Лассификация стабилизированных платформ

Основное требование, предъявляемое к СП, – точность сохранения заданной ориентации в инерциальном пространстве. Точностные характеристики СП – главные факторы, определяющие эффективность выполнения задачи, поставленной перед системой ориентации или навигации.

Гиростабилизированные платформы различают:

1) по кинематической схеме: одно-, двух-, трех- и многоосные с наружным или внутренним кардановым подвесом. Многоосные ГСП используются для предотвращения складывания рамок при развороте объекта на углы лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , а также в процессе работы ИНС при необходимости разворота блоков чувствительных элементов (ЧЭ) друг относительно друга;

2) области применения (рис. В.1);

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru

Рис. В.1

3) принципу действия СП: силовые, индикаторные и индикаторно-силовые. В силовых СП обязательно наличие гироскопов, создающих гироскопические моменты, достаточно большие по сравнению с другими возмущающими моментами, действующими по осям подвеса (моменты сил инерции и др.). Гироскопический момент непосредственно парирует действие возмущений, а стабилизирующий двигатель осуществляет межрамочную коррекцию (ликвидирует последствия действия возмущающих моментов). В индикаторных СП действие возмущающих моментов парируется только моментом, развиваемым стабилизирующим двигателем. Гироскопы в этом случае – только индикаторы изменения углового положения платформы, а в ряде случаев гироскоп даже может отсутствовать. Индикаторно-силовые СП занимают промежуточное место. СП ведет себя либо как индикаторная, либо как силовая в зависимости от характера изменения внешнего возмущающего момента, приложенного к оси стабилизации. Возмущающие моменты парируются стабилизирующим двигателем за счет высокого быстродействия разгрузочного канала. Часто управление идет не только по углу прецессии, но и по его производной;

4) используемым чувствительным элементам (ЧЭ): гироскопы с двумя степенями свободы по отношению к платформе устанавливаются в силовых СП; в индикаторных СП в качестве чувствительных элементов используются гироскопы с тремя степенями свободы (шаровые, криогенные, с электростатическим подвесом), лазерные гироскопы, динамически настраиваемые гироскопы, акселерометры, а также датчики на оптико-электронных, астрономических и других элементах. ЧЭ индикаторно-силовых СП являются поплавковые интегрирующие гироскопы, малые гироскопы (гироскопы с малым кинетическим моментом) с двумя степенями свободы.

Преимущественное развитие получили индикаторные платформы. Например, они при нагружении массивными приборами становятся, как правило, более устойчивыми. В силовых же СП происходит снижение устойчивости, необходимо увеличивать гироскопы и расход электрической энергии. Для силовых СП не предъявляется повышенных требований к динамике привода, при этом они весьма чувствительны к возмущениям, действующим на частоте нутационных колебаний.

2. Мат. модели СП на поплавковых и лазерных гироскопах

5.2. Одноосная СП на поплавковых гироскопах

Отличительными особенностями поплавкого гироскопа являются малый кинетический момент лассификация стабилизированных платформ - student2.ru и большой коэффициент момента сил скоростного трения лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . Тогда, пренебрегая лассификация стабилизированных платформ - student2.ru в уравнении (5.1), получим:

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru (5.3)

Передаточная функция разомкнутой системы в этом случае имеет вид

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru ,

где лассификация стабилизированных платформ - student2.ru .

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru

Рис. 5.1

Если в (5.3) принять лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , то коэффициент усиления разомкнутой системы лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . ЛАЧХ такой СП представлена на рис. 5.1.

СП на лазерных гироскопах

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru Лазерный гироскоп (ЛГ) содержит подставку и практически безынерционный датчик угловой скорости [10]. Ось чувствительности ЛГ совпадает с осью чувствительности СП, поэтому уравнение движения вырождается в одно:

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru .

Структурная схема СП на ЛГ представлена на рис. 5.2.

Отметим следующие особенности расчета платформы:

1. Выбором корректирующих звеньев можно сделать колебательной передаточную функцию разомкнутой системы. Тогда можно реализовать гармоническую линеаризацию нелинейности выходной характеристики.

2. Необходимо учитывать дискретность выходной характеристики ЛГ.

3. При расчете СП на ЛГ с виброподвесом учитывается, что сигнал проходит через подвес к ЛГ, затем на обработку, затем вновь на ЛГ.

3. Быстрое приведение СП (Время быстрого приведения СП)

хема начальной выставки

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru Погрешность выставки приводит к погрешностям платформы. Время определяет готовность к работе. Существуют следующие виды выставки: а) быстрое приведение – размыкается цепь обратной связи, маятник управляет двигателем (рис. 8.1); б) медленное (точное) приведение – цепь стабилизации замкнута, управление на ДМ; в) комбинированная.

Источниками информации об угловом положении СП могут быть ДУα, автоколлиматоры, гониометрические схемы; маятники, акселерометры, гироинтеграторы, астрокорректоры и др.

Время приведения определяется выражением:

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru ,

где лассификация стабилизированных платформ - student2.ru – время быстрого приведения; лассификация стабилизированных платформ - student2.ru – время первого и второго этапов

быстрого приведения соответственно; лассификация стабилизированных платформ - student2.ru – время медленного приведения.

ыстрое приведение

Рассмотрим следующую математическую модель СП:

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru (8.1)

Подаем на двигатель номинальное напряжение лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , цепь стабилизации разомкнута. Поведение СП при этом разбивается на два этапа.

Первый этап. Момент времени лассификация стабилизированных платформ - student2.ru определятся при следующих условиях: лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , лассификация стабилизированных платформ - student2.ru и лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . Из первого уравнения (8.1) получим лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . Достигнув лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , гироскоп ложится на упоры. Время приведения на первом этапе определяется как

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . (8.2)

Как видно из (8.2), уменьшать лассификация стабилизированных платформ - student2.ru возможно, уменьшая лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . В конце режима гироблок бьет по упорам, что вредно для конструкции. Для избежания этого снимают значение лассификация стабилизированных платформ - student2.ru с ДУεи при подходе к лассификация стабилизированных платформ - student2.ru управляют СД по специальному закону (используя вычислитель).

Второй этап. Как только гироскоп лег на упор, начинается разгон платформы ( лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , лассификация стабилизированных платформ - student2.ru ). Первое уравнение (8.1) примет вид:

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . (8.3)

Выражение (8.3) – это линейное дифференциальное уравнение первого порядка относительно скорости лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . При лассификация стабилизированных платформ - student2.ru и лассификация стабилизированных платформ - student2.ru имеем решение:

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . (8.4)

Зависимость лассификация стабилизированных платформ - student2.ru находим интегрированием (8.4):

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , (8.5)

где лассификация стабилизированных платформ - student2.ru .

Время лассификация стабилизированных платформ - student2.ru находится из условия: при лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , лассификация стабилизированных платформ - student2.ru , при лассификация стабилизированных платформ - student2.ru и лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . Значение угла лассификация стабилизированных платформ - student2.ru «доводится» медленным приведением и является начальным значением лассификация стабилизированных платформ - student2.ru для участка лассификация стабилизированных платформ - student2.ru .

Подставим приведенные параметры в (8.5):

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru

Время лассификация стабилизированных платформ - student2.ru найдем из выражения

лассификация стабилизированных платформ - student2.ru .

Далее быстрое приведение выключают и включают медленное. Для избежания перерегулирования проводят плавное торможение, используя при этом ряд приемов. Например, упор гироблока делают упругим, так что по оси прецессии действует упругий момент лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . Под действием момента будет происходить прецессия с угловой скоростью лассификация стабилизированных платформ - student2.ru . Остановка произойдет сразу после снятия напряжения лассификация стабилизированных платформ - student2.ru с двигателя.

Наши рекомендации