По дисциплине «Теория организации»

1. Роль организации в развитии общества.

2. Влияние социальных целей и политических ориентиров на деятельность организации.

3. Организация как управляемая система

4. Виды и типы организаций.

5. Система управления организацией.

6. Задачи управления организацией.

7. Структурирование управления организационными системами.

8. Особенности социальных законов, регламентирующих функционирование организаций.

9. Управление приростом энергии в организации.

10. Борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики.

11. Развитие организации в современных условиях.

12. Формирование среды обитания организации.

13. Информационная среда организации и процесс ее формирования.

14. Роль системного подхода при изучении деятельности организации.

15. Принципы действия статических и динамических организаций.

16. Рационализация организационной деятельности.

17. Формирование организационных структур.

18. Проектирование и корректировка организационных систем.

19. Субъекты и объекты организационной деятельности.

20. Организационная культура.

Выбор варианта контрольной работы
в соответствии с номером зачетной книжки

Последняя цифра зачетной книжки
Предпоследняя цифра зачетной книжки  

Тема контрольной работы может отличаться от предложенных вариантов, но при этом она должна быть согласована с преподавателем.

Примерное содержание контрольных работ

1. Роль организации в развитии общества

Социальные проблемы общества. Организация как элемент общественных систем. Многогранность термина «организация»: искусственное объединение людей, функция управления, вид деятельности, упорядочение действия. Организация как объект (явление), как процесс управления и как действие. Определение социальной организации как объединения людей, созданного для достижения определенных целей. Уникальность организаций. Особенности работы организации в современных условиях России (показать на конкретном примере). Связь понятий организация и коллектив. Индивидуальные цели и совместные действия. Значение харизмы.

2. Влияние социальных целей и политических ориентиров на деятельность организации

Целевая направленность организационных систем. Организация, как наиболее эффективное средство взаимодействия людей в рамках социальных групп. Социальная значимость задач, решаемых организациями. Причины, побуждающие людей объединяться в организации. Проблемы мотивации при создании организаций. Система мероприятий социального, психологического и экономического характера, способствующих мотивации персонала. Законодательное и нормативно-ориентирующее регулирование предпринимательских отношений (показать на конкретном примере). Статус организации. Формы коммерческих организаций. Малое и среднее предпринимательство.

3. Организация как управляемая система

Системный подход к организационной деятельности. Социальная организация – сложная, открытая, управляемая система с целенаправленным действием. Организация как самостоятельная система и как часть более общей организационной системы. Организация и государственная система. Внешняя среда прямого и косвенного влияния. Внутренняя среда организации. Схема функционирования организационной системы (показать на конкретном примере). Признаки системы: единство главной цели, целостность и взаимосвязь элементов структуры, относительная самостоятельность элементов, четко выраженное управление. Управляющая и управляемая части системы. Входы и выходы системы. Функции обратной связи.

4. Виды и типы организаций.

Классификация организаций по функциональному и целевому назначению. Выбор цели деятельности хозяйственной организации. Роль коммерческой идеи в деятельности хозяйственных организаций. Ориентация на потребителя. Типология целей. Основные типы деловых организаций. Категории организаций: правительственные и неправительственные, коммерческие и некоммерческие, бюджетные и внебюджетные, общественные и хозяйственные, формальные и неформальные. Виды коммерческих организаций (показать на конкретном примере). Деловые, общественные и ассоциативные организации. Роль малого предпринимательства. Предпринимательство в среде электронной коммерции.

5. Система управления организацией

Процесс управления организацией. Единство системы управления. Управляющая и исполнительная части организации, схема их взаимодействия. Соотносительность управляющей и управляемой систем. Органы управления деловой организацией. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Правила организации управленческого труда. Делегирование полномочий. Требования, предъявляемые к лицу, принимающему решение (ЛПР). Роль менеджера в системе управления организацией (показать на конкретном примере). Распределение функциональных обязанностей (показать на конкретном примере). Пропорциональность производства и управления. Научная организация труда. Экономия времени и интеллектуальный ресурс организации.

6. Задачи управления организацией

Управление до возникновения науки об управлении. Искусство управления. Теория научного управления. Наука об управлении Ф. Тейлора. Принципы управления по Р. Эмерсону. Управления организацией по А. Файолю. Концепции управления, основанные на различных моделях организации. Система управления организацией. Процесс управления. Функции управления. Задачи управления современной деловой организацией (показать на конкретном примере). Организационные методы управления. Принципы повышения эффективности управления организациями. Автоматизированные системы поддержки принятия управленческих решений. Достижения информатики и современные тенденции в развитии методов управления.

7. Структурирование управления организационными системами

Определение порядка взаимодействия элементов организационной системы. Иерархия – основной принцип построения организационных систем. Иерархия властных полномочий, иерархия функций, иерархия функциональных обязанностей. Теория бюрократии М. Вебера. Типы структур управления: линейная, линейно-функциональная, штабная, матричная, программно-целевая, продуктовая, проектная, функционально-объектная, дивизиональная. Преимущества и недостатки иерархических структур управления. Гибкие структуры управления. Структурирование среды обитания организации (показать на конкретном примере).

8. Особенности социальных законов, регламентирующих функционирование организаций

Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций. Законы и закономерности – теоретический фундамент управления. Социальный закон как тенденция, имеющая определенную степень достоверности. Управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы в организации. Элемент неопределенности. Роль субъективных факторов, создающих дополнительную неопределенность в условиях конкурентной борьбы. Управление организацией в условиях неопределенности (показать на конкретном примере). Методы снижения рисков. Использование современных достижений информатики и технологий Интернет в борьбе с рисками.

9. Управление приростом энергии в организации

Организация как наиболее эффективный способ взаимодействия людей, объединившихся для достижения поставленных целей. Совместное и направленное функционирование элементов системы (показать на конкретном примере). Эффект синергии, обеспечивающий управление приростом энергии. Соотношение результатов совместной деятельности в рамках организации по сравнению с суммой усилий отдельных лиц. Искусство управления людьми на основе соединения знаний и опыта с использованием новейших технологий работы. Максимизация синергетического эффекта – наиболее эффективный путь решения практических задач.

10. Борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики

Соответствие целей организации социальным потребностям общества и условиям окружающей среды – необходимое требование для обеспечения ее сохранения и выживания в условиях рыночной конкуренции (показать на конкретном примере). Восприимчивость организаций к социально-экономическим и техническим новациям. Модификация целевых установок при смене социальных ориентиров. Механизмы приспособляемости и способы оценки их эффективности с использованием пассивного и активного экспериментов. Обеспечение целостности организации. Устойчивое и неустойчивое равновесие организационной системы при позитивных и негативных воздействиях. Мероприятия экономического и социально-психологического характера, повышающие устойчивость организации (показать на конкретном примере).

11. Развитие организации в современных условиях

Организация – целый единый развивающийся объект. Жизненный цикл организации. Качественные и количественные изменения в процессе развития организации. Роль целевой установки в развитии организационных систем. Проверка соответствия цели существующим возможностям. Моделирование развития организации. Стратегии развития организаций в условиях неопределенности и риска. Оценка расхождения между поставленными и реально достигнутыми целями. Механизмы коррекции целевых установок. Планирование развития организации (показать на конкретном примере).

12. Формирование среды обитания организации

Закон композиции и пропорциональности. Обеспечение гармоничного развития организации. Соотносительность управляющей и управляемой частей организации. Анализ внешней среды организации. Формирование среды обитания. Причины, побуждающие организации к объединению. Современные типы объединений. Целевая направленность объединений в рамках единой логистической цепи. Схема взаимодействия организаций в рамках объединения. Система регулирования финансовых отношений. Роль банковских структур. Распределение рисков. Взаимодействие с государственной системой (показать на конкретном примере).

13. Информационная среда организации и процесс ее формирования

Информационное пространство. Процесс формирования информационной среды организации в соответствии с законом об информированности и упорядоченности. Постоянные и переменные составляющие информационной среды. Информационные потоки деловой организации. Входная и выходная информация. Влияние цели деятельности организации на отбор информации. Проблема обеспечения полноты и надежности информации. Структуризация информации. Оперативность получения информации. Достоверность информации. Субъективные и объективные причины искажения информации. Современные информационные технологии, их использование при решении задач информационного обеспечения организации (показать на конкретном примере).

14. Роль системного подхода при изучении деятельности организации

Основы системного подхода при изучении деятельности организации. Ситуационный и процессный подходы. Диалектическое единство анализа (разделение целого на части) и синтеза (соединение простых составляющих объекта в единое целое). Неразрывная связь между анализом и синтезом системы. Использование методов декомпозиции, основанных на принципах независимости, полноты отображения и слабого влияния (показать на конкретном примере). Явление эмерджентности – получение в рамках синтеза нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов. Обеспечение целостности организации.

15. Принципы действия статических и динамических организаций

Статика и динамика организационных систем. Основные признаки статических и динамических организаций. Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организации (показать на конкретном примере). Выявление закономерностей поведения организационной системы при различных возмущающих воздействиях со стороны внешней и внутренней среды. Противоречивый характер принципов действия статической организации. Опасность стагнации. Особенности структур управления динамических организаций. Адаптационные возможности динамической организации. Способность к быстрой реакции на изменения внешней среды - основа выживаемости организации.

16. Рационализация организационной деятельности

Рационализация как усовершенствование, улучшение, осуществление наиболее целесообразной и разумной организации управленческого труда. Формулировка принципов рационализации Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, Г. Фордом. Основные направления рационализации. Усовершенствование научной организации труда, результатов труда, средств труда и технологических процессов. Влияние новаций на общественное и экономическое развитие. Формирование нового информационного пространства. Рационализирующее воздействие новых информационных технологий, сетевых средств массовых коммуникаций и среды электронной коммерции (показать на конкретном примере).

17. Формирование организационных структур

Научно-обоснованный подход к формированию организационных структур управления. Основные этапы процесса формирования структуры. Последовательность перехода от цели организации к организационной структуре управления. Влияние внешней среды на прогноз развития организации. Разработка гипотезы. Выбор стратегии. Процедуры моделирования. Экономический анализ возможных вариантов развития. Анализ альтернативных вариантов организационной структуры (показать на конкретном примере). Выбор оптимального варианта. Алгоритм проектирования организационной системы.

18. Проектирование и корректировка организационных систем

Поэтапное проектирование организационной системы. Организационное планирование. Последовательное приближение рациональной структуры управления к ее эталонной модели. Сложность автоматизированного проектирования организационных систем. Методика оценки эффективности сформированной организационной системы. Диагностическое обследование как способ выявления необходимости корректировки и реинжиниринга организационной системы (показать на конкретном примере). Организационные преобразования. Методы реинжиниринга организационных структур. Оперативная коррекция системы управления деловой организацией. Частичные и радикальные изменения в структуре организации. Базовый набор моделей. Усредненные оценки показателей эффективности. Обобщенный показатель качества. Экспертные системы.

19. Субъекты и объекты организационной деятельности

Уровни управления в организации. Процесс самоорганизации. Взаимосвязь функций и подфункций управления. Относительность понятий субъекта и объекта организационной деятельности. Обобщенный и коллективный субъект организационной деятельности. Лицо, принимающее решение. Распределение ролей и функциональных обязанностей в организации (показать на конкретном примере). Права и обязанности членов коллектива. Должностные инструкции. Проблема лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Требования, предъявляемые к менеджеру.

20. Организационная культура

Культура как сложившаяся в процессе развития общественных отношений система материальных и духовных ценностей. Организационная культура (ОК) и ее зависимость от целей деятельности организации. Влияние среды обитания организации на ее ОК (показать на конкретном примере). Внешняя и внутренняя составляющая ОК. Роль административно-управленческого аппарата в формировании ОК. Использование системы мотиваций. Статика и динамика культуры в организационных отношениях. Взаимосвязь профессионализма персонала и ОК. Типы ОК. Целенаправленное формирование имиджа и фирменного стиля организации. Новые информационные технологии и их влияние на ОК. Способы контроля состояния ОК.

Наши рекомендации