Общие методические рекомендации практиканту о прохождении научно-исследовательской практики

8.1. Общие указания

Научно-исследовательская деятельность является творческим процессом, требующим соответствующей организации исследовательского труда, владения современными информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности, культурой мышления, письменной и устной речи. Именно поэтому научно-исследовательская подготовка магистров включает в себя не только выполнение и защиту магистром магистерской диссертации, но и изучение специальных программ научно-исследовательского характера. Дополнительными формами подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности в рамках учебного процесса являются выполнение тематических заданий исследовательского характера, подготовка научных рефератов, участие в научно-практических конференциях, прохождение научно-исследовательской практики и др.

Общая цель всех форм организации научно-исследовательской подготовки - развитие общенаучной и профессиональной, в определенной сфере научной деятельности, компетенции магистров.

Научно-исследовательская практика является важным звеном в подготовке магистра. Знакомство с основными понятиями научно-исследовательской работы, изучение проблем современной науки, самостоятельное выполнение отдельных разделов тематического исследования, ограниченного, как правило, рамками конкретной научной проблемы магистерской диссертации, способствует повышению компетенции магистров при организации будущей научной деятельности. В процессе практики может уточняться тема магистерской диссертации, определяются общие закономерности и частные противоречия поставленной проблемы, на разрешение которых будет направлено будущее исследование.

Перед прохождением практики магистр должен внимательно изучить программу практики и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных правовых вопросов.

Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникающим вопросам обращаться к законодательству, учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати.

Магистру-практиканту рекомендуется совместно с руководителем практики составить на основе программы практики конкретный план прохождения практики.

Магистр обязан соблюдать правила распорядка учреждения, организации, государственного органа и органа местного самоуправления которых он проходит практику, вести дневник практики; а по окончании ее – составить отчет о прохождении практики.

В период прохождения научно-исследовательской практики магистрант должен:

Ознакомиться с федеральным государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по основным образовательным программам – магистр.

Изучить современные образовательные технологии и методики преподавания сравнительного исследования в высшей школе.

Получить практические навыки научно-исследовательской работы в высшей школе, подготовки научного материала по требуемой тематике к диссертации.

Принять непосредственное участие в учебном процессе ВУЗа, внедрив в учебный процесс свои научные предложения.

В период практики следует ориентироваться магистранту на подготовку и проведение конференций по теме диссертации, и подготовку научных статей к их публикации.

Конкретное содержание практики планируется магистрантом совместно с научным руководителем диссертационной работы, отражается в индивидуальном плане научно-исследовательской практики, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики.

В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными и заверяются подписью руководителя практики.

Ведение таких записей впоследствии облегчит магистру составление отчета о прохождении практики.

Отчет о практике должен быть изложен до 12-15 страницах. В нем освещаются следующие моменты: место и время прохождения практики; описание выполняемой работы по отдельным разделам программы практики; анализ наиболее сложных и интересных научных предложений, изученных магистром на практике; указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики; изложение спорных, сложных правовых вопросов, возникающих по конкретным научным дискуссиям, и их анализ; основанный на нормативных материалах, проблемные вопросы по тем или иным законам (документам), с которыми магистр знакомился во время практики.

В отчете магистр должен указать, как проходила практика, какую она принесла пользу в усвоении теоретического материала, и какую помощь оказывали ему руководители практики.

Отчет не должен быть повторением дневника или пересказом программы практики.

Во время защиты магистр должен уметь анализировать те или иные действия и решения, о которых он пишет в дневнике и отчете, указать, при каком условии они являются законными, обоснованными.

Отчет о научно-исследовательской практике и все материалы ее прохождения в соответствии с перечнем, указанным в программе и методических указаниях, магистр должен представить не позднее, чем за 15 дней до начала сессии.

Характеристика после защиты отчета подшивается к личному делу магистра.

К отчету о научно-исследовательской практике магистру необходимо приложить проекты, копии документов, составленные им самостоятельно в ходе выполнения юридической деятельности.

Отчет о научно-исследовательской практике составляется магистром-практикантом в соответствии с программой практики и дополнительными указаниями научного руководителя практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва научного руководителя практики в комиссии, в которую входят научный руководитель магистерской программы, научный руководитель магистранта и руководитель практики по направлению подготовки.

По итогам положительной аттестации магистру выставляется дифференцированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

9. Форма отчетности

Для получения аттестации по практике магистранту необходимо сдать отчет о прохождении научно-исследовательской практики. Отчет о прохождении практики представляется магистрантом к итоговой конференции (семинару). Отчет должен продемонстрировать достигнутые магистрантом результаты и сформированные данные научного исследования.

9.1. Отчет по научно-исследовательской практике:

В отчете по научно-исследовательской практике должны быть отражены:

· Сроки и место проведения научно-исследовательской практики.

· Ознакомление с федеральным государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по основным образовательным программам – магистр.

· Изучение современные образовательные технологии и методики преподавания сравнительного исследования в высшей школе.

· Получение практических навыков научно-исследовательской работы в высшей школе, подготовки научного материала по требуемой тематике в диссертации.

· Внедрение в учебном процессе ВУЗа своих научных предложений.

· Участие и проведение конференций по теме диссертации, и подготовку научных статей к их публикации.

· Составленные и отредактированные научным руководителем отдельные главы, разделы магистерской диссертации.

· Отзыв руководителя по практике, к которому прикреплен магистрант о качестве выполнения работ магистрантом.

9.2. Дневник прохождения практики;

9.3. Индивидуальное задание на научно-исследовательскую практику;

Фотографии о деятельности магистранта как иллюстрации к отчету по научно-исследовательской практике (является не обязательным, но приоритетным дополнением к отчету).

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Институт подготовки государственных и муниципальных служащих

Кафедра гражданского права и процесса

Магистерская программа «Гражданское право, семейное право,

международное частное право»

Курс ______

Наши рекомендации