Состояние инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации
В России идею создания национальной ИПД, в условиях страны ставшей злободневной, наиболее последовательно отстаивает ГИС-Ассоциация.[6] В 1990-х годах эта организация открыла на своем сайте ряд дискуссий по проблеме ИПД, в которых приняли участие специалисты, работающие на рынке геоинформатики России. По итогам дискуссий участники сочли необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации в целях освещения на высшем административном уровне актуальности проблемы создания ИПД. Однако, поскольку 1990-е годы были непростым периодом для нашей страны, данная инициатива не рассматривалась как ключевая и не получала федеральной поддержки вплоть до 2002 г. В 2004 г. ГИС-Ассоциация выиграла конкурс Минэкономразвития на разработку Концепции создания РИПД (Российской ИПД). В 2006 г. эта Концепция была одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации, что окончательно вывело проблему ИПД на государственный уровень.
Реализацию Концепции планировалось осуществить в 2006-2015 гг. Но процесс в силу ряда причин продвигается очень медленно. Так, за период с 2006 по 2009 год практически ничего не было сделано, кроме создания геопортала УрФО. В 2010 г. реализация Концепции несколько продвинулась благодаря перечню мероприятий. [7] В частности Приказом Росреестра от 27 августа 2010 года «Об организации работ по разработке и реализации мероприятий, по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных» от 27.08.2010 № 462 был определен перечень пилотных субъектов РФ, в которых будут создаваться региональные ИПД. Ими оказались Республика Татарстан, Свердловская область, Кировская область, Ярославская область, Алтайский край, Республика Башкортостан, Саратовская область, Ульяновская область, Тверская область. Кроме того, целый ряд субъектов РФ, не вошедших в перечень Росреестра, запланировали затраты на ИПД в 2011 г.: Самарская и Смоленская области, ХМАО, Республика Коми, Москва, Санкт-Петербург и др. (всего 28 субъектов).
Таким образом, Российская ИПД в настоящее время находится в стадии формирования, развиваясь на уровне пилотных мероприятий в отдельных субъектах Российской Федерации. Рассмотрим концепцию самой ИПД, которая обсуждалась специалистами в области геоинформатики продолжительное время.
1.3. Концепция Российской Инфраструктуры Пространственных Данных[C2] .
Инфраструктура пространственных данных, как это раскрывалось ранее, - это совокупность пространственных информационных ресурсов, организационных структур, правовых и нормативных механизмов, технологий создания, обработки и обмена пространственными данными, обеспечивающая широкий доступ и эффективное использование пространственных данных гражданами, субъектами хозяйствования и органами власти.
Под Российской инфраструктурой пространственных данных (РИПД) понимается информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая доступ пользователей (граждан, хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти) к национальным (государственным) распределенным ресурсам пространственных данных, а также распространение и обмен в сети Интернет или иной общедоступной глобальной сети в целях повышения эффективности их производства и использования.[8]
РИПД объединяет технологии, научно-техническую политику, технические регламенты, национальные и международные стандарты, человеческие и другие ресурсы, необходимые для производства, обработки, хранения, распространения, интеграции и использования пространственных данных.
Концепция формирования Российской инфраструктуры пространственных данных определяет цели создания и принципы организации, построения инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации как элемента общегосударственных информационных ресурсов. Концепция учитывает современную нормативную правовую базу в области информационных технологий, геодезии и картографии и развивает ее в сфере производства и использования цифровых пространственных данных на основе опубликованных результатов исследований и разработок, проводимых в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 гг.».
В основе концепции лежат два ключевых понятия: базовые пространственные объекты и базовые пространственные данные.
Базовые пространственные объекты (БПО) - пространственные объекты, относящиеся к специально выбранным типам, отличающиеся устойчивостью пространственного положения во времени (сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени) и более точным координатным описанием по сравнению с другими пространственными объектами.
Базовые пространственные данные (БПД) - координатные описания базовых пространственных объектов в заданной системе координат, которые следует использовать для определения координат любых близлежащих пространственных объектов и явлений.
Суть предлагаемой реформы заключается в следующем:
1. Понятие «карта», как основной источник информации о пространственных объектах, должно быть дополнено понятием базы пространственных данных.
2. Среди многообразия пространственных данных предлагается выделить базовые пространственные данные (БПД) - координатные описания базовых пространственных и логических объектов (БПО) в заданной системе координат, являющиеся обязательными для использования при создании и изменении всех других видов пространственных данных. При этом под базовыми пространственными объектами понимаются объекты:
- относящиеся к специально выбранным типам;
- отличающиеся устойчивостью пространственного положения во времени (сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени);
- отличающиеся более точным координатным описанием по сравнению с другими пространственными объектами;
- пригодные для интеграции государственных информационных ресурсов;
- обеспечивающие снижение объемов семантических данных постоянного хранения;
- сокращающие затраты на ввод и актуализацию семантических данных постоянного хранения.
3. Предлагается изменить действующий порядок определения секретности пространственных данных и снять все ограничения на точность определения координат географических объектов. Ограничения оставить только для объектов и территорий, открытых для ознакомления, перечень которых будет определять Правительство Российской Федерации. Реализация этого пункта даст возможность ввести в Российской Федерации единую открытую систему координат.
4. Вводится понятие пространственных метаданных как «данных о пространственных данных». При этом предлагается БПД и метаданные сделать несекретными и широко доступными по цене с превалирующей технологией распространения с помощью Интернет.
5. Организовывается государственная система актуализации БПД и ведения баз метаданных (государственный банк пространственных данных).
При этом используются результаты геодезических измерений, выполненных за счет хозяйствующих субъектов и граждан, а средства государственного бюджета на картографические работы перенаправляются только на интеграцию той части измерений, которая касается БПД и ведения баз метаданных.
Для актуализации БПД и ведения баз метаданных предлагается создать в стране сеть уполномоченных организаций.
Создание РИПД должно осуществляться структурой федерального органа власти со следующими полномочиями:
- правового и методического регулирования создания и функционирования РИПД и геоинформационных проектов федерального уровня;
- руководства созданием РИПД, включая координацию ведомств в части ведения отраслевых БПД и геоинформационных проектов федерального и отраслевого уровней (ГИС-ОГВ);
- привлечения региональных и местных органов управления, научно-образовательного и частного секторов, профессиональных общественных организаций к созданию и развитию РИПД.
В целом реализацию Концепции предлагается провести в три этапа:[8]
1-й этап - подготовительный (2005-2006 гг.):
- создание Государственной межведомственной комиссии по формированию РИПД;
- формирование и принятие ФЦП «Создание российской инфраструктуры пространственных данных» или плана мероприятий в рамках ФЦП «Электронная Россия(2002-2010 гг.)»;
- формирование и начало функционирования федерального органа управления создания РИПД;
- разработка и принятие поправок в федеральные законы («О геодезии и картографии», «О государственном земельном кадастре», Градостроительный, Земельный, Лесной и Водный кодексы РФ, законодательство по местному самоуправлению и др.), предусматривающих законодательное закрепление ведения РИПД и унифицированное ведение адресного реестра в РФ;
- разработка и принятие технических регламентов по составу и требованиям по актуализации базовых пространственных данных и содержанию и составу баз метаданных, содержанию и порядку ведения адресного реестра в РФ и порядка получения данных из вышеперечисленных систем;
- формирование сети центров подготовки и повышения квалификации кадров, участвующих в создании РИПД;
- разработка технологий хранения, актуализации и использования БПД и пространственных метаданных с использованием средств СУБД, ГИС и Интернет;
- реализация пилотных проектов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления по созданию прототипов региональных и локальных инфраструктур пространственных данных, соответствующих положениям разработанной Концепции.
2-й этап - организационный (2006-2007 гг.):
- формирование сети уполномоченных организаций по ведению базовых пространственных данных и баз метаданных на уровне местного самоуправления и субъектов РФ;
- организация финансирования телекоммуникационного, технического и программного оснащения уполномоченных организаций;
- формирование сети отраслевых центров, ответственных за ведение отраслевых базовых данных и отраслевых баз метаданных;
- начало наполнения Государственного банка пространственных данных и пилотный режим работы порталов уполномоченных организаций;
- подготовка и повышение квалификации кадров, участвующих в создании РИПД.
3-й этап - эксплуатационный (2007-2015 гг.):
- обеспечение эксплуатационного режима работы Государственного банка пространственных данных и порталов уполномоченных организаций;
- начальный этап функционирования РИП; анализ результатов, корректировка действий.