Усл овия образования облаков, их микроструктура и к лассификация
Обл ака – это видимое скопление капель вод ы и/или кристаллов льда (продукт ов конденсации и/или сублимации водяного пара), нах одящихся в возд ухе во взвеш енном состоянии на некоторой высоте над поверхностью земли.
Об лака являют ся важнейш им элементом погоды. Они возникают в результате сложных
т ермодинамических процессов, приводящ их водяной пар к конденсации и суб лимации, и являются вид имым от ображением э тих процессов. По внешнему виду облаков, их форме, высот е нижнего основания, вертикальной и горизонтальной протяженност и можно косвенно судить о причинах, приведших к облакообразованию, а следовательно, и об условиях полетов в них.
По направлению и скорости перемещ ения облаков можно составить пред ставление о направлении и скорости движения возд уха на соот вет ствующих высотах . Вместе с т ем, об лака эт о не т олько показатель текущей погоды, но и определенный предвестник ее изменения. Поэ тому в ряд е случаев они являются местными признаками будущей погоды.
Об лака вертикального развития и связанные с ними т акие мет еорологические явления,
как грозы, ливни, град и т .п. значит ельно осложняют полеты, а в ряд е случаев совсем исключают их возможность. Низкие слоист ооб разные и волнистооб разные облака т акже значит ельно затрудняют полет ы самолет ов и вертолет ов, требуют введения определенных ограничений по метеоусловиям, так называемы х мет еорологических минимумов.
В целом облака влияют на все этапы полета. Взлет, посадка, полет на эшелоне
самолетов и вертолет ов проводит ся при обязательной оценке состояния облачности
(ее наличие или ожидаемое возникновение) и ее возможного влияния на полеты .
При входе в облака пилот лишается зрительных восприятий земли, небесны х светил, естественного горизонта и может быст ро пот ерят ь предст авление о положении воздушного судна в пространст ве. Полеты в облаках приходит ся выполнять по приборам. При полете в об лаках экипаж может вст ретиться с сильной болт анкой и интенсивным облед енением. Иногд а в облаках наблюдается сильная электризация воздушного судна с нарушением радиосвязи, что т акже усложняет выполнение полет а.
Особенно существенное влияние оказывают облака и связанные с ними метеоявления на посад ку воздушных судов. При посад ке в сложных метеорологических условиях экипаж чрезвычайно загружен. Командир современного транспортного воздушного судна на предпосадочном снижении переносит взгляд на авиационно-пилотажные приборы от 100 до
200 раз в минут у. На каждом приборе он фиксирует взгляд до 0,66 секунды. Низкие облака и плохая видимость являются серьезной помехой для правильных дейст вий экипажа, увеличивают возможность ошибок, иногда очень существенных. Одним из условий б езопасной посадки в таких ситуациях является хорошее знание облаков и об ъективная информация об их состоянии и изменениях.
Для образования облаков необх одимы следующие условия: достаточная влажность воздуха, во сходящие движения и ядра конденсации (гигроскопические частицы пыли, ды ма, гари и т.д.).
Главной причиной об разования облаков являет ся адиабатическое понижение т емпературы в поднимающ емся влажном воздухе, привод ящее к конденсации водяного пара. В зависимости от вид а восходящего движения, в результ ате конденсации и сублимации водяного пара, образуют ся об лака различных форм с различными физическими х арактерист иками (микростр укт урой, водност ью).
Под микроструктурой облаков понимают их внутреннее физическое строение: фазовое состояние облачных элементов, их размеры, число облачных частичек в ед инице объема.
По микроструктуре облака подразделяются на:
а) капельно-жидкие - наблюдают ся при т емпературе до -10°С, состо ят из капель воды разного диамет ра, рад иус капель 4…25 мкм (микрон = 10 -6 м). В 1 см3 облака содержится
100…600 капель. Из капельно-жидких облаков, как правило, выпад ают слаб ые моросящие осадки;
б) смешанные - наблюдаются при температуре - 10°…- 40°С, состоят из смеси капель воды и кристаллов льда. Из э тих об лаков выпадают все основные виды осадков;
в) кристалл ические - наблюдаются при температ ур е ниже - 40°С, состоят из кристаллов льда и снежинок. Ледяные крист аллы в облаках имеют разную форму и размеры. При низких температ урах они имеют вид шестиугольных пластинок или шест игранных призм размером 10…12 мкм. Причиной этого является структура молекул воды, состоящей
из двух атомов водорода и одного атома кислород а. Она пред ставляет собой равносторонний
треугольник. Во время кристаллизации каждый вновь появившийся кристалл образует с вершиной треугольника угол, равный 60°. В процессе роста таких молекулярных треугольников об разуется шестиугольник. При дальнейшей сублимации и росте кристаллов образуются ш ест иугольные звездочки-снежники или крист аллы другой сложной формы. Из кристаллических облаков осадки не выпадают.
Масса капель воды и кристаллов льда, содержащихся в 1 м3 облака, называется его водностью. Водност ь облаков колеблется от 0,01 до 10 г/м3. В капельно-жидких облаках водность колеблется от десятых долей грамма д о нескольких граммов в 1 м3, в кристаллических облаках водность незначительна и составляет сотые и тысячные д оли грамма в 1 м3.
Микроструктура и водность облаков имеют существенное значение для оценки усло вий обледенения возд уш ных суд ов. При большой водности и отрицательных температурах в облаках наблюдает ся инт енсивное об леденение воздушных судов.
В зависимости от высоты расположения нижней границы и внешнего вида все облака подразделяют ся на чет ыре группы – морфологическая классификация :
I. Облака верхнего яруса – нижняя граница более 6 км:
|
-перисто-слоистые, Cirrostratus ( Cs ) - , , ;
- перисто-кучевые, Cirrocumulus ( Cс ) - .
II. Облака среднего яруса – нижняя граница от 2 до 6 км:
|
|
|
III. Облака нижнего я руса – нижняя граница ниже 2 км:
|
|
|
|
|
IV. Облака вертикального развития – нижняя граница ниже 2 км, верхняя граница –
в среднем или верхнем ярусе:
|
|
- кучево-дождевые, Cumulonimbus ( Cb ) - (лысые), (с наковальней).
По условиям образования – генетическая классификация – облака подразделяются на т ри группы:
Кучевообразные
Причиной их образования являются различные виды конвекции. К эт ой группе от носятся следующие формы облаков:
|
|
- кучево-д ождевые, Cumulonimbus ( Cb ) - , ;
- высоко-кучевые башенкообразные или хлопьевидные, Altocumulus ( Ac ) - ;
- перисто-кучевые, Cirrocumulus ( Cс ) - .
Слоистообразные
Причиной их образования является восход ящее скольжение. К ним относят ся следующие формы об лаков:
|
|
|
|
- перисто-слоист ые, Cirrostratus ( Cs ) - , , ;
|
3. Волнистообразные
Образуются за счет динамической т урбулентности, волновых движений слоев инверсии и изотермии, радиационного выхолаживания подстилающей поверхности. К этой группе от носятся следующие формы облаков:
|
|
|
|
- перисто-кучевые, Cirrocumulus ( Cс ) - .