Виды и размеры возможных субсидий

Достаточно распространенными являются общие субсидии, расходуемые по усмотрению организации-фандрейзера. Обычно речь идет о текущих расходах некоммерческой организации (управление, связь и коммуникации, хозяйственное содержание, заработная плата штатных сотрудников). Поэтому такие субсидии выделяются обычно на год. Размер их колеблется, в зависимости от организации, нуждающейся в поддержке, от $500 до $10000.

Наиболее распространены субсидии, выделяемые под конкретный проект. Они носят единовременный характер и используются только на осуществление данного проекта. Их размер обычно колеблется от $10000 до $50000.

И общие субсидии и субсидии под конкретный проект возможны,

как уже отмечалось, в форме долевого участия.

Возможна также финансовая поддержка в виде капитальных вложений-затрат на строительство, реконструкцию, оборудование и т.п.

Используются также отчисления в специальные фонды, приносящие доход - эндаумент - форма резервирования средств, создание системы самопухнущих денег". Эндаумент - эффективное средство обеспечения финансовой стабильности некоммерческой организации.

Широко практикуется также выделение стипендий на обучение или подготовку конкретных художественных или научных работ.

Возможны также такие формы поддержки, которые не включаются в годовые фандрейзинговые кампании: завещания, ренты, кредиты и т.п.

Вопрос о конкретном размере запрашиваемой субсидии - сюжет

достаточно тонкий и щепетильный. Думается, что ответ на него во многом зависит от профессионализма фандрейзеров. По крайней мере вряд ли будет приличным при необходимом бюджете в $80000 запрашивать у донора $20000. Лучше запрашивать у конкретного донора $1000-$5000.

Наиболее упорядочена (цивильна и респектабельна) организация спонсорства в режиме спонсорских пакетов.Такая организация спонсирования оправдана, в тех случаях, когда организация-получатель хорошо известна, фандрейзингом занимается не от случая к случаю, а систематически или также четко и ясно формулирует свои услуги потенциальным спонсорам в рамках реализации совместной программы или проекта.

Спонсорский пакет это рассылаемый по почте или передаваемый при личных контактах комплект материалов и документов, обычно включающих в себя:

  • Описание идеи проекта, его значимости с выделением деталей, наиболее важных для спонсора;
  • Описание организации реализации проекта, в т.ч.: авторы, организаторы, участники, сроки, место проведения, сценарный план или сценарий;
  • Указание поддержки проекта со стороны государственных органов, общественных организаций с приложением документов, подтверждающих это, писем поддержки;
  • Бюджет проекта;
  • Перечисление спонсорских градаций – обычно это следующие варианты:
    • титульный (эксклюзивный) спонсор или спонсор-патрон – 100% общей суммы необходимой поддержки;
    • генеральный спонсор – 50% суммы поддержки;
    • официальный спонсор – 25% суммы поддержки;
    • спонсор-участник – менее 25% суммы поддержки;
    • информационный спонсор – обычно для СМИ;
    • бартерный спонсор – оказание помощи товарами, услугами.
  • Указание возможной рекламы и PR для спонсоров в рамках реализации проекта: выставки, издания, размещение рекламы, упоминания и т.д;
  • Прогноз спонсорского эффекта: количество аудитории, посетителей, зрителей, объемы эфирного времени, публикаций в печати и т.п.

“Покупка” спонсорского пакета предполагает заключение соответствующего договора, предметом которого является реализация условий спонсорского пакета. Фактически речь идет о покупке рекламно-пиаровских услуг и обычно в этом случае спонсор не имеет имущественных прав на результаты совместной деятельности. Некоторые организации предлагают несколько видов сотрудничества для своих спонсоров.

Мнения и опыт Очень разнообразный и динамичный режим такой работы предлагает питерский клуб “PLAZA”. Традиционно спонсорами клуба являются компании “Русский стандарт”, Pepsi-Cola, Philipp Morris, клуб “Red Devil”. Но месяц от месяца каждый из спонсоров выбирает тот спонсорский пакет, который выгоден ему в соответствующем месяце.

Пакет “Информационный спонсор”. Включает в себя:

    • предоставление статуса информационного спонсора;
    • размещение логотипа на афишах (2 тыс.шт. в неделю), флаерах и пригласительных билетах (10 тыс. шт. в месяц);
    • размещение рекламного щита спонсора или его флага в помещении клуба;
    • распространение информационных и рекламных материалов спонсора во время проведения мероприятий в клубе;
    • презентация продукции спонсора на сцене клуба: проведение розыгрышей, подготовка конкурсных программ;
    • предоставление 20 пригласительных билетов в месяц на концертные программы клуба.

Пакет “Генеральный спонсор”, стоимостью $1500, содержит:

    • предоставление статуса генерального спонсора;
    • размещение логотипа на афишах (1500 шт.), флаерах и пригласительных билетах (4 тыс.);
    • упоминание компании в рекламных роликах на телевидении (30 роликов) и радио (40 роликов);
    • размещение щита или флага в помещении клуба во время мероприятий;
    • распространение информационных и рекламных материалов (листовок, буклетов, брошюр и т.п.);
    • презентация продукции на сцене клуба;
    • предоставление 30 билетов в клуб.

Пакет “Спонсор-партнер” на сумму $600-800 и включает:

    • размещение логотипа на афишах тиражом 1500 шт.
    • размещение щита или баннера в помещении клуба на мероприятиях;
    • 20 пригласительных билетов в клуб, включая друзей или партнеров;
    • проведение и организация модных показов или других шоу-программ, соответствующих деятельности компании-спонсора;
    • демонстрация рекламного ролика или фильма фирмы на большом видео-экране клуба перед программами.

Содержание пакетов “Официальный продукт программы” и “Виды участия” оговаривается с учетом конкретных интересов спонсоров.

Может практиковаться и просто покупка мест для рекламы. Речь может идти о широком выборе вариантов:

    • изображение, помещенное на какой-то выставке, на стендах или на стенах;
    • рекламе на конвертах билетов, одноразовых пакетах, сумках;
    • рекламе на почтовых носителях, интересных печатных листовках;
    • рекламе на салфетках, скатертях в кафе, в баре.

Возможны обмен рекламными площадями с иной родственной организацией, совмещение рекламы с выигрышем в цене и т.п.

Наши рекомендации