Виды речевой деятельности

Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Пред­ставим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель чи­тает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности.

Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением.

Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит пре­подаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием.

В-третьих, с помощью графических знаков студенты фикси­руют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом.

Можно представить себе и то, как впоследствии студенты об­ратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там ин­формацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называет­ся чтением.

Разумеется, говорение и слушание – гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее.

Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо».

Речевая деятельность аналогична всем другим видам челове­ческой деятельности. Для того чтобы убедиться в этом, проана­лизируем, каким образом вы выполняли только что предложенное вам задание: ведь оно требовало от вас не только одного из видов речевой деятельности – письма, но и деятельности нере­чевой – черчения.

Вполне возможно, что вначале, используя карандаш и линей­ку, вы, не задумываясь, подчеркнули название своей схемы – «Виды речевой деятельности». Однако в дальнейшем вам, по-ви­димому, пришлось немного подумать. Как лучше расположить на схеме прямоугольники? Вертикально: один над дру­гим? Горизонтально: каж­дый следующий левее предыдущего? Лесенкой? Скорее всего, вы выбрали иной вариант, например такой: прямоугольник «письмо» правее прямоугольника «говоре­ние», прямоугольник «слушание» – под «говорением», а прямо­угольник «чтение» – под «письмом».



Виды речевой деятельности - student2.ru
Виды речевой деятельности - student2.ru

В этом случае ваша схема оказалась гораздо нагляднее. Вы­полнив задание, вы, очевидно, проверили, хорошо ли получилась схема.

Откроем секрет: в данном случае дело было совсем не в схеме, а в том, что работа над ней позволила вам увидеть, из каких этапов складывается любая, в том числе и речевая, дея­тельность. В вашей работе по построению схемы можно выде­лить четыре этапа:

1) ориентировка в ситуации,

2) планирование действия,

3) осуществление действия,

4) контроль результатов.

Те же самые этапы можно увидеть и во всех речевых действиях: внача­ле мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое рече­вое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Разу­меется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Именно так, напо­ловину автоматически, вы, возможно, подчеркнули заглавие схемы «Виды речевой деятельности», когда чертили ее. Однако, порождая сложные и важные высказывания, вы должны отдавать себе отчет о каждом из названных этапов речевой деятельности, которые только что были нами описаны.

Рассмотрим виды речевой деятельности в соответствии с общей схемой выполнения любого действия, производимого разумным существом.

Говорение

Говорение–процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный спонтанный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов как на иностранном, так и на родном языке – в детстве – необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). Хороший отбор возможен только лишь при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся в долговременной памяти. Трудности самостоятельной речи детей и подростков обусловливаются неразработанностью другого вида памяти – оперативной, которая работает всего несколько секунд: за это время необходимо отобрать нужную синтаксическую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу высказывания.

Структура говорения

1) Предварительная ориентировка. Говорящий должен уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слушателей и пр.).

2) Планирование деятельности. Говорящий продумывает по возможности содержание построение и речевое оформление высказывания.

3) Осуществление деятельности, т. е. процесса говорения. Большую роль играет жестово-мимический код.

4) Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как течение всего процесса говорения, так и после него.

Письмо

Письмо–процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если появляется необходимость передать определенное сообщение адресату, удаленному от адресанта (автора) в пространстве или времени. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки.

Структура письма

1) Предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста.

2) Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.

3) Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности инто­нировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.

4) Контроль осуществления деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

Мы рассмотрели продуцирующие типы деятельности, т. е. процессы создания текстов. Обратимся к деятельности, содержанием которой является восприятие продуктов речевого творчества.

Слушание

Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают, что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент не усваивает текст наподобие робота, механически записывающего информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае этот текст не тождествен тому, который был отправлен адресантом, это другой текст: каждая личность неповторима.

В системе механизмов слушания можно выделить три компонента: а) восприятие; б) узнавание; в) понимание.

Цель оперативной памяти при слушании – удерживать в памяти ключевые слова воспринимаемой речи. Именно с ними связаны фразовое и логическое ударение, порядок слов и отчасти характер синтаксических конструкций. Поэтому для того, чтобы развить оперативную память, нужно уметь выделять ключевые и фиксировать их на бумаге. Понимание текста происходит на нескольких уровнях: самый низкий – на уровне темы; чуть выше – понимание основного тезиса и логики изложения, возникновение рефлексии слушающего (размышлений по поводу услышанного); наконец, самый высокий уровень понимания, считающийся профессиональным – это сомыслие с оратором.

Трудности слушания обусловлены несколькими физическими и психологическими факторами: неблагоприятной ситуацией общения (посторонние шумы, затрудняющие аудиальное восприятие, слабый голос говорящего), неумением реципиента сконцентрироваться на этом виде деятельности; монологичностью речи, трудной для восприятия в силу однонаправленности; неизбежной утомляемостью слухового анализатора, которая приводит к непроизвольному отвлечению. В связи с данными негативными факторами восприятия речи говорящий должен сделать свою речь разнообразной, воспользовавшись особыми риторическими приемами (см. Лекцию по ораторскому мастерству – «Языковая личность ритора»).

Структура слушания

1) Предварительная ориентировка. Слушающий должен осознать цели и задачи, которые он должен решить в процессе слушания, т. е. осознать свое коммуникативное намере­ние.

2) Планирование деятельности. Слушающий должен сформулировать для себя основной вопрос, ответ на который он должен найти в процессе восприятия речи; по возможности заранее определить ключевые слова предполагаемой речи.

3) Осуществление деятельности – аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует вос­принимаемое, устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл высказывания. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания.

4) Контроль осуществления деятельности – этап систематизации услышанного. На этом этапе реализуется исполнительская (реакция на высказывание) и контрольная (оценка уровня и качества услышанного, коррекция своих выводов) фазы речевой деятельности.

Чтение

Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Понимание письменного текста включает те же уровни (см. процесс слушания). Подчеркнем, что чтение – это такой же активный творческий процесс, предполагающий создание параллельного собственного текста адресатом речи, как и процесс создания исходного текста его автором.

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях. В процессе чтения целевая установка может меняться: начав с намерения просмотреть, можно увлечься и перейти к критическому чтению.

Структура чтения

1) Предварительная ориентировка. Формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы для чего и зачем читать. В процессе чтения целевая установка может меняться.

2) Планирование деятельности. Зависит от целевой установки, объема текста, времени, отведенного на работу с текстом.

3) Осуществление деятельности. На этом этапе реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи, определенной исходной базы данных и т. д.

4) Контроль осуществления деятельности. Анализируются результаты деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.

● Прочитайте следующие фрагменты из художественных произведений и с помощью знаков «плюс» и «минус» отметьте, какие этапы речевой деятельности персонажей отражены (+) и не отражены (–) в каждом из отрывков.

а) «Надо будет ему возразить так, – решил Берлиоз, – да, чело­век смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что...»

«Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил ино­странец:

– Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита)

Берлиоз

Ориентировка и планирование  
Осуществление  
Контроль  

б) – С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в
вас, – сказала она [Кити] ему [Левину].

– И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, – сказал
он, но тотчас же испугался того, что сказал, и покраснел. (Л. Н. Толстой. Анна Каренина)

Левин

Ориентировка и планирование  
Осуществление  
Контроль  

в) «Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро пере­числять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняш­него, завтрашнего дня.» (В. Набоков. Защита Лужина)

Героиня

Ориентировка и планирование  
Осуществление  
Контроль  

Список использованной литературы:

Еремина С. А., Дзюба Е. В., Попова Э. Ю., Руженцева Н. Б., Суслицына И. Н., Чудинов А. П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для неязыковых факультетов. Екатеринбург, 2001.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 2002.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте основные характеристики языка и речи.

2. Назовите этапы деятельности как психологического процесса.

3. Назовите особенности каждого вида речевой деятельности на всех этапах ее осуществления.

4. Сформулируйте специфику говорения и письма, чтения и слушания.

5. Как еще можно сгруппировать виды речевой деятельности? Сформулируйте критерий классификации и определите особенности выделенных пар.

6. Назовите трудности, возможные в процессе каждого вида речевой деятельности.

Лекция 4

Наши рекомендации