Инфокоммуникационные технологии

Понятие «инфокоммуникационные технологии» включает: информационные технологии (аппаратные и программные средства), телекоммуникационное оборудование (абонентское оборудование, сетевое оборудование) и телекоммуникационные услуги (услуги в телефонных сетях общего пользования, услуги в сети Интернет, услуги мобильной телефонной связи и т п.) (см. рис. 5.11).

Инфокоммуникационные технологии реализуются с помощью инфокоммуникационных сетей. Согласно закону «Об информации…» [1] инфокоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Возрастающий спрос на инфокоммуникационные услуги объясняется потребностью общества в устойчивых удаленных связях, позволяющих организовать новые формы производства и управления реальными и виртуальными предприятиями и организациями.

Рис. 5.11. Состав инфокоммуникационных технологий

Иногда существует потребность в информационном объединении нескольких предприятий, являющихся составными частями корпорации. Напомним, что корпорацией называется хозяйствующий объект, имеющий иерархическую структуру и включающий в себя предприятия различного масштаба и профиля деятельности. Информационной поддержкой корпораций занимаются корпоративные информационные системы, под которыми понимается программно-аппаратный телекоммуникационный комплекс, способный объединять в одно целое предприятия с различной функциональной направленностью (производственные, торговые, кредитные и др. организации). Если в рамках одного предприятия интеграция реализуется с помощью локальной сети, то при объединении нескольких предприятий, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, требуется создание корпоративной сети. Условно состав корпоративной сети можно представить так, как это показано на рис. 5.12. На рисунке фигурируют следующие информационные сети:

- локальная сеть LAN (Local Area Net) для доступа сотрудников к собственным информационным ресурсам и делового взаимодействия;

- региональная сеть масштаба города MAN (Metropolitan Area Network);

- глобальная сеть (Wide Area Network);

- электронная торговая сеть ETNs (Electronic Trading Networks);

- автоматизированная торговая сеть ECN (Electronic Communication Network).

Рис. 5.12. Корпоративная сеть

Локальные, как и прочие сети, так или иначе, взаимодействуют с глобальной сетью Интернет. Архитектура последней является многоуровневой. В ее основе лежит быстродействующая опорная сеть, которая объединяет мощные компьютеры, и по которой провайдеры первого уровня передают основную массу информации.

К опорной сети присоединяются континентальные магистрали, к которым присоединяются провайдеры второго уровня (транснациональные). На каждом материке функционируют национальные провайдеры. В РФ таковыми являются Ростелеком, Relcom, TransCom и т.д.

Провайдер (provider) – это поставщик или посредник, предоставляющий услуги связи. Он является посредником между пользователем и глобальной сетью или же провайдерами более высокого уровня.

Согласно рис. 5.12 в основе функционирования локальной сети лежит сервер. Се́рвер (англ. server от англ. to serve — служить) — это аппаратно-программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные (обслуживающие) функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам или услугам. Сервис осуществляется сетевыми операционными системами, среди которых необходимо различать:

· ОС для серверов;

· ОС для пользователей.

Среди сетевых ОС можно выделить те, которым приданы функции обычных операционных систем и обычные ОС, которым приданы сетевые функции.

Назначение серверной операционной системы состоит в управлении приложениями, обслуживающими всех пользователей корпоративной сети, а нередко и внешних пользователей. К таким приложениям относятся современные системы управления базами данных, средства управления сетями и анализа событий в сети, службы каталогов, средства обмена сообщениями и групповой работы, Web-серверы, почтовые серверы, корпоративные брандмауэры, серверы приложений самого разнообразного назначения, серверные части бизнес-приложений.

Достаточно распространенной сетевой ОС является семейство Windows Server 2003 стало очередным шагом в развитии операционных систем Windows 2000. Основными особенностями данного семейства операционных систем являются наличие в их составе платформы Microsoft .NET Framework, а также поддержка Web-сервисов XML (вплоть до наличия в составе операционной системы UDDI (Universal Description, Discovery and Integration). UDDI представляет собой стандарт универсального описания, обнаружения и интеграции поставщиков Web-сервисов.

Информационная инфраструктура, представленная на рис. 5.12, связывает локальные сети предприятий, серверы, сторонние организации (банки), магазины, офисы, заказчиков и деловых партнеров в единое целое. Она позволяет выполнять следующие типовые операции бизнеса:

1. Устанавливать предприятию предварительные контакты с потенциальными партнерами, клиентами, поставщиками, заказчиками.

2. Обмениваться электронными документами, необходимыми для совершения сделки купли-продажи.

3. Осуществлять акт купли-продажи товара или услуги.

4. Осуществлять предпродажную рекламу товара или услуги и послепродажную поддержку покупателя.

5. Выполнять электронную оплату купленного товара (услуги) с использованием кредитных карт, электронного перевода денег и т.д.;

6. Осуществлять доставку товара, включая как управление доставкой, так и отслеживания пути прохождения товара.

В основе функционирования корпоративной сети лежит система электронного обмена данными (EDI). Эта система предназначена для межфирменного обмена деловыми и коммерческими документами в виде структурированных сообщений стандартизированного формата в электронном виде в процессе производственной деятельности.

Наши рекомендации