Саморугулирование в сфере рекламы
Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы ФЗ «О рекламе».
Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы
Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:
1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о рекламе;
3) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
4)применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
5) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;
6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;
7) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;
8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;
10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.
Саморегулированием в рекламе занимаются специальные организации, что регулируется в Российской Федерации законом о рекламе.
Саморегулируемые организации в рекламе, согласно законодательству считаются объединения рекламопроизводителей. Рекламодателей, распространителей и других особо, что было создано в форме организации, товарищества или партнерства и имеет в целях защиту интересов своих членов и партнеров. Также вырабатывает нормы этического поведения при создании, распространении рекламы и контролирует выполнение этих норм. Обычно это не общественные, а независимые организации, у которых есть возможность оказать влияние на конкурентную среду, и есть влияние в сферах делового оборота и этики бизнеса.
Деятельность организаций по саморегулированию:
1.Сертификация рекламной деятельности - за основные критерии качества обычно принимают правдивость, вкус эстетический и справедливость.
2. Разработка норм, последующее их распространение, в том числе с помощью консультации.
3. Мониторинг всей информации, что выноситься.
4.Рассмотрение потребительских жалоб.
Субъекты саморегулирования:
-рекламисты
-рекламодатели
-средства массовой информации
Источниками финансирования организаций являются:
1. Сбор средств с оборотов рекламы. Это часто практикуется в Бельгии и Ирландии.
2.Членские взносы. Принято в большинстве Европейских стран.
3.Деньги за рассмотрение жалоб. Принято в Италии, Ирландии и Норвегии.
Примерно с 1971 года в США саморегулирование стали применять в качестве более оперативной и гибкой замене процедуре вынесения решений органами Суда ФТК. В Управлении рекламы стали рассматривать жалобы конкурентов и покупателей.
В России в 1992 году происходит вхождение её в Международную Ассоциацию Рекламы, а в 1993 году в столице был подписан рекламный кодекс.
В 1995 году организовывается общественный совет по рекламе, которые представляет собой аналог саморегулирующих организаций в Европе. Общественный совет по рекламе состоит из попечительского совета, совета по выработке норм этнических, комитет по рассмотрению обращений и практики этических норм. Составляют и выпускают "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории РФ". Этот свод состоит из изображений, терминов, понятий о саморегулировании в сфере детской рекламы, лекарственных препаратов, в процессе разработки культуры финансовой.
Существующие СРО:
Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) | |
Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО) | |
Ассоциация рекламодателей | |
Общественный Совет по рекламе | |
IAA - Международная Ассоциация рекламы. Российское отделение | |
Национальная ассоциация наружной рекламы и информации (НАНРИ) | |
Рекламная Федерация Регионов (РФР) | |
Русская Ассоциация поставщиков и производителей сувениров (РАППС) | |
Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС) | |
Национальная рекламная ассоциация (НРА) | |
РусБренд, Содружество производителей фирменных торговых марок в России |
Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) учреждена в 1993 году. Ассоциация создана для координации деятельности коммуникационных агентств и организаций, осуществляющих рекламную деятельность, а также их объединений в решении вопросов, связанных с осуществлением рекламной деятельности и коммерческих коммуникаций.
Целями Ассоциации являются:
- координация предпринимательской деятельности членов Ассоциации;
- представление и защита общих интересов членов Ассоциации;
- развитие отношений, связанных с осуществлением рекламной деятельности сферы рекламы, обеспечивающих коммерческие коммуникации;
- оказание помощи членам Ассоциации в решении вопросов, связанных с осуществлением рекламной деятельности и коммерческих коммуникаций.
Для достижения своих целей Ассоциация решает следующие задачи:
- изучение условий осуществления рекламной деятельности и коммерческих коммуникаций;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, и представление этих предложений в органы, обладающие правом законодательной инициативы;
- обеспечение взаимодействия членов Ассоциации, средств массовой информации и рекламодателей в целях повышения качественного уровня распространяемой рекламы и иной маркетинговой информации, ее достоверности и доступности каждому члену общества;
- создание и организация деятельности третейского суда при Ассоциации по разрешению споров между членами Ассоциации, между членами Ассоциации и иными организациями;
- проведение экспертиз рекламной продукции в спорных ситуациях;
- создание профессионального союза работников сферы рекламы и коммерческих коммуникаций;
- образование и обеспечение деятельности Академии рекламы;
- участие в деятельности и организация центров подготовки и повышения квалификации специалистов, поиск и подбор квалифицированных специалистов для членов Ассоциации; создание банка данных, участие в разработке информационных программ и учебных пособий по рекламе и коммерческим коммуникациям; перевод учебных, методических, нормативных и практических материалов зарубежных авторов, издание учебной литературы;
- проведение конкурсов профессионального мастерства по отдельным видам рекламной деятельности, конкурсов на лучшую рекламу года, фестивалей;
- участие в международных конкурсах и выставках рекламы, сотрудничество с международными организациями, объединениями в области рекламы и коммерческих коммуникаций; организация и финансирование обучения и стажировки сотрудников членов Ассоциации в зарубежных учебных заведениях и рекламных агентствах; международный обмен информацией, документами;
- разработка и внедрение в рекламную практику норм этики и эстетики на базе Кодекса МТП;
- учреждение и обеспечение деятельности организаций средств массовой информации;
- представление и защита законных интересов членов Ассоциации в органах власти, управления и правосудия;
- содействие членам Ассоциации в контроле соблюдения норм этики в рекламе;
- оказание помощи членам Ассоциации в организации их работы с использованием передового отечественного и зарубежного опыта;
- оказание помощи в охране прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг;
- другие задачи.
Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО) была создана в 1991 году как общественная некоммерческая организация с правами юридического лица.Учредители Ассоциации: Союз Журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Журфонд РСФСР, Секретариат ООН (Нью-Йорк, департамент общественной информации), Торгово-промышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Росвнешторг, Внешторгреклама, Посольство СССР в США, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей, Институт социологии парламентаризма.
Цели:
- Создание инфраструктуры отрасли Public Relations для всестороннего и поступательного развития сферы связей с общественностью.
- Защита интересов PR-отрасли в целом и каждого ее субъекта в частности.
- Внедрение в практику и деловой оборот в рамках отрасли профессиональных и этических норм, а также контроль за их соблюдением.
- Развитие кадрового потенциала PR-отрасли и совершенствование высшего и последипломного образования в сфере связей с общественностью.
Проекты:
Общеотраслевые
- Государственная регистрация профессии "связи с общественностью".
- Профессиональная сертификация в области связей с общественностью.
- Учреждение научной специальности "социальные и массовые коммуникации".
- Ежегодный фестиваль "Дни PR в Москве".
Внутриотраслевые
- Ежегодный информационно-справочный альманах по связям с общественностью CERP-Россия;
- Формирование единой базы расценок на услуги PR-агентств;
- Формирование единой общероссийской базы образовательных программ;
- Расширение регионального присутствия РАСО.
- Создание Образовательного центра при РАСО.
Межотраслевые (совместные)
- Экспертиза законопроектов о выборах (РАСО и Центральная Избирательная комиссия РФ).
- Серия круглых столов "Социальная ответственность бизнеса" (РАСО, Торгово-Промышленная Палата РФ, компания "Филип Моррис").
Общественный Совет по рекламе создан в феврале 1995 года в целях развития системы общественного регулирования рекламной деятельности, гармонизации интересов потребителей рекламы, средств массовой информации и рекламного бизнеса.
Основные задачи:
- Организация взаимодействия между рекламодателями, рекламопроизводителями, распространителями и потребителями рекламной продукции, а также государственными органами; предупреждение и содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной сфере.
- Разработка и реализация системы мер, направленных на создание условий для развития механизмов саморегулирования рекламной деятельности, формирование цивилизованных норм и правил поведения на рекламном рынке.
- Содействие созданию правовых условий, обеспечивающих гармоничное взаимодействие интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы.
- Создание условий для профессионального общения и обсуждения совместных программ деятельности членов Совета, других заинтересованных организаций.
- Развитие профессиональных связей с творческими союзами, общественными организациями в России и за рубежом.
- Организация и проведение мероприятий (конференций, симпозиумов, семинаров, конкурсов и т.д.), направленных на освещение деятельности рекламного бизнеса, поддержку добросовестной конкуренции, творчества в рекламе.
- Содействие подготовке высокопрофессиональных кадров для рекламного бизнеса, защите авторских прав и интересов членов Совета.
- Проведение независимой экспертизы рекламной продукции.