Типы оборудования для механизированной грузопереработки
Английский термин | Русский термин | Краткая характеристика |
Forklift truck | Вилочный погрузчик | Широко распространенный тип оборудования для погрузки-разгрузки пакетов на паллетах, ящиков и т.п. |
Walkie-rider pallet truck | Самоходный паллетный погрузчик | Многооперационный механизм для погрузки-разгрузки паллетов, сортировки и укрупнения отправок, применяемый в складских помещениях. Дешев в эксплуатации, работает на электротяге |
Towline | Буксировщик (подъемник) | Состоит из напольных или установленных под потолком устройств для буксировки или подъема грузов, подобно тельферу. Однако не обладает гибкостью погрузчиков. |
Tow tractor with trailers | Буксировочный трактор с трейлерами | Состоит из трактора (или другой машины), буксирующей один или несколько четырехколесных полуприцепов (трейлеров) с паллетизированными отправками. Используются обычно для поддержки процедуры |
Two-wheeled hand trucks Balance-tilt floor trucks | Двухколесные ручные тележки Напольные опрокидывающиеся тележки | Простейшие виды оборудования для перевозки, разукрупнения партий грузов на складе |
Продолжение таблицы 8.12
Outrigger rising-cab turret trucks Orderpicker trucks Reach trucks | Стеллажные штабелеры и подъемники | Используются для погрузки-разгрузки на складских стеллажах, сортировки, укрупнения партий грузов. Могут работать в узких проходах и поднимать грузы на большую высоту. |
Multi-cars | Мультикары | Транспортные мини-механизмы с навесным оборудованием для транспортировки и грузопереработки внутри складских помещений |
Conveyors | Конвейеры | Широко используются в операциях приемки грузов и сортировки. Классифицируются в зависимости от типа привода (электрические, гидравлические), передачи движения (ременные, роликовые) и т.п. |
Carousels | Карусели | Карусельные механизмы широко применяются в операциях сортировки, комплектования, разукрупнения |
Cranes | Краны | Широко применяются в операциях погрузки-разгрузки. Различают мостовые, автокраны, краны-штабелеры и т.п. |
Road-railers | - | Установка полуприцепов на железнодорожные тележки с помощью седельного тягача без использования кранов |
Полуавтоматизированные системы грузопереработки представляют собой обычно смесь механизированного и автоматизированного оборудования, устанавливаемого на складе. Типичными примерами являются автоматически регулируемые системы перевозки, компьютерная сортировка, роботы и различные формы транспортеров.
Автоматически регулируемые системы перевозки (Automated-Guided Vehicle Systems - AGVS) выполняют большое количество функций грузопереработки, подобно буксировочным механизмам, но без участия человека. Типичные системы AGVS основаны на принципах автоматического оптического или магнитного регулирования. Новейшие системы используют видео и информационные компьютерные технологии отслеживания пути движения груза.
Автоматические сортировочные линии применяются на крупных базах, грузовых распределительных центрах, терминалах. Обычно используют различные виды транспортеров и конвейеров и автоматическое оптическое сканирование грузовых единиц по штрих-кодам или другим идентификационным отметкам. Как только продукция выбрана и отправлена на конвейер, она должна быть отсортирована в требуемые специфические отправки. Автоматическая сортировка позволяет получить два преимущества: сокращение ручного труда (уменьшение персонала) и существенное увеличение скорости и точности формирования требуемых партий грузов.
В современных складских комплексах широко используются различные системы роботов. В основном они применяются при разукрупнении грузовых единиц, программируясь таким образом, чтобы распознавать место хранения или позицию на сортировочном конвейере. Другой сферой использования роботов в складировании является применение их в специальных помещениях, отличающихся особо опасными или неблагоприятными условиями для человека (в химических средах, низкотемпературных помещениях и т.п.).
Автоматические системы грузопереработки развиваются уже в течение трех десятилетий как за рубежом, так и в нашей стране. Однако с позиций логистического менеджмента необходима оценка степени автоматизации прежде всего на основе определения затрат и качества операций грузопереработки. Полная автоматизация требует значительных инвестиций в оборудование и может быть оправдана только при существенном повышении качества грузопереработки, обусловленным требования потребителей или логистических посредников. Хотя компьютеры играют важную роль во всех системах грузопереработки, они особенно необходимы при полной автоматизации, так как осуществляют интерфейс склада с ЛС фирмы и являются основой автоматического регулирования всех операций.
Преимущественными сферами применения автоматических систем грузопереработки являются системы подбора заказов и автоматические системы хранения и поиска - ASRS (Automated Storage and Retrieval Systems). В системах подбора заказов после получения заказа информационная система контролирует операции распределения согласно схеме заказа от стеллажей, где хранятся отдельные SKU, до конвейера, на котором осуществляется формирование заказываемой партии. Концепция ASRS стала применяться за рубежом сравнительно недавно и связана со складами высокостеллажного хранения. Стеллажные каркасы для хранения грузовых единиц могут достигать высоты 120 футов и более. Типовой склад в этом случае состоит из рядов каркасов для хранения, разделенных технологическими проемами шириной от 120 до 180 футов. По проемам по специальным опорам двигаются автоматически управляемые штабелеры для перемещения груза на хранение и поиска требуемой грузовой единицы - S/R машины. Зона вертикального стеллажного хранения дополняется автоматической сортировочной линией (конвейером). ASRS управляется информационно-компьютерной системой.
В отечественной литературе подробное описание автоматизированных транспортно-складских комплексов и систем, подобных AGVS (ТАНД) и ASRS приведено в работах А.А. Смехова и В.А. Литвиненко.
В табл.8.13 приведены основные типы и характеристики автоматических складских систем, применяемых за рубежом.
Таблица 8.13