Основные этапы развития информационных технологий управления персоналом
Использование средств вычислительной техники в управлении предприятием или организацией в
нашей стране можно разделить на три этапа:
1-й этап: 1960-е – середина 1980-х годов:
• Большие ЭВМ и централизованная обработка данных.
• Автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП).
2-й этап: середина 1980-х – конец 1980-х годов:
• Интеллектуальные терминалы.
• Элементы распределенной обработки данных.
3-й этап: конец 1980-х годов – настоящее время:
• Новые информационные технологии.
• Корпоративные системы управления бизнес-процессами.
Характерные особенности АСУП, разрабатываемые на 1-м этапе:
1. Наличие на предприятии одной ЭВМ. Она устанавливалась в вычислительном центре
(ВЦ) и обслуживалась специальным персоналом (электронщиками, программистами, операторами).
2. Централизованная обработка данных. Первоначальная информация формировалась в
управленческих или производственных подразделениях и заносилась в документы установленного
формата, передаваемые в ВЦ для дальнейшей обработки.
3. Невозможность присутствия работников управленческой сферы в ВЦ в период решения
задач в их предметной области.
4. Регламентированный график прохождения задач в ВЦ. Для каждого пользователя в
течение суток (ВЦ работал круглосуточно) выделялись интервалы времени, которые определялись
спецификой и периодичностью решения задач.
5. Периодические сбои в функционировании ЭВМ нарушали установленный график и
требовали проведения диагностических, наладочных и профилактических работ, продолжительность
которых часто была соизмерима со временем выполнения заданий пользователей.
6. Нерациональное использование рабочего времени управленческого персонала
обуславливалось частой несвоевременностью получения результатов, поскольку в условиях решения
задачи в ВЦ результатом считалась любая распечатка, в том числе и неверная (т.е. не содержащая
желаемых результатов), полученная по ходу выполнения программы или по ее завершению.
7. Информационная база размещалась в массивах, имеющих жесткую структуру записи по
количеству включенных в нее реквизитов и такой же жесткий формат хранения каждого из них.
Любые изменения структуры записи или формата реквизитов сопровождались корректировкой
программ обработки. Для решения каждой задачи информация подготавливалась индивидуально, это
приводило к ее избыточности и неупорядоченности.
8. Для разработки, внедрения и эксплуатации АСУП на предприятии организовывался
специальный отдел, который занимался постановкой задач для автоматизации, воплощал их в
программы и по мере необходимости изменял их.
Характерные особенности АСУП, разрабатываемые на 2-м этапе:
1. Отправной точкой начала второго этапа можно считать появление на российском рынке
персональных компьютеров (ПК).
2. Их применение для автоматизации функции управления позволило скорректировать
технологию реализации задач на ЭВМ.
3. Появились элементы распределенной обработки данных: исходная информация
готовилась и редактировалась в местах ее возникновения, т.е. стали организовываться
автоматизированные рабочие места (АРМ). Здесь же происходила первичная обработка с помощью
несложных и коротких по времени работы программ.
4. Однако задачи, требующие длительного решения, по-прежнему выполнялись в
централизованном порядке в ВЦ, что объяснялось, в основном, недостаточной мощностью ПК.
5. Но этот показатель стремительно возрастал и скоро сравнялся с аналогичным показателем
больших ЭВМ, а уже через несколько лет значительно его превысил.
6. Распространение ПК требовало новых подходов к организации и ведению
информационной базы, которые бы позволили работнику сферы управления предприятия решать
задачи самостоятельно, без привлечения программистов.
7. Развитие получили такие программные средства, как текстовые редакторы, электронные
таблицы, реляционные системы управления базами данных (СУБД).
АСУП, разрабатываемые и эксплуатируемые на 1-м и 2-м этапах, представляли собой
комплекс технических и программных средств, который в жестком взаимодействии с человеком
обеспечивал управление экономическим объектом (предприятием, организацией). Создание этих
систем существенно изменило качество управления за счет автоматизированного сбора, обработки и
хранения информации, а также применения экономико-математического моделирования для решения
определенного класса задач. АСУП включала в себя ряд подсистем, каждая из которых
реализовывала специфическую совокупность задач, сгруппированных по функциям предприятия. В
зависимости от специфики предприятия состав подсистем мог варьироваться как по количеству, так и
по качеству, но подсистема управления персоналом присутствовала всегда и имела статус
самостоятельной, т.е. не включалась в состав других подсистем и не передавала им своих функций и
задач. Подсистема управления персоналом начиналась как информационно-справочная система,
основная цель которой состояла в выполнении одной управленческой задачи – учете персональных
сведений о работниках. Наличие достаточно полной информационной базы по кадрам позволяло
также автоматизировать составление отчетности. Особенностью разработки этой подсистемы
являлось создание запросной системы. Это связано с тем, что, в отличие от других, в кадровой
системе большой удельный вес имеет процедура формирования справочных или отчетных
документов по нерегламентированным, т.е. заранее не известным, запросам. Поэтому алгоритм
поиска должен иметь универсальный характер, обеспечивая выбор информации по любой
совокупности поисковых признаков, которые могут не повторяться даже дважды.
На протяжении всего периода использования вычислительной техники в кадровых службах
подсистема управления персоналом содержала мало изменяющийся перечень типовых задач.
До середины 80-х годов ситуация в области проектирования АСУП складывалась следующим
образом. Несмотря на наличие общих методических материалов и достаточной совокупности
научных исследований по разработке подсистем АСУП, каждое предприятие, как правило, вело
проектирование самостоятельно. В результате получались системы, лишенные общей методики
построения и строгой научной основы. Такие системы были ориентированы только на решение
текущих специфических задач предприятия. К тому же для их создания очень редко привлекались
работники кадровых служб. Это вызывало критику предлагаемых решений со стороны конечных
пользователей и дискредитировало саму идею автоматизации.
В конце 1980-х годов (3-й этап) появилось понятие «новые информационные технологии»
(НИТ), под которым понималась совокупность следующих перемен в области использования
вычислительной техники:
1. Развитие технических средств передачи (космической и оптоволоконной связи),
обеспечивающих доставку информации практически в любую точку Земли без существенных
ограничений во времени и пространстве.
2. Развитие и совершенствование средств накопления и хранения данных (оптические
диски).
3. Разработка принципиально новых средств ввода информации (сканирующие устройства и
речевой ввод).
4. Разработка программ работы с документами.
5. Дружественный интерфейс и эстетика размещения информации на экране.
6. Независимость логической структуры данных от программы их обработки.
7. Организация локальных и глобальных вычислительных сетей.
Коренные изменения элементной базы, влекущие за собой совершенствование технических
средств и инфраструктуры обработки информации, привели к созданию корпоративных систем
управления бизнес-процессами.