Официально-деловой стиль
1. Жанр относится к официально-деловому стилю
а) реферат;
б) коммюнике;
в) диссертация;
г) реклама.
2. Жанр не относится к официально-деловому стилю
а) устав;
б) аннотация;
в) заявка;
г) акт.
3. Предложно-падежная форма неуместная в официально-деловых текстах
а) из-за болезни;
б) в связи с болезнью;
в) по причине болезни;
г) вследствие болезни.
4. Определите жанр текста
«Я, Александров Юрий Петрович, гражданин РФ, родился 12 августа 1988 г. в г. Новочеркасске Ростовской области»
а) расписка;
б) заявление;
в) автобиография;
г) доверенность.
5. Определите тип делового письма
«Юрий Васильевич! Я не знаю, на каком фронте, в каком полку Вы воевали, на суше, на море или в воздухе били врага. Не знаю, были ли Вы ранены. Я знаю только, что Вы – ветеран, отстоявший Россию в самой страшной и жестокой войне. Вы живы и все, что я могу сказать, – это спасибо Вам и простите нас. Мы живем в тяжелое время – строим, ломаем, ошибаемся, но изо всех сил стараемся вытащить Россию из кризиса и нищеты» (Б. Ельцин).
а) письмо-просьба;
б) информационное письмо;
в) письмо-приглашение;
г) письмо-благодарность.
6. Определите тип делового письма
«Уважаемые коллеги! Направляю Вам на рассмотрение предложения по обновлению Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области педагогического образования (далее – Перечень). Предложения сформулированы при выполнении научно-исследовательской работы по программе "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования" коллективом преподавателей Московского педагогического государственного университета с учётом предложений органов управления образованием субъектов Российской Федерации, поступивших в ходе разработки Программы модернизации педагогического образования. Ваши предложения прошу направить в Отдел содержания педагогического образования по факсу (095) 900-00-00 по возможности в кратчайшие сроки. Приложение на 7 листах».
а) информационное письмо;
б) письмо-просьба;
в) сопроводительное письмо;
г) письмо-напоминание.
7. Определите тип делового письма
«Приглашаем Вас принять участие в общем собрании собственников помещений, которое будет проводиться 15 февраля 2014 г. в 15 ч. 00 мин. по адресу г. Тюмень ул. Грибоедова, 14-10
Повестка дня
1. Выбор председателя и секретаря собрания.
2. Выбор счетной комиссии.
3. О формировании земельного участка».
а) письмо-уведомление;
б) информационное письмо;
в) письмо-приглашение;
г) письмо-напоминание.
8. Ввел термин «канцелярит»
а) С. Маршак;
б) К. Чуковский;
в) С. Михалков;
г) П. Чайковский.
9. Верные сокращения слов, использованные в деловом стиле, даны в ряду
а) СПб., хоз-о;
б) СПб., обл.;
в) отд-ие, р-он;
г) мл., универ.
10. Предлог благодаря не сочетается со словом
а) соглашению;
б) другу;
в) предсказанию;
г) ненастью.
11. Слово … переводится с латинского языка как «необходимое»
а) документ;
б) факсимиле;
в) резолюция;
г) реквизит.
12. «Стилистически окрашенное средство речи, отложившееся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, «готовый к употреблению» и потому наиболее «удобный» знак для выражения определенного языкового содержания, имеющего экспрессивную и образную нагрузку» называется … [Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998].
а) речевой штамп;
б) стандарт;
в) канцеляризм;
г) архаизм.
13. К официально-деловому стилю не относится
а) научно-популярный;
б) дипломатический;
в) канцелярско-деловой;
г) юридический.
14. Для делового стиля характерно употребление слова
а) истратить;
б) израсходовать;
в) разбазарить;
г) расточить.
15. Для делового стиля характерно употребление слова
а) злодеяние;
б) криминал;
в) правонарушение;
г) преступление.
16. Характерные особенности официально-делового стиля являются лишними
а) астрактность, непринужденность;
б) точность, неличный характер;
в) стандартное расположение материала, обязательность формы;
г) сжатость изложения, официальность.
17. Канцеляризмом является слово
а) форум;
б) взимать;
в) потребовать;
г) агрессия.
18. К организационно-распорядительным документам относится
а) заявление;
б) письмо-поздравление;
в) протокол;
г) жалоба.
19. Официально-деловая формула изыскать дополнительные возможности не используется в жанре
а) приказ;
б) указание;
в) заявка;
г) распоряжение.
20. Глагол предоставить не сочетается со словом
а) средства;
б) список;
в) отпуск;
г) слово.
Стилистика ресурсов
1. В предложении «Стоявший в углу Андрей Богданыч шепнул Никитишне, чтоб лишний народ вышел вон…» (П. Мельников-Печерский) использована стилистическая фигура
а) анадиплозис;
б) апокойна;
в) просиопеза;
г) антиклимакс.
2. Фигура речи (… – стилистическая фигура, состоящая из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности)
а) зевгма;
б) климакс;
в) антитеза;
г) каламбур.
3. Фигура речи (… – стилистическая фигура, заключающаяся в тождественности синтаксического строения двух или более смежных отрезков текста)
а) анафора;
б) эпифора;
в) хиазм;
г) параллелизм.
4. Фигура речи (… – стилистическая фигура образуется «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста)
а) хиазм;
б) эпифора;
в) анафора;
г) параллелизм.
5. Для создания рекламного слогана «Маленькие компьютеры для больших людей» использовано следующее средство выразительности
а) эпитет;
б) антитеза;
в) гипербола;
г) градация.
6. В основе поговорки «Мал золотник, да дорог» лежит
а) эллипсис;
б) эпифора;
в) антитеза;
г) ирония.
7. В предложении «Не на серебре – на золоте едал» подчёркнутые слова представляют
а) метонимию;
б) функциональный перенос;
в) метафору;
г) синекдоху.
8. Сознательный пропуск члена предложения – это
а) аллогизм;
б) плеоназм;
в) речевая недостаточность;
г) эллипсис.
9. Слова, обыгранные в четверостишии, – это…
Рыбачьей удалью БЛЕСНУ
И в речке возле ЛЕСА
Поймаю щуку на БЛЕСНУ.
Э, выдержала б ЛЕСА!
а) многозначные слова;
б) синонимы;
в) омонимы;
г) антонимы.
10. Предложение, без стилистической ошибки:
а) Из глаз Сони беззвучно текли слезы;
б) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому;
в) Катерина оказала протест против темного царства;
г) Много говорено, да мало сказано.
11. В каком ряду все фразеологизмы обозначают лицо или совокупность лиц?
а) важная птица, голь перекатная, божья коровка;
б) мокрая курица, синяя борода, первая ласточка;
в) коломенская верста, лишний рот, маменькин сынок;
г) пуганая ворона, светлая голова, красный петух.
12. В предложении использовано изобразительно-выразительное средство языка
«Чтобы вскипела местьЗолотою пургой акаций» (С. Есенин)
а) сравнение;
б) синекдоха;
в) зевгма;
г) оксюморон.
13. Средство словесной образности, употребленное в предложении
«А в двери – бушлаты, шинели, тулупы» (В. Маяковский)
а) эпитет;
б) оксюморон;
в) сравнение;
г) метонимия.
14. Средство словесной образности, употребленное в предложении
«Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин)
а) синекдоха;
б) зевгма;
в) сравнение;
г) перифраза.
15. Ресурсы стилистики, используемые в предложении
«Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также с своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи» (Н. Гоголь)
а) слова с эмоционально-экспрессивной окраской;
б) омонимия;
в) контексная синонимия;
г) контекстуальная антонимия.
16. Выделенное слово имеет стилистическую окраску
«Кафтаны шитые, парики, трости, духи, ладеколон первого сорта, табакерки, картины этакие большущие, из самого Парижа выписывал» (И. Тургенев)
а) нейтральное;
б) разговорное;
в) книжное;
г) специальное.
17. Выделенное слово имеет стилистическую окраску
«Он шепелявил и премодно не выговаривал букву p, подымал и опускал глаза, вздыхал и нежничал до невероятности» (Ф. Достоевский)
а) разговорное;
б) просторечное;
в) областное;
г) устарелое.
18. Пропущенным словом является
«Скорее всего, он [Ефим Шлайн] собирался поиграть в заботливого оператора, которому полагается время от времени оказывать внимание агенту, то есть поговорить с ним о личном, дорогом, близком, выслушать … и высказать слова поддержки и ободрения» (В. Скворцов).
а) сетование;
б) иеремиада;
в) пеня;
г) ламентация.
19. Выделенное слово территориально ограниченного употребления (областное)
а) Он так же походил на спелое яблоко, как его достойная половина на моченую грушу (Д. Мамин-Сибиряк);
б) Пойдемте, я представлю вас своей благоверной (А. Чехов);
в) Девки и молодки в красных и синих кумачных сарафанах, по четыре и более, держа друг друга за руки, ходили взад и вперед по улице, ухмыляясь и запевая веселые песни (М. Лермонтов);
г) Сейчас должна приехать моя супружница (А. Чехов).
20. Выделенное слово устаревшее
а) А вы держите себя донжуаном, бесстыдник, и совсем забыли о нашем существовании… (А. Куприн);
б) На углу Гороховой он, как бывалый ловелас, оглянулся с осторожностью во все стороны и направился к указанному ему дому (Б. Окуджава);
в) В зале встретила их Марья Кириловна, и старый волокита был поражен ее красотой (А. Пушкин);
г) Недостает только, чтоб я, как этот скверный старый селадон, с маслеными глазами и красным носом, воткнул украденный у женщины розан в петлицу и шептал на ухо приятелю о своей победе (И. Гончаров).
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.
Контроль – это проверка качества усвоения учебного материала, установление обратной связи между преподавателем и студентами. Программа дисциплины включает два вида контроля знаний студентов: контроль промежуточных результатов усвоения и итоговый контроль. Промежуточный контроль включает в себя тестирование, итоговый контроль – зачет.
Преподавателю следует четко продумать организационное начало зачета, а также обеспечить наличие и заполнение соответствующей документации: ведомостей, зачетных книжек студентов.
Предварительно студентов обязательно следует ознакомить с требованиями, предъявляемыми к форма проведения зачета (устный, письменный, в форма теста), к времени подготовки ответа (20 мин, тезисный ответ в письменном виде) и непосредственно ответа (10 мин, полное содержание вопроса, раскрытие его, т.е. знание основных терминов, понятий и наличие выводов, творческий подход к разрешению определенных ситуаций), а также с критериями оценки ответа. Последние могут быть сформулированы следующим образом:
Зачтено: - раскрытый вопрос, четкая логика изложения, доказательность, на дополнительные вопросы, эрудиция, культура речи;
- не совсем полный ответ, не в полной мере доказательный, но четкие ответы на дополнительные вопросы, культура речи;
Не зачтено: - недостаточное знание материала, мало необходимых выводов, нечеткое знание терминологии;
- незнание материала, содержания терминов и понятий, отсутствие логики изложения, связанного рассказа, а также отказ отвечать на дополнительные вопросы.
Важно, чтобы преподаватель мог создать на зачете атмосферу высокой требовательности и одновременно доброжелательности. Результат аттестации необходимо комментировать, чтобы студент знал просчеты своего ответа и мог учесть ошибки в дальнейшей работе.
11. Образовательные технологии.
При обучении русскому языку используются следующие образовательные технологии:
- Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – направлена на организацию учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей студента.
- Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – направлены на расширение рамок образовательного процесса, повышая его практическую направленность, интенсификацию самостоятельной работы студентов и повышению познавательной активности.
- Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
- Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление студентов и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
12.1 Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. М. Воителева. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2013. - 400 с.
2. Культура речи учителя: курс повышения квалификации : учебное пособие / авт.-сост. Е. Н. Ермакова. - Тобольск : ТГСПА, 2013. - 183 с.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 29-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 539 с.
12.2 Дополнительная литература:
1. Александров Д.Н. Риторика. – М., 2000
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов н/Д., 2001. – 512с.
3. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003. – 192с.
4. Ипполитова Н.А. Педагогическая риторика. – М., 2010.
5. Клюев Е.В. Риторика. – М., 2001. – 272с.
6. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000. – 248с.
7. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2003. – 272с.
8. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М., 1999.
9. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. В.И.Максимова.– М., 2005. – 413с.
10. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002. – 509с.
11. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи. – М., 2005. – 208с.
12. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. – 272с.
12.3 Интернет-ресурсы:
www.gramma.ru
www.gramota.ru
www.russian-world.info/kultura-rechi
www.curator.ru/pedagog
13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
На занятиях преподаватель пользуется электронными изданиями, проводит практические занятия с использованием слайд-презентаций, графических объектов, видео- аудио- материалов (через Интернет), информационных (справочных) систем, баз данных, организует взаимодействие с обучающимися посредством электронной почты, компьютерное тестирование.
Использование электронных ресурсов для подготовки к занятиям:
- Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ www.gramota.ru
- Русский словари www.slovari.ru
- Этимология и история слов русского языка http://etymolog.ruslang.ru/
- Общеславянский лингвистический атлас http://www.slavatlas.org/
- Русская грамматика http://www.rusgram.narod.ru/
14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории для аудиторных занятий (специальная мебель и оргсредства) и самостоятельной работы студентов (компьютерный класс); технические средства обучения: компьютер, проектор; учебно-методическая литература, учебные пособия, словари, периодические издания.
15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Цель курса – повысить уровень практического владения современным русским языком в разных сферах его функционирования.
Выполняя самостоятельную работу студентам необходимо
- при изучении темы «Акцентологическая норма» обратить внимание на трудности ударения в именах существительных, именах прилагательных, глаголах; разграничить явления разноместности ударения и вариативности ударения;
- при изучении темы «Орфоэпическая норма» рассмотреть этапы становления произносительных норм современного русского языка, при этом следует акцентировать внимание на нормы московского и петербургского произношения;
- при изучении темы «Лексическая норма» научиться определять ошибки, связанные с многословием, с неудачным употреблением омонимов, с неправильным выбором синонимов, антонимов, с неоправданным употреблением заимствований, слов ограниченного использования, историзмов, архаизмов, неологизмов, со смешением двух фразеологических единиц;
- при изучении темы «Грамматическая норма» рассмотреть причины вариативности в формах слова, колебания в роде имен существительных, слова, имеющие параллельные формы мужского и женского рода, род несклоняемых имен существительных, определение грамматического рода аббревиатур, особенности образования падежных форм имен существительных, колебания в падежных формах, склонение личных имен и географических названий, особенности склонения и употребление имен числительных; рассмотреть нормы согласования сказуемого с подлежащим, грамматическое управление, вариативность в форме управления, беспредложное и предложное управление, метаграфические нормы;
- при изучении темы «Научный стиль» рассмотреть последовательность фаз научного исследования; жанры научного стиля: монография, научная статья, учебная литература, школьное сочинение, реферат; охарактеризовать подстили научного стиля (собственно научный подстиль, научно-популярный подстиль, научно-учебный подстиль), главные языковые средства данного стиля (лексические, нейтральные, текстовые);
- при изучении темы «Официально-деловой стиль» охарактеризовать реквизиты (государственный герб, эмблема организации, изображение наград, код организации по ОКПО, наименование министерства или ведомства, наименование организации, наименование структурного подразделения, индекс предприятия связи, название вида документа, дата, индекс, ссылка на индекс и дату входящего документа, место составления или издания документа, гриф ограничения доступа к документу, адресат, гриф утверждения документа, резолюция, заголовок к тексту, отметка о контроле, текст, отметка о наличии приложений, подпись, гриф согласования, визы, печать, отметка о заверении копии документа, фамилия исполнителя, отметка об исполнении документа и направлении его в дело, отметка о переносе данных на машинный носитель, отметка о поступлении документа); рассмотреть язык и стиль распорядительных документов, инструктивно-методических документов, рекламные слоганы, виды языкового манипулирования;
- при изучении темы «Публицистический стиль» рассмотреть синтаксические, лексические особенности публичной речи, основные виды аргументов; охарактеризовать основные логические законы; изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи; основные ошибки оратора при его работе с аудиторией; коммуникативное состояние говорящего;
- при изучении темы «Разговорно-бытовой стиль» рассмотреть фонетические, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи; коммуникативные признаки просторечия; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Для эффективного освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны:
- посещать практические занятия;
- регулярно готовиться к занятиям;
- выполнять задания по самостоятельной работе.