В ходе камеральной проверки
Поскольку в данном случае налоговый орган выставляет требование о представлении документов в связи с камеральной проверкой, оно должно быть составлено не позднее срока ее окончания. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (Письма от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471).
Напомним, что камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев со дня, следующего за днем представления налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
Примечание
Подробнее о сроке проведения камеральной проверки см. гл. 3 "Срок проведения камеральной проверки".
В то же время на практике налоговики иногда истребуют документы и за пределами срока камеральной проверки в нарушение ст. 88 НК РФ.
Президиум ВАС РФ в подобной ситуации встал на сторону налогоплательщика. Требование о представлении документов, направленное инспекцией после того, как истек срок камеральной проверки, суд признал незаконным (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 10349/09).
Нижестоящие суды придерживаются такой же позиции (Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2010 N КА-А40/14322-10).
Однако в арбитражной практике до принятия указанного выше Постановления Президиума ВАС РФ встречалось и иное мнение. Так, например, ФАС Уральского округа признал законными действия по истребованию у налогоплательщика документов после истечения срока камеральной проверки (Постановление от 18.05.2009 N Ф09-3043/09-С3).
Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли инспекция направлять требование о представлении документов по истечении срока камеральной проверки, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Истребование документов после окончания камеральной проверки
В процессе рассмотрения материалов камеральной проверки для подтверждения выявленных нарушений налогового законодательства налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий. Это следует из анализа положений ст. 101 НК РФ. Таким мероприятием может выступить в том числе истребование документов. Дополнительные мероприятия длятся по общему правилу не более одного месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Примечание
Дополнительным мероприятиям налогового контроля посвящен разд. 23.6 "Дополнительные мероприятия налогового контроля".
Дополнительную информацию о том, может ли налоговый орган истребовать документы после окончания камеральной проверки, вы можете узнать в разделе "Ситуация: Может ли налоговый орган запрашивать у налогоплательщика документы, если срок камеральной проверки истек?".
ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ.
КОПИИ ДОКУМЕНТОВ
Документы, истребуемые при камеральной проверке, можно представить в налоговый орган (абз. 1 п. 2 ст. 93 НК РФ):
1) на бумажном носителе, передав их заверенные копии в налоговый орган лично или через представителя, либо направив по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ);
2) в электронной форме путем их направления по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). В такой форме можно подать только документы, составленные в электронном виде по установленным ФНС России форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Письмо ФНС России от 07.09.2015 N ЕД-4-2/15669).
Примечание
Порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
Что касается передачи указанных документов через личный кабинет налогоплательщика, то порядок их представления в налоговый орган данным способом также устанавливает ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). На сегодняшний день процедура передачи в налоговый орган документов (информации), сведений через личный кабинет налогоплательщика регламентирована только для физических лиц (п. 1 разд. I, разд. VI Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного п. 1 Приказа ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@).
Если истребуемые документы составлены в электронном виде по не установленным ФНС России форматам, их нужно представить в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных копий. На это указано в Письме ФНС России от 07.09.2015 N ЕД-4-2/15669. Минфин России высказал такое же мнение и дополнительно отметил, что заверенные копии должны иметь отметку о подписании соответствующих документов квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) (см., например, Письма от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1, от 03.11.2011 N 03-07-11/297). Аналогичные разъяснения Минфина России, содержащиеся в его в более ранних письмах, приводятся в Письме ФНС России от 09.09.2015 N СА-4-7/15871.
Правоприменительную практику по вопросу о порядке представления документов, составленных в электронном виде не по установленным форматам, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Если вы представляете истребованные документы на бумажном носителе в виде копий, необходимо учитывать следующее.
Налоговый кодекс РФ и форма требования о представлении документов (информации) (Приложение N 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@) не устанавливают порядка заверения копий документов, представляемых в налоговые органы, и обязательных требований к их заверению. Положениями п. 2 ст. 93 НК РФ в части такого заверения установлено лишь правило, согласно которому недопустимо требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Отдельные вопросы по заверению представляемых в налоговые органы копий документов рассмотрены в официальных разъяснениях, например в Письме Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 29.08.2014 N АС-4-2/17341). В нем финансовое ведомство опиралось в том числе на п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, который принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. Исходя из положений этого пункта при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" <1> на копии следует проставить заверительную надпись "Верно", должность и личную подпись лица, заверяющего копию, расшифровку подписи (инициалы и фамилию), дату заверения.
--------------------------------
<1> О составе реквизита "Подпись" см. п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003, принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
Если документ многостраничный, заверять каждый лист его копии необязательно. Вместо этого копию такого документа можно прошить и заверить в целом на оборотной стороне последнего листа (либо на отдельном листе) получившейся подшивки. Контролирующие органы против этого способа его заверения не возражают (см. Письма Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 29.08.2014 N АС-4-2/17341), ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 21) <2>).
--------------------------------
<2> Указанные разъяснения ФНС России дала, рассматривая вопрос об истребовании документов в рамках выездной проверки. Вместе с тем полагаем, что сделанные ФНС России выводы справедливы и для камеральных проверок, поскольку порядок представления документов по требованию налогового органа, установленный п. 2 ст. 93 НК РФ, одинаков для обоих видов налоговых проверок.
Минфин России и ФНС России пояснили, что именно необходимо учитывать при прошивке копии многостраничного документа (Письма Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 29.08.2014 N АС-4-2/17341), ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 21) <2>). Перечислим, на что они обратили внимание:
- прошивка должна обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д.;
- подшивка (пачка) не должна разрушаться (расшиваться) при изучении копии документа;
- необходимо обеспечить возможность свободного копирования каждого листа подшивки (пачки) современной копировальной техникой;
- все листы подшивки (пачки) следует последовательно пронумеровать и при заверении указать общее количество листов в подшивке (пачке).
В одном из упомянутых Писем сделана оговорка относительно определения общего количества листов в подшивке (пачке) без учета отдельного листа, на котором выполнена заверительная надпись. Из этого Письма также следует, что помимо заверительной надписи на оборотной стороне последнего листа либо на отдельном листе подшивки (пачки) должна содержаться надпись: "Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью _______ листов" (количество листов указывается словами).
Примечание
Заметим, что наличие печати для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью не является обязательным (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).
Подробнее об использовании печати при заверении копий документов, представляемых в налоговые органы хозяйственными обществами, решившими не использовать печать, вы можете узнать в разделе "Должны ли начиная с 7 апреля 2015 г. организации, которые приняли решение не использовать печать, ставить ее оттиск на документах, необходимых для ведения налогового учета и осуществления налогового контроля?" Практического пособия по налоговым проверкам.
Отметим, что описанный выше способ заверения подшивки применим только в отношении копии одного многостраничного документа. Его не стоит использовать в ситуации, когда нужно заверить копии нескольких отдельных документов. Как разъяснил Минфин России в Письме от 29.10.2014 N 03-02-07/1/54849, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено представление в налоговый орган подшивки документов, заверенной на обороте последнего листа последнего документа. Из Письма ФНС России от 02.10.2012 N АС-4-2/16459 можно сделать вывод, что в этом случае должна быть заверена каждая копия документа в отдельности, а не их подшивка. Если не следовать указанным разъяснениям, со стороны проверяющих возможны претензии. Судебная практика по данному вопросу противоречивая.
Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли проверяемое лицо заверить прошитую пачку копий документов, а не каждую копию в отдельности, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
См. дополнительно:
- можно ли компенсировать расходы на копирование документов.