Организационные культуры как объект управленческой деятельности
Современный уровень менеджмента (80-90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.
Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:
органическую;
предпринимательскую;
бюрократическую;
партиципативную.
Краткое описание организационных культур представлено в табл. 19.5.
Обычно существующая в организациях корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации (табл. 10.1.5).
Таблица 10.1.5
Характеристика основных типов организационных культур
Органическая | Предпринимательская | Бюрократическая | Партиципативная |
Организация направляется | |||
согласием с общей идеей | свободной инициативой | сильным руководством | всесторонними обсуждениями |
Проблемы решаются на основе | |||
исходного согласия с целями и задачами | индивидуального творчества | ясного и сосредоточенного продумывания | открытого взаимодействия |
Лидерство основывается на | |||
разделяемых взглядах о направлении общего движения | Наличии авторитета и признания | власти и положении | содействии контактами сотрудничеству |
С хроническими проблемами справляются с помощью | |||
непридания им значения и отказа от обсуждения | Поиска новых творческих подходов | укрепления руководства и следования правилам | Более напряженной дискуссии выработки способов решения |
Повседневная работа | |||
осуществляется при минимальном вмешательств е в нее | Выполняется и видоизменяется каждым по-своему | Зависит от неизменности курса и активности руководства | постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Функции и ответственность | |||
реализуются с почти автоматической точностью | получаются такими, какими их делают люд и | предписываются и закрепляются | Разделяются и сменяются по необходимости |
Желания и интересы отдельных людей | |||
оцениваются по степени их согласованности с целями организации | Считаются более важными чем интересы организации | Подчиняются интересам организации | Согласуются с интересами организации путем договоренностей |
Руководство | |||
Задает контекст и цели сводя к минимуму остальное вмешательство | Дает людям возможность делать так; как они считают нужным | определяет лидеров и возможные направления развития | Действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества |
Разногласияи конфликты | |||
отражают факт | являются продуктивным выражением индивидуальных | угрожают | считаются жизненно |
Коммуникации (общение) | |||
Ограничены и несущественны | Меняются по интенсивности и непредсказуемы | формальный подчиняются правилам | открытый насыщенны |
Информация,i данные (как правиле) | |||
расцениваются как совместное знание; которое не нужно выносить вовне | Используются для индивидуальных достижений | контролируются, и доступ к ним ограничен | Оцениваются и распределяются открыто |
В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая
Таблица 10.1.6
Механизмы и инструменты процесса целеполагания
Доминирующая управленческая форма | Задача этапа | Критерий | Технологический инешрументарий |
Рыночная | Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале | Прибыльность | Маркетинг |
Демократич еская | Отобратьцели, согласующиес я с законами нормативами | Легитимность | Нормативная база, законы |
Коллективистскя я | Отобратьцели, исходя из интересов организации коллектива | Приемлемость | Изучение общественного мнения |
Знаниевая | Получить набор стратегий (сценариев возможных действийв зависимости от развития ситуаций | Осуществимост ь | Анализ ресурсов обстановк разработке программы |
Бюрократическая | Привестив соответствие стратегиис возможностям и исполнителей | Реализуемость задач | Разработка заданий |
Таблица 10.1.7