Разработка приложения БД
2.1 Описание информационных задач
В данном курсовом проекте решаются следующие информационные задачи:
- оказание услуги (ввод данных об оказанной услуге);
- ведение и коррекция стоимости услуг в прайс-листе (групповое изменение цен с заданным коэффициентом);
- еженедельное обновление графика работы мастеров (ввод или изменение графика работы на неделю);
- ежемесячная отчетность (формирование ведомости оказания услуг по установленной форме);
- передача устаревших документов в архив (удаление в архив данных об оказанных услугах за прошедший месяц);
- поиск телефона нужного мастера по его ФИО;
- выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели;
- выборка ФИО мастеров, выполнявших заданный вид работ в заданном интервале времени;
- расчет стоимости работ определенного мастера за какой-либо месяц;
- диаграмма: расчет суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг;
- расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели (перекрестный).
Сведения о выполняемых информационных задачах приводятся в таблице 1.
Таблица 1. Описание информационных задач
Название задачи | Входные данные | Выходные данные | Программная реализация | Примечание |
Ввод и редактирование информации | Код оказания Код мастера Код услуги Дата оказания | Код оказания Код мастера Код услуги Дата оказания | Форма «оказанные услуги» | |
Код мастера ФИО мастера Дом. телефон Адрес мастера | Код мастера ФИО мастера Дом. телефон Адрес мастера | Форма «мастера» | ||
код графика Код мастера День недели время | код графика Код мастера День недели время | Форма «график работы» | ||
Код услуги наименование описание стоимость | Код услуги наименование описание стоимость | Форма «услуги» | ||
Выборка ФИО мастеров, выполняющих заданный вид работ в заданном интервале времени | Наименование услуги | ФИО мастера Наименоваие время | запрос «время» | для выполнения запроса необходимо ввести наименование услуги |
Выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели | День недели | День недеги ФИО мастера | запрос «день неделиа» | для выполнения запроса необходимо ввести день недели |
Поиск телефона нужного мастера по его ФИО | ФИО | ФИО мастера Дом. телефон | запрос «поиск телефона» | для выполнения запроса необходимо ввести ФИО |
Расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели | Таблицы «услуги», «мастера», «оказанные услуги» | ФИО мастера дата оказания стоимость | запрос «сумма оказанных услуг по дням недели» | Создается перекрестный запрос по таблицам «мастера», «оказанные услуги», «услуги» |
Расчет суммарной стоимости работы мастера Х за месяц У. | Таблицы «услуги», «мастера», «оказанные услуги» | ФИО мастера Суммарная стоимость работы | запрос « расчет» | Создание запроса с группировкой по стоимости услуги SUM. |
Расчет суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг | Таблицы «услуги», «оказанные услуги» | Наименование услуги Стоимость услуги | Запрос «запрос группировка услуг» | Группировка наименования услуги по стоимости услуги SUM |
формирование и вывод на печать прейскуранта услуг | Таблица «услуги» | наименование описание стоимость | отчет «услуги» | |
Формирование и вывод на печать ведомости оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг, мастерам и сумме оказанных услуг | Запрос «расчет стоимости работ за месяц» | ФИО мастера стоимость диаграмма рейтинга мастеров за месяц | Отчет «диаграмма расчет стоимости за месяц» | для выполнения необходимо ввести месяц |
Расписание работы мастеров | код графика Код мастера День недели время | ФИО мастера , день недели, время. | Отчет «график работы» | |
Ведомость оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг | Запрос «ведомость» | Наименование услуг, ФИО мастера, дата оказания | Отчет «ведомость» | для выполнения необходимо ввести месяц |
Описание программы
Описание логики- структура разработанной программы включает следующие компоненты:
1. заставка, которая отображает назначение приложения, а также сведения об авторе;
2. главная кнопочная форма, которая появляется сразу после закрытия формы «Заставка». На ней расположены следующие кнопки:
· Ввод данных;
· Поиск и редактирование данных;
· Отчеты;
· Справка;
· Перейти к базе данных;
· Выйти из MS Access.
Выбрав необходимую кнопку, пользователь переходит к следующей форме, которая содержит определенный набор кнопок, отвечающий за конкретную группу функций этой формы. В этих формах выполняются ввод данных, поиск и вывод.
Логика работы программы изображается на схеме работы системы.
Описание компонентов.
Формы – это средство представления информации для просмотра, изменения или печати данных в виде, удобном для восприятия пользователями. Использование форм существенно облегчает ввод и контроль данных. Кроме того, формы являются основной частью интерфейса прикладной программы, вокруг форм и строится весь алгоритм работы приложения, так как конечный пользователь не видит ничего, кроме набора форм. События, возникающие при работе с формами, определяют логику работы приложения.
В настоящей работе разработаны следующие формы:
1. Форма «услуги» - это простая форма, которая используется для ввода услуг парикмахерской. Источником данных для формы является таблица «услуги».
2. Форма «мастера» - это простая форма, которая используется для ввода данных о работниках парикмахерской. Источником данных для формы служит таблица «мастера».
3. Форма «график» - это простая форма, которая используется для ввода и вывода данных графике работы персонала парикмахерской. Источник данных – таблица «график работы».
4. Форма «оказанные услуги» - это простая форма, которая используется для вывода информации об услугах оказанных мастерами. Источник данных - таблица «оказанные услуги».
К простейшим задачам обработки можно отнести:
- поиск записи по условию (можно использовать функцию меню «Правка»/ «Найти»);
- сортировка записей в требуемом порядке (используется функция меню «Записи»/ «Сортировка»);
- получение выборки записей таблицы, удовлетворяющей заданному условию, то есть задание фильтра для таблицы (можно использовать функцию меню «Записи»/ «Фильтр»).
Данный интерфейс удобен при практической работе с таблицами Access. Однако этих возможностей недостаточно для задач обработки данных, которые могут возникнуть в реальных экономических приложениях. Для их решения в СУБД Access служат запросы к базе данных.
Для создания запросов были использованы языки запросов QBE (Query by Example – запрос по образцу) и SQL (Structured Query Language).
В БД ИСС «парикмахерская» реализованы следующие запросы:
1. «время» – запрос на выборку – запрос, который выводит данные о работе мастеров в заданный промежуток времени. Источник данных – таблица «график» , «мастера» , «оказанные услуги» , «услуги». Выходные данные – ФИО мастера, Наименование услуги, Время работы,. Для выполнения необходимо ввести Наименование услуги.
2. «день недели» – запрос на выборку – запрос, который выводит фамилии мастеров, работающих в заданный день недели. Источник данных – таблица «график», «мастера». Выходные данные – День недели, ФИО мастера. Для выполнения необходимо ввести День недели.
3. «поиск телефона» – запрос на выборку – запрос, который выводит номер телефона нужного мастера по его ФИО. Источник данных – таблица «мастера». Выходные данные – ФИО мастера, Домашний телефон мастера. Для выполнения необходимо ввести ФИО мастера.
4. «расчет стоимости работ за месяц» – запрос на выборку – выдает информацию о расчете суммарной стоимости работы мастера Х за месяц У. Источник данных – таблицы: «услуги», «мастера», «оказанные услуги». Выходные данные – ФИО мастера, SUM-стоимость работ.
5. «группировка услуг» – запрос на выборку – выдает информацию суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг. Источник данных – таблицы: «услуги», «оказанные услуги». Выходные данные – Наименование услуги, SUM-стоимость работ.
6. « архив старый мастер» – запрос на создание таблицы –создает таблицу для хранения данных о старых мастерах. Источник данных – таблица «мастера». Выходные данные – все поля таблицы «мастера».
7. «добавление в архив» – запрос на добавление – запрос, который копирует данные в таблицу «мастера». Источник данных – таблица «старый мастер». Выходные данные – все поля таблицы «мастера».
7. «удаление мастера» – запрос на удаление – запрос, который удаляет из таблицы «мастера» определенного мастера. Для выполнения необходимо ввести ФИО мастера ( которого необходимо удалить из списка «мастера»)
8. «обновление графика работы мастеров» – запрос на обновление – запрос, который обновляет данные графика работы мастеров. Источник данных – таблица «график», «мастера». Выходные данные – все поля таблицы «график работы». Для выполнения необходимо ввести Время работы мастера, День недель, ФИО мастера, Код мастера, Код графика.
9. «сумма оказанных услуг по дням недели» – перекрестный запрос – расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели. Источник данных – таблицы: «мастера», «оказанные услуги», «услуги». Выходные данные – ФИО мастера, оказанные услуги.
Отчет – эффективный способ представления данных в виде печатного документа, который по сравнению с формами предоставляет пользователю больше возможностей в изображении и группировании данных, подсчете итоговых значений.
1.отчет «прейскурант услуг» выводит информацию об услугах парикмахерской, их описание и стоимость. Источник данных – таблица «услуги».
2. отчет «ведомость» выводит информацию оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг, мастерам и дате. Источник данных- запрос «ведомость». Для выполнения необходимо ввести Месяц
3. отчет «график работы» выводит информацию графика работы мастеров. Источник данных- таблица «оказанные услуги».
4. отчет «диаграмма расчет стоимости за месяц» выводит на экран диаграмму стоимости работ какого-либо мастера за месяц. Для выполнения необходимо ввести Месяц
Макрос – набор из одной или более стандартных макрокоманд (группы макрокоманд), выполняющих определенные операции над объектами. С помощью макроса решаются те задачи, которые приходится выполнять постоянно или несколько раз подряд.