Виды и размеры возможных субсидий
Достаточно распространенными являются общие субсидии, расходуемые по усмотрению организации-фандрейзера. Обычно речь идет о текущих расходах некоммерческой организации (управление, связь и коммуникации, хозяйственное содержание, заработная плата штатных сотрудников). Поэтому такие субсидии выделяются обычно на год. Размер их колеблется, в зависимости от организации, нуждающейся в поддержке, от $500 до $10000.
Наиболее распространены субсидии, выделяемые под конкретный проект. Они носят единовременный характер и используются только на осуществление данного проекта. Их размер обычно колеблется от $10000 до $50000.
И общие субсидии и субсидии под конкретный проект возможны,
как уже отмечалось, в форме долевого участия.
Возможна также финансовая поддержка в виде капитальных вложений-затрат на строительство, реконструкцию, оборудование и т.п.
Используются также отчисления в специальные фонды, приносящие доход - эндаумент - форма резервирования средств, создание системы самопухнущих денег". Эндаумент - эффективное средство обеспечения финансовой стабильности некоммерческой организации.
Широко практикуется также выделение стипендий на обучение или подготовку конкретных художественных или научных работ.
Возможны также такие формы поддержки, которые не включаются в годовые фандрейзинговые кампании: завещания, ренты, кредиты и т.п.
Вопрос о конкретном размере запрашиваемой субсидии - сюжет
достаточно тонкий и щепетильный. Думается, что ответ на него во многом зависит от профессионализма фандрейзеров. По крайней мере вряд ли будет приличным при необходимом бюджете в $80000 запрашивать у донора $20000. Лучше запрашивать у конкретного донора $1000-$5000.
Наиболее упорядочена (цивильна и респектабельна) организация спонсорства в режиме спонсорских пакетов.Такая организация спонсирования оправдана, в тех случаях, когда организация-получатель хорошо известна, фандрейзингом занимается не от случая к случаю, а систематически или также четко и ясно формулирует свои услуги потенциальным спонсорам в рамках реализации совместной программы или проекта.
Спонсорский пакет это рассылаемый по почте или передаваемый при личных контактах комплект материалов и документов, обычно включающих в себя:
- Описание идеи проекта, его значимости с выделением деталей, наиболее важных для спонсора;
- Описание организации реализации проекта, в т.ч.: авторы, организаторы, участники, сроки, место проведения, сценарный план или сценарий;
- Указание поддержки проекта со стороны государственных органов, общественных организаций с приложением документов, подтверждающих это, писем поддержки;
- Бюджет проекта;
- Перечисление спонсорских градаций – обычно это следующие варианты:
- титульный (эксклюзивный) спонсор или спонсор-патрон – 100% общей суммы необходимой поддержки;
- генеральный спонсор – 50% суммы поддержки;
- официальный спонсор – 25% суммы поддержки;
- спонсор-участник – менее 25% суммы поддержки;
- информационный спонсор – обычно для СМИ;
- бартерный спонсор – оказание помощи товарами, услугами.
- Указание возможной рекламы и PR для спонсоров в рамках реализации проекта: выставки, издания, размещение рекламы, упоминания и т.д;
- Прогноз спонсорского эффекта: количество аудитории, посетителей, зрителей, объемы эфирного времени, публикаций в печати и т.п.
“Покупка” спонсорского пакета предполагает заключение соответствующего договора, предметом которого является реализация условий спонсорского пакета. Фактически речь идет о покупке рекламно-пиаровских услуг и обычно в этом случае спонсор не имеет имущественных прав на результаты совместной деятельности. Некоторые организации предлагают несколько видов сотрудничества для своих спонсоров.
Мнения и опыт Очень разнообразный и динамичный режим такой работы предлагает питерский клуб “PLAZA”. Традиционно спонсорами клуба являются компании “Русский стандарт”, Pepsi-Cola, Philipp Morris, клуб “Red Devil”. Но месяц от месяца каждый из спонсоров выбирает тот спонсорский пакет, который выгоден ему в соответствующем месяце.
Пакет “Информационный спонсор”. Включает в себя:
- предоставление статуса информационного спонсора;
- размещение логотипа на афишах (2 тыс.шт. в неделю), флаерах и пригласительных билетах (10 тыс. шт. в месяц);
- размещение рекламного щита спонсора или его флага в помещении клуба;
- распространение информационных и рекламных материалов спонсора во время проведения мероприятий в клубе;
- презентация продукции спонсора на сцене клуба: проведение розыгрышей, подготовка конкурсных программ;
- предоставление 20 пригласительных билетов в месяц на концертные программы клуба.
Пакет “Генеральный спонсор”, стоимостью $1500, содержит:
- предоставление статуса генерального спонсора;
- размещение логотипа на афишах (1500 шт.), флаерах и пригласительных билетах (4 тыс.);
- упоминание компании в рекламных роликах на телевидении (30 роликов) и радио (40 роликов);
- размещение щита или флага в помещении клуба во время мероприятий;
- распространение информационных и рекламных материалов (листовок, буклетов, брошюр и т.п.);
- презентация продукции на сцене клуба;
- предоставление 30 билетов в клуб.
Пакет “Спонсор-партнер” на сумму $600-800 и включает:
- размещение логотипа на афишах тиражом 1500 шт.
- размещение щита или баннера в помещении клуба на мероприятиях;
- 20 пригласительных билетов в клуб, включая друзей или партнеров;
- проведение и организация модных показов или других шоу-программ, соответствующих деятельности компании-спонсора;
- демонстрация рекламного ролика или фильма фирмы на большом видео-экране клуба перед программами.
Содержание пакетов “Официальный продукт программы” и “Виды участия” оговаривается с учетом конкретных интересов спонсоров.
Может практиковаться и просто покупка мест для рекламы. Речь может идти о широком выборе вариантов:
- изображение, помещенное на какой-то выставке, на стендах или на стенах;
- рекламе на конвертах билетов, одноразовых пакетах, сумках;
- рекламе на почтовых носителях, интересных печатных листовках;
- рекламе на салфетках, скатертях в кафе, в баре.
Возможны обмен рекламными площадями с иной родственной организацией, совмещение рекламы с выигрышем в цене и т.п.