Каково место супероптимальных решений среди качественных и эффективных?
Управленческие решения могут быть качественными, эффективными, оптимальными и супероптимальными. Информация о последних появилась в 1992 г. в работе Стюарта С. Нагеля и Мириам К. Миллс. Качество и эффективность решений были рассмотрены в темах XXI и XXII данного пособия.
Критерием качества является форма процесса — стандарты, нормы и нормативы. Критерием эффективности является содержание процесса — прибавочный продукт, затраты в различных сферах деятельности. Форма может не соответствовать содержанию. Так, можно потратить много ресурсов на достижение высокого качества УР, получить сертификат соответствия, а результаты его реализации окажутся очень скромными — малая прибыль, небольшие изменения структуры компании и др. В таких случаях говорят: «Гора родила мышь».
Соответствие формы содержанию определяет оптимальное решение. Такие решения наилучшим образом удовлетворяют заданным
критериям и имеют необходимые параметры качества и эффективности.
Качество и эффективность связаны между собой простыми соотношениями:
чем выше качество, тем больше эффективность; чем больше эффективность, тем выше качество.
Однако абсолютно эффективное решение может иметь низкое качество, и очень качественное решение может быть неэффективным.
Высокимикачество и эффективность УР признаются в том случае, когда все их десять составляющих имеют высокое качество или эффективность.
Среднимикачество и эффективность УР признаются в том случае, когда:
2—3 ключевые составляющие имеют высокое качество или эффективность, а остальные — любые;
все составляющие имеют качество или эффективность не ниже средних значений.
Низкимикачество или эффективность УР признаются во всех остальных случаях.
Достижение полной эффективности и качества обходится дорого. Поэтому и появились методы возможной минимизации затрат и повышения эффективности при ПРУР. В результате область оптимальных решений смещена к низким качеству и эффективности (рис. 102.1).
Для супероптимальных решений нет области расположения, а есть некоторые точечные включения.
Совпадение формы и содержания, то есть гармония качества и эффективности в УР, плодотворны при построении общей схемы формирования УР (рис. 102.2).
Таким образом, по эффективности и качеству имеются четыре группы решений: качественные, эффективные, оптимальные и супероптимальные.
Рассмотрим содержательную часть появления супероптимальных решений (СОР).
Обычно на уровне компании или их объединений нет существенного противостояния целей. Например, основная цель компании — получение максимальной прибыли в интересах учредителей — хорошо сочетается с ее технологическими и социальными целями, такими, как улучшение технологии производства, достижение социальной справедливости. Решения, призванные достигнуть установленных целей, обычно не конфликтуют между собой, а дополняют друг друга. Другое дело, когда гармонию организационных, экономических и технологических целей нарушают политические, социальные, партийные и другие цели. Особенно ярко это проявляется в государственных парламентах, межгосударствен- , ных органах, таких, как ООН и др. При этом лидеры политических партий пытаются навязать правительству решение своих программных задач. Причем часть этих программных задач требуют диаметрально противоположных подходов. Это естественный процесс. И как это ни странно, именно в таких безнадежных случаях может быть найдено супероптимальное решение,устраивающее стороны с противоположными взглядами. Уже названные английские ученые определяют супероптимальное решение как набор мероприятий, которые одновременно и самым наилучшим образом обеспечивают достижение двух отдельных групп целей: либеральных и консервативных. Супероптимальное решение — это такое решение, которое объективно превосходит то, что обычно считалось наилучшим решением проблем данного типа. Такие проблемы существовали и будут существовать всегда. Традиционно при разработке таких решений прибегают к помощи посредников. В результате налаживания переговоров обычно выигрывают все стороны, и результаты превосходят ожидания каждой из участвующих сторон.