Актуальные проблемы гуманитарно-социальной коммуникологии
Как уже отмечалось, гуманитарно-социальная коммуникологияизучает коммуникацию между людьми в обществе; ее объектом является именно социальная коммуникация, чему и посвящено данное учебное пособие.
В защиту признания статуса коммуникологии как обобщающей науки о коммуникациях (наряду с Р.Т. Крейгом, Э. Роджерсом и другими зарубежными учеными) высказываются и отечественные специалисты. Это позиция И.П. Яковлева, О.Л. Гнатюк, являющихся также сторонниками термина «коммуникология». Так, по мнению И.П. Яковлева, коммуникология является естественно-технико-гуманитарной дисциплиной, которая изучает естественные, технические и социокультурные коммуникации. О.Л. Гнатюк определяет коммуникологию как «общую, интегративную науку о коммуникациях(ее развитии, структуре, коммуникационных процессах) в обществе, природе и технических системах».Коммуникология синтезирует комплекс социально-гуманитарных, естественно-научных и технических знаний». Коммуникология включает как теории социальной коммуникации, так и теории био-и зоокоммуникаций, а также теории коммуникации из технических наук (Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникации. СПб., 2009. С. 3; Гнатюк О.Л. Коммуникология: pro et contra//Социальные коммуникации: новое в науке, образовании и технологиях. Материалы международной научно-практической конференции 21–22 октября 2004 г. СПб., 2004. С. 22; Гнатюк О.Л. Некоторые актуальные проблемы коммуникологии//Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды 5-й Международной научно-практической конференции 22–24 марта 2005 г. СПб., 2005. С. 13).
Некоторые авторы рассматривают коммуникологию как социальную науку, т.е. как наиболее общую фундаментальную теоретическую науку, которая изучает место и роль коммуникации вобществе, закономерности ее развития, коммуникационные процессы, средства (Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. Изд. 2-е. СПб., 2006. С. 8, 9; Яковлев И.П.Основы теории коммуникаций. СПб., 2001. С. 13–15; Коммуникативные стратегии на пороге XXI века//Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 173).Поддерживает название коммуникологии как обобщающей науки о социальной коммуникации Ф.И. Шарков.
Коммуникативистика является более прагматической дисциплиной, которая изучает системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей и информационно-коммуникационных технологий в обществе. Коммуникативистика – наука о гуманитарных аспектах развития информационных средств и систем (Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 7, 88).
С точки зрения Д.П. Гавры, «основной континуум науки о коммуникации включает ряд дисциплин, включая теорию массовой информации, межличностную и деловую коммуникацию, теории вербальной, визуальной и виртуальной коммуникаций, коммуникационный менеджмент, международные и глобальные коммуникации, историю коммуникаций». Это и мнение А.В. Соколова:«метатеория социальной коммуникации, обобщающая закономерности развития социально-коммуникационных явлений, межнаучная обобщающая теория, формирующаяся на основе различных наук, изучающих те или иные грани, аспекты социальных коммуникаций». Схожие мнения у В.П. Конецкой, Р.С. Цаголовой, М.А. Василика и др. Согласно позиции М.А. Василика, «центральными проблемами коммуникологии как науки о коммуникации являются объяснение коммуникативной природы социальной реальности, определение механизма коммуникативных связей, взаимодействия в различных коммуникативных системах, структурах и процессах, концептуальные подходы, основные теории и модели коммуникаций» (Гнатюк О.Л. Коммуникология: pro et contra//Социальные коммуникации: новое в науке, образовании, технологиях: Материалы международной научно-практической конференции 21–22 октября 2004 г. СПб., 2004. С. 22–25;Василик М.А. Наука о коммуникации. К проблеме теоретической идентификации//Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб., 2004. С. 9, 10).
Сегодня «Основы теории коммуникации», или гуманитарно-социальная коммуникология («Communication Science») и коммуникативистика («Media Studies») становятся все более перспективными отраслями науки. С конца 1990-х – в начале 2000 г. коммуникология активно внедряется в систему российского высшего образования на новых кафедрах, для новых специализаций, и в частности – на кафедрах паблик рилейшнз и рекламы, межкультурной коммуникации и лингвистики (Коммуникативные стратегии на пороге XXI века//Вестник Московского университета. Серия 18. 1999. № 3. С. 213, 214). В качестве базовой дисциплины в рамках общепрофессионального цикла курс «Основы теории коммуникации» читается на кафедрах связей с общественностью с 2000 г. С 2010 г. эта дисциплина станет одной из обязательных по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» (квалификация «бакалавр») в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В 1969 г. французский журналист Ж. Д'Арси, сторонник теории эгалитарной массовой коммуникации, заявил о необходимости признания права человека на коммуникацию, т.е. о необходимости признания правового статуса информационно-коммуникационных процессов. С тех пор актуальными для теории коммуникации становится исследование технологий политических коммуникаций и проблем информационной безопасности, влияния телевидения как мощного «медиалогического аппарата» на современную политику посредством продуцирования «телефактов, производящих реальность с помощью техники», принципов формирования общественной повестки дня в СМИ, процессов трансформации инфраструктуры глобальной коммуникации. Профессор Калифорнийского университета (США) М. Буравой отмечает, что, если реакцией на первую волну экспансии рынка в XIX в. была зашита прав трудящихся, то защиту планетарного общества против третьей волны экспансии рынка, начавшейся в середине 1970-х гг., может обеспечить публичный дискурс прав человека (Буравой М. Что делать? Тезисы о деградации социального бытия в глобализирующемся мире//Социс. 2009. № 4. С. 8).
Актуальными для коммуникологии остается исследование проблем толерантности в межкультурных и этнокультурных коммуникациях, гендерных аспектов бизнес-коммуникаций и рекламы, включая создание в СМИ сбалансированного образа женщин, ведущих активную и разнообразную жизнь в меняющемся мире. Актуальной информационной повесткой дня для СМИ остается объективный анализ социальной цены и уроков экономических, политических, культурных реформ трансформации российского общества, а также разработка технологий конвенциональных коммуникативных стратегий, преодоление разрыва между коммерческой эффективностьюСМИ, важной для руководства каналов и изданий, связанной с рекламой и рейтингами СМИ, исоциальной эффективностьюСМИ, т.е. информированием, образованием и развлечением на культурно-гуманистической основе. Это признается и декларируется сообществом журналистов, но далеко не всегда соблюдается в медийной практике (Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: учеб. пособие/под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, И.И.Фроловой. М., 2008. С. 100–106, 301; Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С. 158, 160).
Коммуникология является теоретической основой для изучения теории и практики связей с общественностью.
Классическое определение понятия «связей с общественностью» было дано более 30 лет назад американскими исследователями Д. Форрестолом и Р. Диленшнайдером: «PR – это использование информации для влияния на общественное мнение» (Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по-русски. М., 2007. С. 5). PR-процесс включает определенный набор действий, направленных на повышение информированности общественности об инициаторе, обеспечение на этой основе его лучшей узнаваемости (идентификации) и более позитивного восприятия его образа (имиджа). Пиар – это регулирование отношение социального субъекта с целевыми группами, от которых в существенной степени зависит решение этим субъектом актуальных или прогнозируемых инструментальных проблем (Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции: учеб. пособие. М.. 2007. С. 9).
Паблик рилейшнз– это прикладная коммуникативно-управленческая социально-гуманитарная междисциплинарная сфера научного знания.Полионтологичность PR проявляется как его способность существовать в различных онтологических статусах: как коммуникации, как управленческой функции, как деятельности, как технологии, как социального института.Синтетичность PR: с одной стороны, это специально спроецированная коммуникация с определенной (управленческой) целью, с другой – непредсказуемая коммуникация, так как объектом ее воздействия является человеческое сознание (или подсознание), обладающее свободой реакций. Многомерность PR – в его «измеряемости» рамками различных парадигм и теорий (см. главу 7). Амбивалентность PR – в его возможностях воздействовать на человеческое сознание и общественные отношения как конструктивно, так и деструктивно (Кужелева-Саган И.П. Пиарология: постнеклассическая проекция новой науки//Коммуникативные практики в современном обществе/под ред. В.В. Васильковой, И.Д.Демидовой. СПб., 2008. С. 67-69).
Нередко PR определяется как социально-коммуникативно-управленческий феномен. Хоакин Маэстре образно сравнил связи с общественностью с «проводником стратегии доверия». Тот, кто умеет правильно ими пользоваться, опережает своих менее коммуникабельных конкурентов (Маркетинговые коммуникации: учебник/И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. 3-е изд. М., 2008. С. 110).
PR как социальный институт – это «функционирующая в социуме устойчивая, нормативно закрепленная совокупность ролей и статусов, предназначенная для обеспечения эффективных публичных коммуникаций социальных субъектов и направленная на оптимизацию их отношений с общественностью». Актуальным остается вопрос о том, каким социальным институтом является институт PR: экономическим? политическим? По мнению авторов петербургской школы PR, это социальный институт духовной сферы (Реклама и связи с общественностью: учеб. пособие/отв. ред. А.Д. Кривоносое, М.А. Шишкина. СПб., 2004. С. 93, 94; Очерки истории связей с общественностью: учеб. пособие/отв. ред. А.Д. Кривоносое. СПб., 2005. С. 8). В связи с использованием неоинституционального подхода в социологии, политической и экономической науках, который предложили Д. Норт, В. Меркель, А. Круассан, активизировалось изучение новых форм солидарности, социальной идентичности, гражданского общества и «гражданского сознания», новых форм социальной ответственности бизнеса, государства и наемных работников и общественности. В контексте неоинституционализма и современной трактовки новых «неформальных» институтов, каковым является и институт связей с общественностью, возрастает потребность в осмыслении его новых моделей и форм. В российских условиях институт паблик рилейшнз – это один из новых «солидарных» институтов, своего рода институт символического капитала (норм, структур доверия, «доверительности», «уверенности»), имеющего интегративный потенциал, стремление к сотрудничеству и социальному партнерству (Гнатюк О.Л. Паблик рилейшнз в России: опыт институционального и неоинституционального анализа//Философия человека и современное образование. СПб., 2006. С. 475-480).
В жизни современного российского общества возрастает роль экономического, политического PR, включая государственный PR всех ветвей власти, культурного PR и PR в социальной (некоммерческой) сфере.
Социальный PR понимается как «прикладной PR для гражданского общества», как налаживание благоприятных отношений в обществе, создание позитивного общественного фона. Социальный PR взаимодействует с социальной рекламой – видом коммуникации, ориентированным на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям. Назначение социальной рекламы – гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей; ее миссия – изменение поведенческой модели общества (Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика: учеб. пособие. М., 2008. С. 9, 47; Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: некоторые вопросы теории и практики//Социс. 2009. № 1. С. 102).
Актуальными для коммуникологии остается исследование личностных (межличностной и внутриличностной) коммуникаций, включая внутри-и межличностные конфликты, индивидуальную «карту коммуникации» (термин В. Шрамма), изучение влияния СМИ на процессы общения, воспитания, образования и социализации, проблемы коммуникативной компетенции личности, разработка моделей имиджа учителя, имиджа высшего учебного заведения.
В условиях новых информационных технологий и создания мощных информационно-коммуникативных сетей (Интернета) расширяются возможности манипулирования массовым сознанием. Появляются новые понятия и термины, объясняющие новые коммуникационные процессы и технологии и требующие научного осмысления в гуманитарно-социальной коммуникологии и смежных коммуникативных дисциплинах. Необходимо более детальное для коммуникативных практик осмысление таких понятий, как «симулякр» (Ж. Делез), «стэндинг» человека (Ж. Бодрийяр), «фрейм» как некий образец, цепь последовательных процедур и типичный способ действий, способ создания значений с помощью театральных средств (И. Гоффман), «консциентальное оружие» (Ю.В. Громыко). Неоднозначным является термин Д.И.Дубровского «журнализм», определяемый как способ отображения, имитации и фабрикации реальности, размывания критериев истинности, правды, подлинной ценности в тиражировании информации (Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы «Круглого стола»)//Вопросы философии. 2003. № 12. С. 8, 9, 14–16; Гнатюк О.Л. Некоторые актуальные проблемы коммуникологии//Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Труды 5-й Международной научно-практической конференции, 22-24 марта 2005 г. СПб., 2005. С. 17).
Сравнительно новой для теории коммуникации становится разработка моделей целостного имиджа территориально-государственного субъекта (государства/региона) для внешних и внутренних аудиторий. Существуют различные подходы к формированию внешнего и внутреннего имиджа государства как политического сообщества, ограниченного рамками определенной страны: геополитический, брендинговый, маркетинговый, собственно имиджевый (Гавра Д.П., Савицкая А.С. Структурная модель имиджа государства/региона для внешних и внутренних аудиторий//Коммуникативные практики в современном обществе. СПб., 2008. С. 93; Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникаций: сб. научных трудов. Вып. 3/отв. ред. Д.П. Гавра. СПб., 2009). Появилось понятие «геополитика образов (имиджей)» как целенаправленное позиционирование и (или) манипулирование специализированными политико-культурными, экономико-географическими и другими образами в ментально-географическом пространстве. Целью такой политики является создание структурированного пространства содействия позитивному восприятию национальных интересов страны, а также целенаправленной поддержке решений политического, экономического и военного характера (Галумов Э.А. PR в международных отношениях//Информация. Дипломатия. Психологии. М., 2002. С. 315). Учитывая в целом антироссийский дискурс в СМИ стран Евросоюза, создание позитивного внешнего имиджа России в зарубежных (и некоторых российских) СМИ предполагает управление информационными потоками, что связано с обеспечением информационной безопасности Российской Федерации. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной среде, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» (PR: современные технологии: учеб. пособие. СПб., 2008. С. 195).
Эти и многие другие проблемы и понятия предполагают новый уровень их осмысления в процессе интеграции знаний о социальной коммуникации, что, в частности, заявлено и в новом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению объединенной подготовки «Реклама и связи с общественностью».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определения и сравните объем понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация».
2. Сравните обыденное и научное понимание категории «коммуникация».
3. Приведите наиболее общее, универсальное понятие «коммуникации».
4. Почему социальная коммуникация в англоязычной традиции называется «human communication»?
5. В каком случае уместно употребление слова «коммуникация» во множественном числе?
6. Предложите свою дефиницию «социальной коммуникации».
7. Существуют ли различия в понимании сущности социальной коммуникации ведущими зарубежными и отечественными теоретиками коммуникологии?
8. Назовите необходимые элементы коммуникации, приведите примеры, в которых они будут охарактеризованы.
9. Что такое адресант? адресат? коммуникатор? коммуникант? код? сообщение? контекст коммуникации?
10. Что такое объект и предмет науки?
11. Что является объектом и предметом теории коммуникации?
12. Назовите основные понятия, раскрывающие специфику предмета «Основы теории коммуникации», или гуманитарно-социальной коммуникологии.
13. Каковы основные общенаучные методы и методологические подходы, используемые в теории коммуникации?
14. В чем специфика предмета теории коммуникации? С какими научными дисциплинами соотносится теория коммуникации и почему?
15. Раскройте значение основных функций теории коммуникации и объясните, почему и для чего ее важно изучать специалистам по связям с общественностью и рекламе, межкультурной коммуникации и лингвистики, журналистам, менеджерам организации и персонала, социологам, психологам, педагогам.
16. В чем различие предметов коммуникологии, гуманитарно-социальной коммуникологии и коммуникативистики?
17. Назовите актуальные для исследования проблемы коммуникологии. Как они сопрягаются с практическими проблемами PR и рекламы, журналистики, менеджмента?
Глава 2.