Лекция 3. Метрические методы распознавания

Метрические методы связаны с измерением расстояний в пространстве признаков.

Будем характеризовать состояние системы (изделия) вектором параметров

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Компоненты вектора Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru могут быть непрерывными или дискретными вели­чинами. В последнем случае Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru представляет собой (многоразрядный) диагностический признак.

Каждое состояние изделия, в соответствии с данным равенством, может быть представлено точкой в пространстве признаков, а вектор Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru соединяет эту точку с началом координат. Предполагается, что точки с одним и тем же состоянием (диагнозом) группируются в компактной области пространства признаков («гипотеза компактности»).

Вопрос 1. Метод эталонов

Допустим, что имеется Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru образцов с диагнозом Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru (рис.5). Они образуют обучающую последовательность. Точки, входящие в области диагнозов, обычно располагаются более плотно в центральной части области.

Примем в качестве «типичного» изделия с данным диагнозом «среднюю точку», которую назовем эталоном.

Координаты эталона Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru -го диагноза

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ( Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ),

где Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru – значение параметра Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru для образца Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru , принадлежащего диагнозу Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru

Рис. 5. Область диагнозов (состояний) в пространстве признаков

Пусть предъявлено для распознавания изделие, характеризующееся вектором Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru в пространстве признаков. Решение вопроса об отнесении изделия к диагнозу Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru связано с измерением расстояния до эталонов.

Решающее правило принимается по минимальному расстоянию до эталона:

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru , Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ,

т, е. если точка Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ближе всего к эталону диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru , то вывод делается в пользу диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Расстояния до i-го эталона

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Предыдущие равенства определяют обычное евклидово расстояние.

В задачах диагностики часто оказывается целесообразным использовать обобщенные расстояния порядка Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

При v=1 получается расстояние по Хемингу, при v = 2 – обычное расстояние. При возрастании v увеличивается роль наибольшего отклонения по какой-либо координате.

Расстояние можно использовать для однородного, изотропного прост­ранства признаков. Таким пространством будет пространство простых (двухразрядных) признаков, кодируемых двоичными числами (0,1).

Однако в задачах технической диагностики часто приходится использовать признаки различной физической природы (например, уровень вибрационных перегрузок и повышение температуры), имеющие различную размерность.

Для учета указанного обстоятельства целесообразно ввести безразмерные расстояния. Например, по координате (направлению) Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru для точек Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru и Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru безразмерное расстояние можно принять в виде

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ,

где Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru – среднее квадратическое отклонение признака Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru для диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Условие содержит предположение, что для диагностики отклонение следует относить к «характерному масштабу» – среднему квадратическому отклонению.

Далее следует учесть различную диагностическую ценность признаков.

Для этого введем безразмерные диагностические коэффициенты Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru и тогда получим

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Последние соотношения дают формулы для расстоянии в неоднородном, неизотропном пространстве.

Определение коэффициентов Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru вызывает известные трудности. В тех случаях, когда отсутствуют статистические сведения, величины Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru можно назначать с помощью экспертных оценок или подбирать по опыту диагностики.

Вопрос 2. Метод минимального расстояния до множества

В этом методе учитывается минимальное расстояние до образцов, входящих в обу­чающую последовательность.

На рис.6 показаны расстояния Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru и Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru

Рис.6. Метод минимального расстояния до множества

Решающее правило имеет вид

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru , Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ,

т. е. если точка Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ближе всего к одной из точек обучающей последовательности диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru , то точка относится к этому диагнозу.

Метод минимального расстояния до множества представляет собой диагностику «по прецеденту», т. е. по образцу (изделию), наиболее близко напоминающему объект, предъявленный для распознавания.

Дополнение к решающему правилу в метрических методах

Метрические методы распознавания, в отличие от вероятностных, основаны на детерминистском подходе. Решающее правило устанавливает диагноз, считая его достоверным.

Обучающая последовательность, как уже указывалось ранее, составляется из образцов (изделий), для которых достоверно известен диагноз.

По смыслу задачи распознавания, если минимальное расстояние до эталона диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru мало отличается от других расстоянии, достоверность диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru вызывает сомнения.

Вводятся условные «вероятности» диагнозов Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ,

где Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru – расстояние до эталона диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru .

Решение в пользу диагноза Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru принимается в случае, если

Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ,

где Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru – уровень принятия решения для i-го диагноза (обычно Лекция 3. Метрические методы распознавания - student2.ru ).

Такой способ сближает вероятностные и детерминистские методы распознавания. Применение метрических методов возможно и в том случае, когда области диагнозов пересекаются.

ЛИТЕРАТУРА

1. И.А.Биргер. Техническая диагностика. – М.: Машиностроение, 1978.

2. В.А. Пивоваров. Повреждаемость и диагностирование авиационных конструкций. – М.: Транспорт, 1994

******************************************************************

Наши рекомендации