Разработка приложения БД

2.1 Описание информационных задач

В данном курсовом проекте решаются следующие информационные задачи:

- оказание услуги (ввод данных об оказанной услуге);

- ведение и коррекция стоимости услуг в прайс-листе (групповое изменение цен с заданным коэффициентом);

- еженедельное обновление графика работы мастеров (ввод или изменение графика работы на неделю);

- ежемесячная отчетность (формирование ведомости оказания услуг по установленной форме);

- передача устаревших документов в архив (удаление в архив данных об оказанных услугах за прошедший месяц);

- поиск телефона нужного мастера по его ФИО;

- выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели;

- выборка ФИО мастеров, выполнявших заданный вид работ в заданном интервале времени;

- расчет стоимости работ определенного мастера за какой-либо месяц;

- диаграмма: расчет суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг;

- расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели (перекрестный).

Сведения о выполняемых информационных задачах приводятся в таблице 1.

Таблица 1. Описание информационных задач

Название задачи Входные данные Выходные данные Программная реализация Примечание
Ввод и редактирование информации Код оказания Код мастера Код услуги Дата оказания   Код оказания Код мастера Код услуги Дата оказания     Форма «оказанные услуги»  
Код мастера ФИО мастера Дом. телефон Адрес мастера   Код мастера ФИО мастера Дом. телефон Адрес мастера       Форма «мастера»
код графика Код мастера День недели время   код графика Код мастера День недели время       Форма «график работы»
Код услуги наименование описание стоимость   Код услуги наименование описание стоимость       Форма «услуги»  
Выборка ФИО мастеров, выполняющих заданный вид работ в заданном интервале времени   Наименование услуги       ФИО мастера Наименоваие время     запрос «время» для выполнения запроса необходимо ввести наименование услуги
Выборка фамилий мастеров, работающих в заданный день недели   День недели   День недеги ФИО мастера     запрос «день неделиа» для выполнения запроса необходимо ввести день недели
Поиск телефона нужного мастера по его ФИО   ФИО   ФИО мастера Дом. телефон   запрос «поиск телефона» для выполнения запроса необходимо ввести ФИО
Расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели Таблицы «услуги», «мастера», «оказанные услуги»   ФИО мастера дата оказания стоимость     запрос «сумма оказанных услуг по дням недели» Создается перекрестный запрос по таблицам «мастера», «оказанные услуги», «услуги»
Расчет суммарной стоимости работы мастера Х за месяц У. Таблицы «услуги», «мастера», «оказанные услуги»   ФИО мастера Суммарная стоимость работы       запрос « расчет» Создание запроса с группировкой по стоимости услуги SUM.
Расчет суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг Таблицы «услуги», «оказанные услуги»   Наименование услуги Стоимость услуги     Запрос «запрос группировка услуг»   Группировка наименования услуги по стоимости услуги SUM
формирование и вывод на печать прейскуранта услуг   Таблица «услуги» наименование описание стоимость   отчет «услуги»    
Формирование и вывод на печать ведомости оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг, мастерам и сумме оказанных услуг Запрос «расчет стоимости работ за месяц» ФИО мастера стоимость диаграмма рейтинга мастеров за месяц     Отчет «диаграмма расчет стоимости за месяц» для выполнения необходимо ввести месяц
Расписание работы мастеров код графика Код мастера День недели время   ФИО мастера , день недели, время. Отчет «график работы»  
Ведомость оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг Запрос «ведомость»   Наименование услуг, ФИО мастера, дата оказания Отчет «ведомость» для выполнения необходимо ввести месяц


Описание программы

Описание логики- структура разработанной программы включает следующие компоненты:

1. заставка, которая отображает назначение приложения, а также сведения об авторе;

2. главная кнопочная форма, которая появляется сразу после закрытия формы «Заставка». На ней расположены следующие кнопки:

· Ввод данных;

· Поиск и редактирование данных;

· Отчеты;

· Справка;

· Перейти к базе данных;

· Выйти из MS Access.

Выбрав необходимую кнопку, пользователь переходит к следующей форме, которая содержит определенный набор кнопок, отвечающий за конкретную группу функций этой формы. В этих формах выполняются ввод данных, поиск и вывод.

Логика работы программы изображается на схеме работы системы.

Описание компонентов.

Формы – это средство представления информации для просмотра, изменения или печати данных в виде, удобном для восприятия пользователями. Использование форм существенно облегчает ввод и контроль данных. Кроме того, формы являются основной частью интерфейса прикладной программы, вокруг форм и строится весь алгоритм работы приложения, так как конечный пользователь не видит ничего, кроме набора форм. События, возникающие при работе с формами, определяют логику работы приложения.

В настоящей работе разработаны следующие формы:

1. Форма «услуги» - это простая форма, которая используется для ввода услуг парикмахерской. Источником данных для формы является таблица «услуги».

2. Форма «мастера» - это простая форма, которая используется для ввода данных о работниках парикмахерской. Источником данных для формы служит таблица «мастера».

3. Форма «график» - это простая форма, которая используется для ввода и вывода данных графике работы персонала парикмахерской. Источник данных – таблица «график работы».

4. Форма «оказанные услуги» - это простая форма, которая используется для вывода информации об услугах оказанных мастерами. Источник данных - таблица «оказанные услуги».

К простейшим задачам обработки можно отнести:

- поиск записи по условию (можно использовать функцию меню «Правка»/ «Найти»);

- сортировка записей в требуемом порядке (используется функция меню «Записи»/ «Сортировка»);

- получение выборки записей таблицы, удовлетворяющей заданному условию, то есть задание фильтра для таблицы (можно использовать функцию меню «Записи»/ «Фильтр»).

Данный интерфейс удобен при практической работе с таблицами Access. Однако этих возможностей недостаточно для задач обработки данных, которые могут возникнуть в реальных экономических приложениях. Для их решения в СУБД Access служат запросы к базе данных.

Для создания запросов были использованы языки запросов QBE (Query by Example – запрос по образцу) и SQL (Structured Query Language).

В БД ИСС «парикмахерская» реализованы следующие запросы:

1. «время» – запрос на выборку – запрос, который выводит данные о работе мастеров в заданный промежуток времени. Источник данных – таблица «график» , «мастера» , «оказанные услуги» , «услуги». Выходные данные – ФИО мастера, Наименование услуги, Время работы,. Для выполнения необходимо ввести Наименование услуги.

2. «день недели» – запрос на выборку – запрос, который выводит фамилии мастеров, работающих в заданный день недели. Источник данных – таблица «график», «мастера». Выходные данные – День недели, ФИО мастера. Для выполнения необходимо ввести День недели.

3. «поиск телефона» – запрос на выборку – запрос, который выводит номер телефона нужного мастера по его ФИО. Источник данных – таблица «мастера». Выходные данные – ФИО мастера, Домашний телефон мастера. Для выполнения необходимо ввести ФИО мастера.

4. «расчет стоимости работ за месяц» – запрос на выборку – выдает информацию о расчете суммарной стоимости работы мастера Х за месяц У. Источник данных – таблицы: «услуги», «мастера», «оказанные услуги». Выходные данные – ФИО мастера, SUM-стоимость работ.

5. «группировка услуг» – запрос на выборку – выдает информацию суммарной стоимости оказанных услуг с группировкой по виду услуг. Источник данных – таблицы: «услуги», «оказанные услуги». Выходные данные – Наименование услуги, SUM-стоимость работ.

6. « архив старый мастер» – запрос на создание таблицы –создает таблицу для хранения данных о старых мастерах. Источник данных – таблица «мастера». Выходные данные – все поля таблицы «мастера».

7. «добавление в архив» – запрос на добавление – запрос, который копирует данные в таблицу «мастера». Источник данных – таблица «старый мастер». Выходные данные – все поля таблицы «мастера».

7. «удаление мастера» – запрос на удаление – запрос, который удаляет из таблицы «мастера» определенного мастера. Для выполнения необходимо ввести ФИО мастера ( которого необходимо удалить из списка «мастера»)

8. «обновление графика работы мастеров» – запрос на обновление – запрос, который обновляет данные графика работы мастеров. Источник данных – таблица «график», «мастера». Выходные данные – все поля таблицы «график работы». Для выполнения необходимо ввести Время работы мастера, День недель, ФИО мастера, Код мастера, Код графика.

9. «сумма оказанных услуг по дням недели» – перекрестный запрос – расчет суммарной стоимости услуг, оказанных всеми мастерами парикмахерской, по дням недели. Источник данных – таблицы: «мастера», «оказанные услуги», «услуги». Выходные данные – ФИО мастера, оказанные услуги.

Отчет – эффективный способ представления данных в виде печатного документа, который по сравнению с формами предоставляет пользователю больше возможностей в изображении и группировании данных, подсчете итоговых значений.

1.отчет «прейскурант услуг» выводит информацию об услугах парикмахерской, их описание и стоимость. Источник данных – таблица «услуги».

2. отчет «ведомость» выводит информацию оказанных услуг за месяц с группировкой по видам услуг, мастерам и дате. Источник данных- запрос «ведомость». Для выполнения необходимо ввести Месяц

3. отчет «график работы» выводит информацию графика работы мастеров. Источник данных- таблица «оказанные услуги».

4. отчет «диаграмма расчет стоимости за месяц» выводит на экран диаграмму стоимости работ какого-либо мастера за месяц. Для выполнения необходимо ввести Месяц

Макрос – набор из одной или более стандартных макрокоманд (группы макрокоманд), выполняющих определенные операции над объектами. С помощью макроса решаются те задачи, которые приходится выполнять постоянно или несколько раз подряд.

Наши рекомендации