Техника публичного выступления
По свидетельству психологов, совещания, беседы, доклады занимают до двух третей бюджета времени руководителя, т.е. современному менеджеру необходимо детальное владение речью. Звуком одобряют, восхищаются, выражают недовольство. Правильное владение голосом и речью — это важная составляющая внутренней культуры человека, а тем более — руководителя.
Публичная речь, как показывает практика ее использования, готовится с помощью следующих методов: написание текста речи и его освоение; написание текста речи и чтение без освоения; написание текста речи и его заучивание; разработка тезисов и их освоение; трафаретный (стандартный) метод.
Для того чтобы отдать предпочтение какому-либо из данных методов, кратко рассмотрим содержание каждого из них.
Написание текста речи и его освоение
Данный метод, как показывает практика, используется при подготовке речей сугубо официального характера, когда необходимо выделить официальные положения, формулировки, т.е. быть предельно точным в своих словах.
Для такого выступления готовится текст. Далее наступает период «освоения», когда текст читается про себя или полушепотом, вслух. Это необходимо для того, чтобы «почувствовать текст», ведь то, что хорошо написано, не всегда хорошо читается. Тот, кто выступает по тексту без его освоения, испытывает неловкое положение, вызванное именно неосвоенностью текста.
Есгь еще один важный момент освоения текста. Освоенный текст позволяет в процессе выступления «отрывать глаза» и смотреть на слушателей, замечать их состояние и реакции. Не очень хорошо воспринимается текст, читаемый однообразным, отчужденным голосом.
Поэтому не нужно бояться выступлений по бумаге. Бумага «звучит» тогда, когда она хорошо освоена.
Написание текста речи и чтение без освоения
Данный метод никогда не используется людьми, ответственно относящимися к каждому публичному выступлению. Нет такого текста, которым можно было бы пренебречь для хорошего выступления. Не освоить текст даже в течение короткого промежутка времени — значит заранее рисковать своим выступлением.
Опытные ораторы всегда находят время, чтобы хоть где-то и сколько-нибудь освоить текст.
Конечно, осваивать текст лучше всего в спокойной обстановке, когда есть условия для сосредоточенной работы. Но это — идеальная картина. Чаще всего приходится осваивать текст в «грохоте дел, в суматохе явлений», сводя на нет бесконечные посягательства па выкроенное время.
Таким образом, имея текст, по не освоив его, нельзя считать, что человек готов к выступлению. Освоение текста — это работа над своим будущим выступлением, обеспечивающая его необходимое качество.
Написание текста речи и его заучивание
Этот метод используется очень редко, поскольку требует много времени, которого всегда не хватает. Но все же некоторые ораторы, обладающие отличной техникой освоения текста, отдают предпочтение этому методу. Можно выделить несколько аргументов в пользу этого метода: желание выступить хорошо и без бумаги; умение находить требуемое время; привычка определять логику и структуру речи, которые наполняются при выступлении цифрами, фактами, наблюдениями и т.д.; способность «чувствовать аудиторию» и отражать это в речи.
Положительные ощущения при использовании метода: отсутствие скованности; знание того, что нужно сказать; чувство продолжительности выступления; «ощущение слушателей».
Отрицательные ощущения в ранней стадии использования метода: привязанность к заученному тексту; трудность вставить что-то «от себя» по ходу выступления; определенные ассоциации с выступлением школьного «зубрилки»; появление неуверенности в плохо заученных местах; «провалы памяти».
Эффективными средствами заучивания текста являются выделение «опорных точек», установление логики их развития и обеспечение переходов от одной опорной точки к другой.
Разработка тезисов и их освоение
Составление тезисов можно рассматривать как определение опорных точек. Для использования тезисов как логической и организованной системы мыслей, идей, предложений необходим известный опыт. Нужно научиться не только составлять тезисы, но и уметь излагать их в устной речи.
Выступление па основе тезисов по объему всегда больше, чем сами тезисы. Следует стремиться к тому, чтобы слова в речи не
заслонили, не спрятали мыслей, содержащихся в тезисах. Этот метод требует также умелого перехода от одного тезиса к другому как при их подготовке, так и в выступлении.
Освоение тезисов включает не только нх прочтение про себя или вслух до выступления. Желательно наметить логические переходы от одного тезиса к другому. Если этого не сделать, то выступление будет напоминать сбор отдельных словесных «секций». Хорошим подспорьем для увязки тезисов в единое целое является план выступления, включающий перечень основных вопросов, подкрепленных тезисами и логическими переходами между ними.
Таким образом, чтобы данный метод был взят па вооружение, необходимо учиться составлять план выступления, тренироваться в написании тезисов, определять логические переходы между ними.
Трафаретный (стандартный) метод
В практике руководства часто встречаются сходные ситуации, которым посвящена публичная речь руководителя: выступление по случаю начала или окончания работы курсов; проводы в армию, на пенсию; открытие нового здания и т.д.
Для таких случаев некоторые ораторы имеют сборники собственных выступлений, где находятся трафареты соответствующих речей. Таким образом, быстро получается «каркас речи». Задача в том. чтобы с учетом особенностей момента и новой информации «оживить трафарет».
Трафаретный метод является, прежде всего, экономичным, так как при подготовке выступления целиком и полностью используется «прошлый труд». Немаловажным считается и психологический момент: по одному и тому же вопросу легче готовиться и выступать после первого выступления.
Некоторые отрицают трафаретный метод за его шаблонность и «бесчувственность». Однако наблюдения показывают, что руководители в стандартных ситуациях используют не накопленные, а находящиеся в памяти образцы-аналоги, т.е. каждый раз они «изобретают» речь, вспоминая свои прежние выступления. В этом случае сил и времени затрачивается больше.
Никогда не следует считать, что речь возможно приготовить за 30 мин. Ее нельзя «испечь» по заказу, как пирог. Для написания выступления и создания его структуры нужно время.
Поэтому для начала целесообразно установить проблему, т.е. более общую тему, в которую входит данная конкретная тема. Этот подход позволит более четко определить объем материала выступления на фоне того, что не относится к избранной теме,
четко охарактеризовать в выступлении место и значимость предложенной темы среди родственных. Это позволит более четко определить цель выступления, а затем более обстоятельно создать его структуру.
Классическая композиция выступления включает три части: вступление, основную часть, заключение. Рекомендуется следующее примерное распределение времени: на вступление 10—15%, на основную часть 60—65%, на заключение 30—20% всего времени выступления [93].
По структуре план может быть простым и сложным. В простом дается однопорядковый, последовательный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Однако для подготовительного этапа работы над выступлением более удобен сложный план, включающий основные разделы, а также пункты и подпункты, на которые подразделяются основные разделы, поскольку сложный план, по существу, представляет собой совокупность планов разработки отдельных вопросов темы.
План должен быть логичным. Для этого при его составлении следует опираться на определенные положения логики. Прежде всего, это логическая операция деления понятия, требующая соблюдения ряда правил. Применительно к плану выступления это означает, что содержание всех вопросов плана должно совпадать с содержанием, на которое указывает тема доклада. Соблюдение этого правила позволяет избежать двух ошибок: пропуска чего- либо существенного и включения вопросов, не относящихся к теме.
Для исключения сумбурности изложения необходимо, чтобы подпункты плана исключали друг друга.
Соблюдая данные правила, возможно получить наиболее эффективную структуру изложения.
Успех выступления в значительной степени зависит от вступления. Нередко оно более всего запоминается слушателям, и поэтому первые фразы должны быть наиболее тщательно подготовлены и отработаны. Вступление должно включать объяснение цели, название доклада и расшифровку содержания подзаголовка с целью точного определения содержания доклада. Именно здесь необходимо четко сформулировать стержневую идею. Вступление, как и другие части речи (основная часть и заключение), имеет собственную структуру. Усредненно она включает: так называемый «зацеп»; название темы, выступления; цель выступления; переход к основной части.
«Зацеп» — это важная составляющая вступления, обеспечивающая привлечение внимания слушателей. Имеются разные способы «зацепа», каждый из которых используется исходя из кон
кретных условий выступления. Среди них наиболее распространенными являются следующие: краткое изложение интересного, поучительного факта, случая, события. При применении этого способа действует такая закономерность: если последующая речь выступающего окажется слабее «зацепа», то в памяти слушателей может остаться только сам «зацеп», привлекший внимание; подчеркивание общего интереса к проблеме. Этот способ позволяет использовать общий интерес, общее неравнодушие к проблеме или вопросу; «веселое начало». При этом способе используются юмор, шутка, смешной факт, пример, случай и т.д.; «град вопросов». Выступающий за короткий промежуток времени четко формулирует вопросы, среди которых выделяется один или несколько, которым посвящается выступление; цитирующий способ. Предполагает изложение цитаты из официальных документов, из работ ученых, писателей.
Выбирается такая цитата, которая отражает существо вопроса; выделение парадокса, аномалии, несоответствия. Используя данный способ, стараются или озадачить аудиторию, или выделить то, что является важным в данное время; резкое заявление. При этом способе вопрос или проблема резко заостряется. Обычно в таком заявлении выступающий старается отметить непосредственное отношение, «задействовать» слушателей к содержанию заявления; сопоставительный способ предполагает предельно краткое изложение существа выступления предыдущего оратора и выделение на этом фоне своего взгляда; «поворот на 180 градусов». Данный способ представляет собой или отработанное вступление, или действительно «повернутое вступление». Выступающий кратко отмечает, что у него была такая-то позиция, но такие-то факты заставили ее изменить; «вопрос ребром». Используя этот способ, оратор сразу же задает тот вопрос, на который он попытается дать ответ в своем выступлении; «наглядная картинка». Если имеется возможность использовать технические средства, то выступающий показывает небольшой фрагмент из документального фильма или слайды. Это очень эффективный «зацеп», так как он отличается наглядностью и выразительностью неречевых средств;
«разыгрывание мизансцены». Этот способ также эффективен. Однако для его успеха нужно удачно подобрать и убедительно сыграть мизансцену; «напрасные усилия». Выступающий начинает с того, что перечисляет меры, которые были приняты для решения вопроса, отмечая их нулевую или незначительную результативность. Это создает необходимый фон для восприятия последующей речи; «способ самокритики». Заключается в том, что выступающий начинает критиковать самого себя, отмечая неправильные действия, меры и т.д. На этой основе создается полотно позитивного плана с предложениями, что надо сделать, чтобы впредь не допускать прошлых ошибок.
Содержание основной части — всестороннее обоснование, раскрытие основного тезиса. Существуют различные варианты построения системы аргументации, защиты основной мысли. Вот некоторые из них [93]: проблемное изложение (формулирование темы как проблемы: выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); хронологическое изложение; изложение от причин к следствиям; индуктивное изложение (от частного к общему); дедуктивное изложение (от общего к частному).
В основной же части желательно разместить особые доказательства н сравнения, которые произведут соответствующее впечатление па слушателей.
Заключение речи — вторая по значимости ее часть. Его следует рассматривать как кульминационный пункт выступления.
Способы заключения так же разнообразны, как и способы «зацепа» во вступлении. Но у них есть одна отличительная особенность — они не предваряют, а подытоживают выступление. Нужно не только умело «войти в речь», но и «выйти из нее». Рассмотрим три основных способа активного заключения, которые используются в публичной речи. Обзор сказанного. Используя данный способ, выступающий в кратких формулировках излагает главные мысли основной части речи, ее содержание. Выводы и предложения. Характерной особенностью этого способа является формулировка выводов, вытекающих из выступления. Выводы — это не только «сгустки мысли», но и качественно новые итоги выступления. Акцепт на каком-то вопросе. Когда в основной части было рассмотрено несколько вопросов, то в заключении высту
пающий обращает внимание па важнейший из этих вопросов, подчеркивает его значимость, необходимость решения.
Если недостатки вступления можно компенсировать хорошей основной частью, то неудачное заключение таким и остается. Поэтому важно знать также и факторы неудачного заключения и по мере возможности избегать их или устранять из своей речи.
Чтобы научиться легкому и красивому владению речью, следует обратиться к ее технике.
Строение речевого аппарата, особенности голоса человека, речевое дыхание, артикуляция звуков, дикция, логическая пауза и логическое ударение, интонация, особенности выступления в больших и малых аудиториях, использование микрофона — таковы основные понятия, изучаемые при освоении техники речи.
Овладение техникой речи ие сводится к механической выработке голосовых или иных навыков. Техника публичной речи, как и речь в целом, подчинена идее, мысли, содержанию доклада. Именно мысль, которую хотят передать людям, приводит в действие, «включает» речевой аппарат. Поэтому овладение техникой звучащего слова необходимо подчинять выработке умения мыслить вслух, говорить, размышляя.
В публичной речи звучность голоса, его тембр и высота сознательно используются говорящим как средства речевой выразительности, средства воздействия на слушателей. Следует особо обратить внимание па изменение звучности речи, высоты и окраски голоса, уверенность в своих силах, увлеченность говорящего. ясное понимание цели речи. Свободное владение материалом обычно вызывает душевный подъем, особое эмоциональное состояние, которое и служит психологическим фундаментом уверенной, выразительной, свободно и естественно звучащей речи.
В докладе любого направления основное значение имеет содержание, однако форма выступления, голос и жесты оратора не менее важны.
Голос выступающего — это «зеркало его души». Сущность человека проявляется не только в его поступках, жестах и мимике, но в первую очередь в том, как звучит его голос, как оп говорит. Хорошо звучащий голос способен тонизировать нервную систему выступающего, придавать уверенность, а плохо звучащий — наоборот. Как свидетельствуют специалисты, если внешность оратора со временем прощается, то к звучанию голоса слушатели более критичны, не всегда даже осознавая это.
Голос — важнейший элемент речи. Кроме голоса, для характеристики речи важны также дикция, темп и ритм. Под дикцией понимают отчетливое произнесение каждого отдельного звука и
звуковых сочетаний. Прежде чем понять речь, ее нужно услышать, воспринять слухом. Чем яснее будут произнесены слова, тем легче их понять. Ясная дикция избавляет слушателей от необходимости длительного напряжения, от двусмысленного понимания. Она позволяет сосредоточиться на содержании речи.
Темп речи — скорость, быстрота, с которой оратор произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей выступающего, от его темперамента, жанра выступления и содержания речи, а также от условий, в которых читается лекция, от особенностей аудитории. Темп речи следует избирать с таким расчетом, чтобы восприятие речи, т.е. осмысление слышимого, не отставало от сообщения, скорости поступления информации, заключенной в речи. Иными словами, нельзя говорить быстрее, чем люди думают, перерабатывают информацию. Поэтому выступление должно быть изложено разным темпом в различных по уровню аудиториях (например, по образованию, возрасту, профессии).
Большинство ораторов говорит не только слишком тихо, но и слишком быстро. Следует ориентироваться на дикторов, передающих последние новости, или на чгецов-декламаторов. Для практического эксперимента можно замерить темп речи. Надо отсчитать из любого текста 300 слов и прочесть их вслух. Если речь изложить в 3 мин — размеренный темп. Темп речи при докладе должен быть около 100 слов/мин. При оживленной дискуссии допускается до 120 слов/мин. Когда возникает необходимость успокоить аудиторию, следует говорить подчеркнуто медленно.
Ритм речи заключается в чередовании отрезков речи, различающихся длительностью звучания, а также в чередовании звучащей речи и пауз. Назначение паузы — эмоциональная интерпретация текста, раскрытие психологического движения мысли.
Существуют специальные слова и приемы, призванные организовать плавность речи и последовательность мысли. Это, например, вводные слова, замечания по ходу беседы, которые должны сопровождаться точной интонацией и паузами, определяющими верность взятого в разговоре гона.
Выступление, рассчитанное на живое восприятие, может иметь различную эмоциональную окрашенность. В зависимости от обстоятельств оно будет Звучать спокойно или гневно, сдержанно или саркастически и т.п.
Для воздействия на другого человека возникает проблема поиска наиболее точного, емкого, зримого слова. Выразительность, образность, эмоциональность языка всегда составляют отличи
тельные качества хорошего публичного выступления и свидетельствуют о мастерстве выступающего.
Важным средством достижения речевой выразительности служат: эпитеты — яркие художественные определения; метафоры — свернутое, неявное сравнение; аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия; одно из самых действенных средств словесной образности — ирония и г.д.
Что касается использования в речи цитат, афоризмов, то необходимо иметь в виду, что длинные цитаты утомляют слушателей. Вместо них лучше использовать «красное слово», афоризм, которые, благодаря своей ульграсокращенной форме, хорошо усваиваются слушателями.
Не следует бояться пауз в выступлении, лучше сделать паузу и осторожно перевести дыхание, чем сбиться с заданного темпа.
Во время выступления или диалога следует адресовать каждую фразу собеседнику (даже если речь произносится по тексту) или аудитории, побуждая вникать в свою мысль. Следует внимательно следить за реакцией слушателей, стараться почувствовать степень контакта.
«Лучше один раз увидеть, чем его раз услышать» — это утверждение справедливо и для выступлений. Как считают психологи, человек запоминает в среднем 10% того, что слышит, и 50% того, что видит.
Наглядные пособия хороши в гой степени, в которой они усиливают содержание выступления. Тщательно подобранные слайды, рисунки, схемы, графики, иллюстрации или плакаты могут сделать выступление более понятным и интересным. Кроме того, наглядный материал является как бы «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиваться с порядка изложения. Однако плохо подготовленный наглядный материал будет только раздражать слушателей и мешать выступающему (например, если плакат написан мелким шрифтом и его трудно прочесть).