улыбку или смех. Пример: Можно проиллюстрировать подобную ситуацию рассказом о женщине, которая отказалась платить за проезд в автобусе. Когда шофер стал настаивать, чтобы она заплатила, женщина надменно ответила: - Вы не можете заставить меня заплатить. Я одна из директорских жен. Но на шофера это не произвело впечатление: - Даже если бы вы были единственной женой директора, вам все равно пришлось бы заплатить, - ответил он, к восторгу пассажиров. В этом случае пассажиры, сочувствующие водителю, мысленно повторили тот же самый процесс накопления и высвобождения энергии, который у водителя проявился в действии. Шофер использовал высвободившуюся энергию для ответа, слушатели – для улыбок.
3. Задача мозга – устанавливать связи между мыслями, а также между тем, что с нами происходит, и тем как мы на это реагируем. Вдобавок, некоторые части мозга в случае необходимости могут заменять другие. Мозг по размеру напоминает кокосовый орех. Спинной мозг похож на тонкую трость с набалдашником вверху. Головной мозг облегает набалдашник и соединен с ним миллионами нервных волокон. Часто задаются вопросом, какой процент объема мозга на самом деле используется и без какой его части можно обойтись. Иногда мозг бывает поврежден до родов, во время родов или после них; в таких случаях можно ответить на этот вопрос, т.к. со временем поврежденная часть мозга рассасывается и заменяется водянистой жидкостью. Может быть уничтожена большая часть мозга, причем ни сам человек, ни его друзья ничего не заметят. У одного человека в мозгу было несколько участков такой жидкости, так что осталась только половина ткани самого мозга, тем не менее, этот человек нормально окончил школу и успешно работал автомехаником до того, как обратился к врачу. Единственная причина его обращения к медицине заключается в том. Что у него неожиданно начались эпилептические припадки. У пациента были обнаружены небольшие нарушения в зрении и мышечном развитии; однако невропатолог сделал специальные рентгеновские снимки, на которых стали видны «дыры» в мозгу.
4. Некоторые части мозга имеют специальное назначение. Другие же могут заменять друг друга. Если рассасывается одна из специализированных частей, человек не в состоянии делать то, чем руководит эта часть мозга, человек не сможет видеть половину того, что перед ним, и будет слеп на одну сторону (не на правый глаз, а на правую половину каждого глаза). Если рассосется вся задняя часть мозга, человек полностью ослепнет. В некоторых случаях обязанности этих специализированных участков мозга могут исполняться другими его частями. Апоплексический удар возникает в результате разрушения части мозга, контролирующей определенные мышцы. Если эта часть мозга уничтожена, мышцы напрягаются, застывают, и человек не может нормально ими управлять. Однако путем долгой практики можно научить другие части мозга заменять поврежденную, поэтому некоторые больные, перенесшие апоплексический удар, могут снова контролировать свои мышцы. В случае с автомехаником случилось так, что большая часть уничтоженной мозговой ткани не выполняла никаких специфических функций, поэтому он был способен жить нормально.
5. Кроме того, мозг может запасать энергию. У человека с неповрежденным мозгом способность сберегать и накапливать энергию, развита очень высоко. Нормальный взрослый человек может сдерживать чувства до тех пор, пока не появится возможность их проявить, а не раздражаться неконтролируемыми гневными приступами; люди способны сберегать воспоминания и оживлять их позже; они могут сдерживать желание пошевелить рукой или ногой, которая чешется, - например, в кресле дантиста. При некоторых болезнях возникает необходимость сделать разрез в передней части мозга, и тогда человек теряет способность в такой же степени сдерживать и запасать свои чувства и импульсы, как если бы у него был цельный мозг. Люди становятся более импульсивными.
6. Мозг есть орган ожидания. Мозг запасает энергию, не проявляя ее, если здравый смысл подсказывает, что нужно подождать, прежде чем действовать. Мозг запасает энергию, выделенную железами и другими источниками, пока не наступит подходящий момент. Напряжение толкает людей на неразумные поступки, а мозг их сдерживает.
7. Человеку свойственно также запасать знания и опыт в форме воспоминаний. У людей умственно отсталых меньше возможностей сберегать знания, поэтому им трудно многое запомнить. Существуют две разновидности сбережения: способность человека хранить знания и способность запасать чувства. Поэтому некоторые «способные» люди плохо ведут себя по отношению к другим, а люди замедленно все понимающие могут уживаться с другими. Мы восхищаемся умными, но любим людей, прежде всего за то, что они справляются со своими чувствами. Те, кто желает развить свою личность, должны решить, что именно они хотят развивать: какую-либо из сторон или обе вместе. Если человек будет только накапливать знания, им будут восхищаться, но не любить. Если хотят не только восхищения, но и любви, полезно научиться запасать чувства и правильно выражать их.