Социальная природа языка
Язык – социальный феномен. Он возникает и развивается как общественное явление. Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Его основное назначение – обслуживать человеческое общество, обеспечить общение между членами больших и малых социальных коллективов.
В.Гумбольдт подчеркивал, что язык всегда развивается в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим.
Связь языка и общества является двусторонней: язык влияет на общество и общество на язык. Влияние языка на развитие общественных отношений проявляется в следующем:
язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является предпосылкой, условием ее возникновения и результатом этого процесса.
язык служит также для хранения и передачи социального опыта, коллективной памяти носителей языка.
язык служит орудием в образовательной и воспитательной деятельности.
Влияние общества на язык является опосредованным. Оно проявляется в следующем:
в социальной дифференциации языка, обусловленной социальной неоднородностью общества;
в стилистической дифференциации языка;
в изменениях в лексике;
в изменениях норм произношения;
в способах использования общенационального языка.
Различают следующие основные социальные формы существования языка:
идиолект – совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума;
говор – совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей;
диалект – совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством (признак территориальной непрерывности не является обязательным);
язык (народности, нации) - совокупность диалектов, языковые различия между которыми могут определяться как собственно лингвистическими, так и социальными факторами;
- литературный язык – высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей.
О связи языка с обществом свидетельствует факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста и т.д.) и от потребности общества в целом (язык науки, делопроизводства, массовой информации и т.д.).
Возможно целенаправленное влияние общества на язык, когда проводится определенная языковая политика, т.е. сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык, призванное способствовать его эффективному функционированию в различных сферах.
В этнографической классификации приняты следующие основные разряды:
- этнографическая группа;
- этнос, или народ;
- этническая общность.
Этнографическая группа характеризуется культурно-бытовыми особенностями и часто совпадает с диалектом или группой говоров внутри диалекта. Примерами этнографических групп в пределах одного народа могут служить в Литве - жемайты, населяющие побережье Балтийского моря, аукштайты - в центре и на востоке Литвы, сувалькеты - на юго-западе. В Германии этнографическими группами являются верхние и нижние саксонцы, баварцы, баденцы, вестфальцы, швабы, франконцы и др.
Этнос, или народ, - основная единица этнографической классификации человечества. Этнос характеризуется:
- единой территорией;
- реальными экономическими связями;
- единым языком;
- общей культурой.
Существенной чертой этноса является то, что он сознает себя как отдельный народ, т.е. его этническое самосознание.
Этническая общность - единица более высокого порядка. Она объединяет несколько народов, говорящих на родственных языках и имеющих общее культурное достояние. Русские, украинцы и белорусы составляют этническую общность.
Понятия этноса и языка соответствуют друг другу, а понятия диалекта и этнической группы, языковой семьи и этнической общности могут не совпадать, необходимой связи между ними нет.
Проблема взаимоотношения языка и общества включает многие аспекты, в том числе такие:
1. Социальная сущность языка:
- функции языка в обществе;
- основные направления социальной эволюции языков;
- история языка и история народа;
3. Отношение языка к общественным институтам и процессам:
язык и культура;
язык и религия;
язык и художественная литература;
язык и школа;
язык и научно-технический прогресс;
язык и средства массовой информации;
язык и идеология и др.
3.Варьирование языка в обществе:
функциональные варианты (формы существования) языка;
язык и территориальная дифференциация общества (территориальные диалекты);
язык и социальная дифференциация общества (социальные диалекты);
язык и социальные роли говорящих;
4. Взаимодействие языков в многоэтнических обществах:
язык и этносы
языковые ситуации;
национально-языковая политика;
языковые контакты;
многоязычие в социологическом аспекте.
Исследованием этих проблем занимается социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии, а также этнолингвистика, этнография речи, стилистика, риторика, прагматика, теория массовой коммуникации.
Общество – это не просто множество индивидов. Общество подразумевает наличие разнообразных отношений между людьми в пределах того коллектива, который рассматривается как общество. Такими коллективами могут быть социальные, профессиональные, половые, возрастные, этнические, конфессиональные и др.
В коллективе каждый индивид занимает свое место и выступает носителем определенного социального статуса, социальной роли.
Особенности поведения и его языкового поведения в значительной мере обусловлены социальными факторами, социальным статусом и социальными ролями индивида.