Схемы, задачи, ситуации. Задания к текстам:
Задания к текстам:
1.Прочитайте и сравните данные тексты.
2.Какими средствами художественной выразительности пользовались авторы?
3.Выпишите из текста примеры эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.
4.Выпишите из текста имена собственные, имена прилагательные, укажите их разряд.
5.Выпишите глаголы (7-10 примеров), обозначив вид, время, наклонение, спряжение.
6.Выпишите из текста существительные, подобрав к ним синонимы, антонимы.
8.Выпишите из текста несколько предложений по выбору, произведите синтаксический разбор. Сопоставьте предложения в лирическом и прозаическом текстах, в чем их различие?
Заданияна выразительность речи.
1.Внимательно прочтите. Выполните следующие упражнения:
1.Подберите как можно больше эпитетов к словам «мелодия», «облака», «походка», «тишина», «лебедь», «оратор», «шоссе», «тучи». Запишите подобранные эпитеты.
2.Найдите образные выражения таким понятиям, как «долг», «мужество», «время», «молодость», «надежда». Запишите.
3.Придумайте и запишите несколько зарисовок, этюдов с этими словами.
4.«Покажите» фразы: он голоден; девочка боится; машина попала в аварию; ему стало страшно. Например: Он рассердился – Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул.
2.Игра
«УГАДАЙ,ЧТОЭТОЗНАЧИТ»
Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и прочее (примеры могут быть придуманы самостоятельно).
2.Задания на уместность речи.
1.Оцените уместность использования выделенных слов. Установите причины речевых ошибок.
1. За долгие годы конфронтации мы привыкли считать, что каждая инициатива ихнего Белого дома имеет целью ослабить наши позиции (из газет). 2. В последнее время в средствах массовой информации выпячивается вопрос о проведении референдума (из газет). 3. Большой вклад в дело совершенствования производственного оборудования вносят работники цеха (из газет). 4. Я бы хотела дать вам информацию о том, какие передачи составят наш телевизионный день завтра (ТВ). 5. Мама предложила ему лечь спать. 6. Прекрасное летнее утро. На дворе стоит август. Это самый период грибов. 7. Награду она получила за большой вклад в области милосердия. 8. Спортсмен преодолел барьер второго тура в лице сильного теннисиста Н (ТВ). 9. Это стихотворение наводит тоску с помощью прилагательных: печальные поляны, по дороге скучной, колокольчик однозвучный. 10. С помощью вышеуказанных средств создается любовный эпизод. 11. Некоторые люди не очень смыслят в финансовых делах, зачастую не понимают важность или, наоборот, подвох тех или иных сделок, которые постоянно совершаются. 12. Гуляя по городу, мы наткнулись на очень красивое здание – художественный музей. 13. Но с течением времени я поняла, что должна пополнить ряды юристов.
2.Часто в речи спортивных комментаторов можно встретить подобные выражения: Оцените данные употребления с языковой точки зрения и с позиции хорошего вкуса.
Спортсмены выяснили отношения на площадке ( на корте, на ринге и т. д.); обидчиками наших спортсменов стали футболисты из Испании (о команде, которая нанесла поражение другой команде); осуществил кровную месть (о победителе теннисного матча); сдал свои полномочия (о чемпионе по баскетболу, проигравшем решающий матч); канадская команда сняла табу на победу (т.е. победила); спортсмен твердо решил уйти из спорта, и обжалованию это решение со стороны эмоций не подлежит.
3.Упражнение, связанное с уместным или не уместным употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?
1.США убеждены, что Иран – самый опасный спонсор международного терроризма.
2. В этой элитарной школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами.
3. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.
4. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.
5. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов.
6. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.
7. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры.
8. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов.
9. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.
10. В кафе всегда аншлаг.
11. Каждая модель костюма представлена “тиражом” в один экземпляр.
Контрольные вопросы:
1.Что такое чистота речи?
2.Что такое богатство речи?
3.Что такое выразительность речи?
4.Что такое уместность речи?
5.Что означает выражение «синонимическое богатство»?
Глоссарий:
Антонимия –семантическая противоположность.
Антитезы - обороты, в которых для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. «Мороз и солнце! День чудесный!» Пушкин А.С.
Гипербола - художественное преувеличение. (Салтыков-Щедрин Д.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Литота (преуменьшение), или обратная гипербола. «В больших рукавицах, а сам - с ноготок». (Некрасов Н. А.)
Метафора - это словосочетание, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Горит костер рябины красной…» (Есенин С.)
Эпитет – художественное определение «Май мой, синий, июнь – голубой!» (Есенин С.)
Неделя 11
Тема: Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. Логичность речи. Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц.
Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.
Справка
Канцеляризмы (от лат.сancellaria - канцелярия) единицы разных уровней языковой системы – слова, словоформы, устойчивые сочетания и синтаксические клише, представляющие собой готовые формулы для применения в определенном случае, предназначенные для использования в официально-деловом стиле речи, но иногда употребляемые и в других стилях; например: вышеозначенный, истец, ответчик, настоящим уведомляем, по истечении срока, воспрещается, при отсутствии данных документов, нижеподписавшийся, свидетельством чему является и подобные.
Некоторые синтаксические клише нарушают нормы общелитературного языка; например: согласно договоравместо согласно договору.
Данные речевые штампы должны строго соответствовать жанру документа и его форме, однако речевая безграмотность и небрежность приводит к появлению их в разговорной речи, газетной публицистике, в научном стиле.
Нередко слово официально-делового стиля включается в другие разновидности языка вместе с контекстом его употребления. Таким образом создается штамп, засоряющий речь. Например: Мы задействовали вышестоящие организации; Ты, сынок, поступай надлежащим образом; Ты звонишь на предмет чего? В целях осуществления намеченных задач диссертант предпринял следующий эксперимент. Подобные выражения свидетельствуют о низкой степени владения языком.
В художественной литературе канцеляризмы используются как средство создания речевого портрета персонажа и как стилистический прием, который вводит в повествование такие тональности, как ирония, сатира, юмор. Например: Согласно законов гостеприимства, как говорил некий работник кулинарного сектора (И.Ильф, Е. Петров, Золотой теленок).
Текст 1
Речевой штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую универсальную единицу, что вызывает ее отторжение адресатами.
Речевой штамп аналогичен клише, или речевым стандартам в плане устойчивости, регулярной воспроизводимости, автоматизма использования, и противопоставлен клише в плане оценочности. Термином речевой штамп обозначается некоторое количество стилистически окрашенных средств, прошедших определенный путь в употреблении и критически оцененных общественным сознанием как далее непригодные.
Основная сфера, в которой рождаются и меняются речевые штампы, - это язык средств массовой информации. Широкая доступность и условия производства газетной и другой периодики подталкивают авторов к использованию готовых блоков, в том числе выразительных. Однако, если нейтральные, нейтрально-разговорные, нейтрально-книжные речевые обороты без ущерба выдерживают многократное повторение, образные обороты или обладающие выразительностью «речевые цитаты» из других стилей «стираются», «линяют», становятся собственной противоположностью в мире выразительных средств.
Не в каждом публицистическом жанре могут быть речевые штампы. Так, в жанре политического призыва, лозунга штампов быть не может.
Что же касается таких жанров публицистики, как очерк, лирико-публицистическая статья, репортаж, фельетон, то в них индивидуально-авторское начало должно проявляться так же широко, как в произведениях художественной литературы. Если это условие не соблюдается, то штампы неизбежны.
В культуре речи наличие речевых штампов свидетельствует о бедности языкового выражения мысли. Художественной речи штампованность полностью противопоказана.
Разновидностью штампов являются универсальные слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками, словами-спутниками или парными словами: работа – повседневная, уровень – высокий, поддержка – горячая.
В отличие от штампов, клише – речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, - являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику.
Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте!Кто последний?).
Задания к тексту:
1.Привести примеры слов-паразитов в речи студентов.
Слова-паразиты – разновидность лексико-стилистических ошибок, которая заключается в употреблении слов и словосочетаний, не несущих в тексте смысловой нагрузки и засоряющих речь, например: типа, так сказать, это, как его, как бы, так, на самом деле, значит, вот, все такое, понимаешь и т.п.
Большинство этих слов имеют в правильно организованном контексте, как правило, модальное значение, но употребленные в неудачно сконструированной фразе они становятся преградой для точного понимания смысла сказанного, иногда могут быть причиной комизма или полностью менять смысл фразы: Они, так сказать, собрались, так сказать, посовещаться, но договориться, так сказать, не смогли. Мы как бы умные люди …
Слова-паразиты служат своеобразным заполнением пауз во время обдумывания очередной фразы в условиях спонтанной речи, что, однако, является речевым недочетом.
Среди слов-паразитов выделяется группа слов, имеющих жаргонное, арготическое или просторечное происхождение: в натуре, блин, прикинь и т.п. Использование этих слов в речи нарушает ее стилистическое единообразие, что является отклонением от нормы.
2. Выявить словесный сорняк в высказываниях.
1. Иду, понимаешь, вчера вечером по улице, понимаешь, встречаю, как его, своего приятеля, это самое, с которым не виделся, в общем, лет десять, так сказать …
2. У нас не наблюдается еще должного размаха борьбы за подготовку к новому учебному году.
3. Определить ошибки, исправить предложения.
1.Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева. 2. В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции. 3. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис. 4. Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу. 5.Он знает много интересного и очень понятливо рассказывает. 6. К такой мебели подходит только натюрморт одежды. 7. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.
4. Объяснить значения публицистических штампов.
Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых халатах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото, черное золотое; город на Неве; страна восходящего солнца, страна тысячи озер.
5. Найти канцеляризмы, исправить предложения.
1. Ввиду отсутствия дисциплины группа не пошла в театр. 2. Всем студентам надлежит знать об изменениях в расписании занятий. 3. Вышеупомянутые студенты не пришли на занятия. 4. Необходимо довести до сведения всех студентов о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос об успеваемости первокурсников.
Задания
1.Найдите речевые ошибки. Какие из них связаны с нарушением логичности речи? Исправленные варианты запишите.
1. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю. 2. Мама уснула в теньке под березой. Девочка села и срывала ягоды малины в кружку. Собачка легла возле своей хозяйки. Они насобирали две корзины грибов и полный кувшин малины. Вот какое щедрое лето! 3. Создание текстов имеет свои особенности в отличие от произведений устной речи. 4. Книги бывают разные: о фантастике, о животных, о путешествиях. 5. Артистам из зала преподносились букеты живых цветов, улыбки. 6.Умерев, он завещал продолжить начатое дело. 7. А кто хотел попробовать яблок, предлагали платить по 300 рублей за килограмм (из газет). 8. Однажды я увидел три маленькие карликовые березы. Они росли на тихой травянистой полянке. Ее гибкие ветки опустились вниз. 9. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата. 10. Кошка села, все четыре лапы подобраны и спрятаны, только две лапки высунуты. 11. Она позвала мать и собаку, которая побежала к другому дереву. 12. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками. 13. Акт на уничтожение подписывает сотрудник архива. Затем он передается в экспертно – проверочную комиссию (из газет).14. Бог живет в небесах, но он виден не всегда, и лирический герой его видит только в минуты просветления. 15. Торжественный момент вручения награды запечатлен на видеокассете. Она, как и все совершенное заводчанами за эти годы, сейчас тоже представляет одну из славных вех коллектива (из газет). 16. Работники правоохранительных органов зависят от государства, действуют наряду с законами. 17. Труд юристов представляет собой своеобразный вид их деятельности. 18. У него стремительный взгляд, больше всего он интересуется фантастикой. 19. Наш корпус, как и другие, был окружен зеленым ковром деревьев, кустарников и цветов.
2.Расставьте в словах ударения. В случаях, когда имеются варианты, отметьте особенности их употребления. Какими словарями и справочниками вы пользовались? Запишите их, соблюдая нормы библиографического описания.
Агент, августовский, агентство, алфавит, апостроф, баловаться, баловник, блага, договор, звонит, квартал, километр, комбайнер, коклюш, красивее, кулинария, мастерски, мусоропровод, ножны, некролог, откупорить, огниво, паралич, статуя, свекла, реквием, фарфор, цемент, цыган, эксперт, атлас, вперегонки, глиняный, диспансер, досуг, доска, заговор, каталог, кладовая, морщить, мускулистый, новорожденный, обеспечение, оптовый, осужден, острота, похороны, премировать, угли, хаос, ходатайствовать, христианин, феномен, алиби, блеять, бряцать, вдолбить, вероисповедание, гастрономия, гравер, гражданство, досветла, крадучись, лесополосы, намерения, нахохленный, петля, посаженый, приданое, прядильный, средства, упрочение, черпать, черпальщик, языковой, взбираться в гору, скатертей, судьбы, молод, молода, пуст, пуста, весел, веселы, год - за год, рука - за руки, дремота, еретик, каучук, простыня, обетованный, прозорливый, гусеничный, запыхаться, осведомиться, уведомить, перепитии, алкоголь, алкать, алчет, создала, отлитый, страстишка, творог, пахота, пахнуть, опрощение, неважнецкий, гнездовище, умерший, умерщвленный, утонченность, уточка, опушенный, по отраслям, патока.
Текст 2