Организационные культуры как объект управленческой деятельности

Современный уровень менеджмента (80-90-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.

Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.

Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:

органическую;

предпринимательскую;

бюрократическую;

партиципативную.

Краткое описание организационных культур представлено в табл. 19.5.

Обычно существующая в организациях корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации (табл. 10.1.5).

Таблица 10.1.5

Характеристика основных типов организационных культур

Органическая Предпринимательская Бюрократическая Партиципативная
Организация направляется
согласием с общей идеей свободной инициативой сильным руководством всесторонними обсуждениями
Проблемы решаются на основе
исходного согласия с целями и задачами индивидуального творчества ясного и сосредоточенного продумывания открытого взаимодействия
Лидерство основывается на
разделяемых взглядах о направлении общего движения Наличии авторитета и признания власти и положении содействии контактами сотрудничеству
С хроническими проблемами справляются с помощью
непридания им значения и отказа от обсуждения Поиска новых творческих подходов укрепления руководства и следования правилам Более напряженной дискуссии выработки способов решения
Повседневная работа
осуществляется при минимальном вмешательств е в нее Выполняется и видоизменяется каждым по-своему Зависит от неизменности курса и активности руководства постоянно перепроверяется для большего совершенства
Функции и ответственность
реализуются с почти автоматической точностью получаются такими, какими их делают люд и предписываются и закрепляются Разделяются и сменяются по необходимости
Желания и интересы отдельных людей
оцениваются по степени их согласованности с целями организации Считаются более важными чем интересы организации Подчиняются интересам организации Согласуются с интересами организации путем договоренностей
Руководство
Задает контекст и цели сводя к минимуму остальное вмешательство Дает людям возможность делать так; как они считают нужным определяет лидеров и возможные направления развития Действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества
Разногласияи конфликты
отражают факт являются продуктивным выражением индивидуальных угрожают считаются жизненно
Коммуникации (общение)
Ограничены и несущественны Меняются по интенсивности и непредсказуемы формальный подчиняются правилам открытый насыщенны
Информация,i данные (как правиле)
расцениваются как совместное знание; которое не нужно выносить вовне Используются для индивидуальных достижений контролируются, и доступ к ним ограничен Оцениваются и распределяются открыто

В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая

Таблица 10.1.6

Механизмы и инструменты процесса целеполагания

Доминирующая управленческая форма Задача этапа Критерий Технологический инешрументарий
Рыночная Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале Прибыльность Маркетинг
Демократич еская Отобратьцели, согласующиес я с законами нормативами Легитимность Нормативная база, законы
Коллективистскя я Отобратьцели, исходя из интересов организации коллектива Приемлемость Изучение общественного мнения
Знаниевая Получить набор стратегий (сценариев возможных действийв зависимости от развития ситуаций Осуществимост ь Анализ ресурсов обстановк разработке программы
Бюрократическая Привестив соответствие стратегиис возможностям и исполнителей Реализуемость задач Разработка заданий

Таблица 10.1.7

Наши рекомендации