Практические задания (кейс-стади)
Кейс № 1
«Работа над ошибками»
Исходная позиция (роль).
Вы являетесь соискателем должности в пресс-службе крупной российской компании. В конкурсе за эту должность вам предложено выполнить тестовое задание, для того чтобы потом можно было сравнить результаты претендентов. Итоговые работы должны быть проверены отделом кадров работодателя и на их основании вынесено решение о том, кого пригласят на работу.
Описание задания.
Приведенный ниже текст является пресс-релизом крупной бизнес-структуры.
Первая задача претендента состоит в том, чтобы оценить приведенный материал и указать на те недостатки и ошибки, которые сделаны во время его написания. Мнения соискателей по поводу данного пресс-релиза должны быть представлены в форме эссе и защищены во время обсуждения на семинаре.
Вторая задача заключается в необходимости изменить (переписать) пресс-релиз, в соответствии с представлениями учащегося о том, как должен выглядеть этот документ (целевая аудитория — широкая выборка СМИ, в первую очередь, общесоциальной направленности).
При выполнении задания следует обращать внимание на следующие основные моменты:
♦ общий стиль изложения материала;
♦ профессиональная психология журналистов;
+ содержание информационного повода;
♦ вызывает ли текст чувство доверия к написанному;
♦ орфографическое и стилистическое оформление материала: соответствие продукта заявленному качеству.
Текст-задание.
«Компания N: горизонты есть для тех, кто в них верит...
Управляющий партнер/соучредитель компании N — одного из ведущих рекламных агентств в России, объявил о выходе на общемировой рынок.
Команда компании N работает на российском рекламном рынке уже более 10 лет — динамике развития этой компании в равной мере как удивлялись, так и завидовали, но равнодушного отношения к себе агентство не испытывало никогда.
И вот результат — портфель клиентов, чьи бренды были доверены мозгам и рукам компании N говорит сам за себя. Команда нашей компании, ее креативность, авторитет и профессионализм — это главный двигатель, несущий бизнес вперед, создающий благодатную почву для реализации даже самых смелых планов.
Идейный вдохновитель и один из создателей агентства — г-н Иванов — объявил о мировом развитии компании N в течение 2009 года в Германии, странах Бенилюкс и США офисы компании официально обретут имя компании N.
Общий объем инвестиций составит около $ 5 000 000. Кроме рекламного бизнеса, г-н Иванов является совладельцем ресторана «...» в Санкт-Петербурге.
«Ресторанный бизнес — это своего рода способ самовыражения.
Мы всегда стремились и будем стремиться делать то, что нам нравится и делиться этими эмоциями с окружающим миром. Пот однажды решили сделать ресторан, постарались его сделать таким, чтобы он нравился друзьям...» — говорит г-н Иванов. И мае 2009 года компания N подписала долгосрочный контракт на ирендупомещения в центре Санкт-Петербурга общей площадью I 500 квадратных метров и в данный момент идет разработка двух проектов, которые будут реализованы на этой территории. 1С концу 2010 года планируется открытие еще восьми объектов, к том числе ресторан «...» в Москве.
Для реализации своих проектов компания N использует собственные средства, а также, благодаря безупречной репутации бизнесов,привлекает партнерские финансовые институты.
Горизонт существует для тех, кто в него верит! Компания N верит в себя!».
Кейс № 2
| «Нужно все узнать»
Исходная позиция (роль).
Представьте, что вы являетесь пресс-секретарем крупной инвестиционной компании, выходящей на рынок одного субъекта федерации.
Описание задания.
Представьте, что крупная инвестиционная компания начинает вести активную деятельность в регионе N. Вы являетесь главой пресс-службы данной компании, и основная нагрузка в плане освещения ее деятельности ложится на Вас.
Вам дано задание написать документ, в котором содержался бы подробный план работы, направленной на оценку существующей ситуации в субъекте Федерации с ориентиром на интересы пресс-службы и той организации, которую она представляет, с целью продвинуть свою компанию на данной территории.
Ниже в качестве подсказки вам представлен образец инструкции мониторинга общественно-политической ситуации в регионе, разработанный для оценки ситуации перед выборами. При выполнении работы необходимо сориентироваться в том, что в представленном документе является постоянной величиной, а что переменной. Для анализа вы можете выбрать любой субъект Федерации.
Используя данный текст в виде ориентира, можно определить, в каком виде может быть представлена подобная работа.
Текст— образец.
МОНИТОРИНГ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ (на примере региональной избирательной кампании)
1. Исходные данные
Основные положения законодательства, регулирующего выборы.
Общее количество депутатов, количество депутатов, избираемых по спискам, нарезка избирательных округов.
Барьер прохождения для партий.
Особенности социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе, в котором мы ведем собственную деятельность.
2. Действующий депутатский корпус
Общая характеристика действующего депутатского корпуса (численность, предусмотрено ли регламентом создания фракций, срок окончания полномочий).
Характеристика руководителейзаконодательного органа: партийная принадлежность, политические ориентации и активность, уровень поддержки взаконодательном органе, взаимоотношения с ветвями власти, взаимоотношения в самом депутатском корпусе (фракции, группировки, конфликты и т.д.).
Характеристика фракции «Единой России» (руководитель, группы влияния, анализ законотворческой деятельности и законодательных инициатив, уровень влияния в целом на депутатский корпус, взаимоотношения с другими депутатами).
Список действующих депутатов, повторноучаствующих в выборах. Их политическая принадлежность, поддержка со стороны исполнительной власти, оценка шансов на победу.
Взаимоотношения депутатского корпуса и региональной исполнительной власти. Отношения между депутатским корпусом и ФПГ, политическими партиями, аппаратом полномочного представителя Президента РФ.
Характеристики наиболее заметных депутатов.
Данные о члене Совета Федерации ФС РФ от законодательного (представительного) органа власти. Возможности замены и потенциальные претенденты.
3. Исполнительная власть
Характеристика действующего руководителя исполнительной властии его администрации/правительства:
— биография, сроки окончания полномочий;
- состояние здоровья, возрастные ограничения;
- наличие компромата;
надежды на новый срок и шансы;
желательность для федерального центра (экспертная оценка); уровень поддержки населением (результаты выборов, данных социологических опросов,взаимоотношения с финансово-промышленными группами,политическими партиями и общественными организациями, законодательным собранием, Администрацией Президента Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе и главным федеральным инспектором, «силовиками», органами местного самоуправления, средствами массовой информации;
Оценка профессионального уровня администрации/прави-гчытил (ключевые фигуры, кадровая политика);
Оценка интересов региональной исполнительной власти в из-пн|ш иин.пой кампании, эффективность действий администрации, i 'мисок поддерживаемых кандидатов. Кандидаты на руководящие посты.
I Политические партии
Характеристикаведущих партий в регионе (прежде всего,представленных в Государственной Думе ФС РФ и региональномзаконодательном (представительном) органе):
— информация о руководителе и партийном активе;
— численность и партийная региональная структура;
— результаты участие в федеральных и региональных избирательных кампаниях, а также выборах в органы местного самоуправления;
— взаимоотношения с региональной исполнительной и законодательной (представительной) властями;
— взаимоотношения с центральным руководством общероссийских партий;
— взаимоотношения с ФПГ;
— федеральные и региональные источники финансирования деятельности партии;
— «неформальные» группы влияния в руководстве партии, на кого ориентируются.
Характеристика «партийных» депутатов Государственной Думы ФС РФ от региона (по одномандатным округам и партийным спискам), уровень их связи с регионом и влияние на региональные процессы.
Политические партии, участвующие в избирательной кампании. Их ресурсы, активность, формы и методы ведения избирательной кампании.
Степень вовлеченности в региональную избирательную кампанию центрального руководства общероссийских партий.
Оценка регионального отделения «Единой России».
Прогноз итогов голосования по партийным спискам.
5. Наиболее влиятельные финансово-промышленные группы (ФПГ), действующие в регионе:
— название и экономическая специализация;
— основные интересы в регионе;
— конкуренция с другими экономическими структурами;
— характер и формы отношений с исполнительной и законодательной региональной властью, с городскими властями в административном центре, федеральными органами власти;
— формы и степень воздействия на общественное мнение.
Наиболее влиятельные в регионе предприниматели (экспертная оценка: рейтинг). Ресурсы и способы их влияния на исполнительную и законодательную власть региона, на городские власти (при наличии информации).
Участие в избирательной кампании. Интересы, активность, объем задействованных ресурсов, формы и методы ведения избирательной кампании каждой из указанных структур.
Кандидаты, поддерживаемые ФПГ.
Прогноз: сколько «своих» кандидатов могут провести на выборах указанные структуры.
6. Местное самоуправление
Общая характеристика системы местного самоуправления (количество районов, городов, поселков и т.д.).
Наиболее заметные главы органов местного самоуправления и их взаимоотношения с региональными исполнительной и законодательной властью. Характеристика мэрии столичного города, взаимоотношений по линии «мэр — губернатор». Наличие «мэрской» группы влияния в законодательном органе.
7. Главный федеральный инспектор
Характеристика главного федерального инспектора (взаимоотношения с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, федеральным центром и региональной слитой). Оценка ресурсов влияния на избирательный процесс, его участников, степени вовлеченности, преследуемых целей и эффективности в их реализации.
Н. Территориальные структуры федеральных органов власти
Характеристика основных федеральных структур (МВД, ФСБ, прокуратура, суды, налоговая инспекция, агентство по управлению федеральным имуществом и т.п.), их отношения с властями региона, аппаратом полномочного представителя Президента РФ.
Краткая характеристика руководителя, в части «чей человек».
Оценка ресурсов влияния на избирательный процесс, его участников, степени вовлеченности, преследуемых целей и эффективности в их реализации.
9. Средства массовой информации
Наиболее влиятельные печатные и электронные средства мастной информации: политическая ориентация, связи с конкретными политическими и экономическими игроками (прямо или косвенно ), авторитетность для общественного мнения в целом и отдельных групп в частности.
Информация о руководителях наиболее влиятельных СМИ.
Влияние на региональное общественное мнение центральных СМИ
Вовлеченность в избирательную кампанию.
10, Выводы
Прогноз итогов выборов по партийным спискам, распределение наиболее вероятных претендентов на победу визбирательных округах.
Прогноз расстановки сил в новом депутатском корпусе в целом.
Прогноз результатов выборов председателя законодательного собрания и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Рекомендации по участию и влиянии на кампанию.
Кейс № 3
«Прекратить существование? — Нельзя!»
Исходная позиция (роль).
Вы являетесь пресс-секретарем сибирского футбольного клуба.
Исходные данные.
Сконца 2008 года особое значение приобретает проблема влияния мирового финансового кризиса на деятельность спортивной организации. Менеджменту спортивного учреждения зачастую приходится думать о сохранении клуба (это особенно характерно для российских футбольных команд Первой и Второй лиги), не говоря уже о развитии организации и ее инфраструктуры. Однако нельзя не признать того факта, что условия кризиса проверяют на прочность участников социально-экономических процессов, в том числе и субъектов рынка спортивной индустрии.
В условиях дефицита финансовых ресурсов развитие связей с общественностью приобретает особенное значение, так как за счет этого во многом можно минимизировать негативные последствия финансового кризиса. Если в «мирное» время на имидж организации, работу с населением и журналистской средой руководство обращало избирательное внимание, то сейчас настал момент, когда инвестиции в построение профессиональных коммуникаций особенно необходимы, так как способны приносить отдачу в виде привлечения внимания и дополнительных финансовых средств. В нынешних условиях на специалистов, занимающихся коммуникациями с внешними аудиториями, ложится значительная ответственность.
В целом, говоря о спортивном менеджменте необходимо отметить, что в нынешних условиях какие-то из организаций прекратят свое существование, какие-то сохранятся, а какие-то получат на фоне современной непростой ситуации новые стимулы для развития, приобретут авторитет в профессиональном сообществе и привлекут новые аудитории болельщиков и инвесторов.
Представьте себе, что Вы являетесь пресс-секретарем футбольного клуба-«середняка» из Сибири, имеющего стабильный интерес со стороны населения, перед которым стоит задача не вылететь в более низкий дивизион. В ваши должностные обязанности входит весь блок свя.чей с общественностью. Так сложилось,
что генеральный директор ФК во многом Вам доверяет и считает «мозговым» центром организации, во многом прислушивается к Вашим советам. Вдруг у основного спонсора команды начинаются проблемы, финансирование команды резко сокращается, а пресс-служба узнает о том, что ставится вопрос о потенциальном прекращении существования команды.
Описание задания.
Выработайте стратегию и технологию подачи информации для общественности, ее правильного контекстуального оформления и интерпретации, с целью привлечения внимания населения к проблеме, сглаживания остроты конфликта и создания широкого общественного движения конструктивной направленности в поддержку сохранения футбольного клуба.
Напишите:
1) программу антикризисных мер информационного характе
ра, в которой будут даны конкретные советы, определена стра
тегия и план мероприятий по привлечению внимания обществен
ности к данной проблеме и корректной ее интерпретации, а так
же приведены возможные варианты выхода из кризиса;
2) пресс-релиз для СМИ, из которого население узнает о проблеме;
.4) аналитическую статью, предназначенную для размещения и СМИ, с двумя основными идеями: «не дайте погибнуть ФК — гордости нашего региона», «То, что у команды проблемы, не вина пгмпнного спонсора».
Вам необходимо, с одной стороны, снизить общественное возмущение по поводу ситуации, а, с другой стороны, мобилизовать ппщг'ственностъ в русле поиска новых вариантов сохранения клуба (коллективные обращения к федеральным органам власти, общественные запросы к потенциальным спонсорам, влияние на интеграцию субъекта РФ, акции в поддержку ФК и т.д.).
Ключевые слова и выражения: «местный патриотизм», «общий проблема», «кто, если не мы, когда, если не сейчас», «гордость за малую Родину», «на что же мы способны?».
Кейс № 4
«Запуск проекта»
Исходнаяпозиция (роль).
Вы являетесь пресс-секретарем Российской государственнойрадиовещательной компании «Голос России». Руководительорга-
низации ставит задачу выбрать новую страну, наиболее подходящую для начала вещания компании.
Контекст.
«Голос России» — государственная радиовещательная компания, ведущая передачи на зарубежные страны с 29 октября 1929 года. Финансируется Правительством РФ.
Задачи радиостанции:
+знакомить мировое сообщество сжизнью России, ее точкой зрения на события в мире, способствовать укреплению положительного образа России в мире;
+ вести эффективный диалог с соотечественниками за рубежом;
♦ содействовать популяризации русской культуры и русского языка.
Сегодня «Голос России» вещает на русском и 37 иностранных языках 151 час ежедневно на коротких и средних волнах, в FM-диапазоне, по спутниковым каналам, по-мобильной телефонной сети. 70% эфирного времени составляют новости и актуальные комментарии.
«Голос России» занимает сегодня третью позицию в рейтинге крупнейших международных радиовещателей мира. Таков результат социологического опроса Международной организации в поддержку СМИ (Швейцария) среди радиослушателей 50 стран.
Би-би-си......................................................................... 70,0%
Голос Америки............................................................ 53,0%
Голос России............................................................... 42,0%
Немецкая волна.......................................................... 28,7%
Международное французское радио................... 21,0%
С июля 1996 года «Голос России» работает во всемирной компьютерной сети Интернет на 33 языках. Интернет-вещание ведется в мультимедийном формате. К интернет-сайту «Голоса России», содержащему более 500 разделов, обращаются посетители и.ч 140 стран мира. Среднесуточная посещаемость составляет 17000 пользователей. Интернет-вещание предлагает видео, инфографику, фо-тослайдшоу, флэш-ролики и т.д.
К сайту радиостанции обращаются представители самых разных социальных групп:
♦ сотрудники крупнейших организаций и фирм всего мира;
♦ политики, чиновники, бизнесмены;
♦ журналисты, исследователи, аналитики;
♦ преподаватели и студенты;
+ лица с высшим образованием.
В аудитории «Голоса России» преобладают люди социально активного возраста: 30—55 лет — 60%, молодежь до 30 лет — 25%.
«Голос России» ведет партнерский обмен с крупнейшими мировыми вещателями, оказывает поддержку в размещении рекламных и иных материалов в зарубежных СМИ, в том числе в формате обмена специальными радиопрограммами. «Голос России» является членом Национальной Ассоциации телерадиовещателей (HAT), Европейского Вещательного Союза (EBU), Международного комитета по цифровому радиовещанию (DRM) и Международной конференции служб изучения аудитории международных радиовещателей (CIBAR).
Аудитория «Голоса России» достигает 109 миллионов человек. Ежегодно аудитория радиостанции увеличивается на 13% за счет формирования интернет-аудитории. В дни важнейших событий в России и за рубежом ежедневная совокупная аудитория «Голоса России» увеличивается в 2,5-3 раза.
Стоит подчеркнуть, что за счет традиционных и технологически новых каналов связи зарубежные слушатели из 160 стран мира рассматривают радиостанцию как удобный и демократичный к.шал получения интересующих их сведений о жизни России.
Необходимо учитывать, что 500 млн человек на планете в разной степени владеют сегодня русским языком, в связи с чем русскийвходит в число самых распространенных языков мира.
Аудитория передач на русском языке:
♦ граждане зарубежных стран, владеющие русским языком как иностранным;
♦ русская эмиграция, интересующаяся современной Россией;
♦ жители СНГ и Балтии, ощущающие свою историческую
связь с Россией;
♦ зарубежные бизнесмены и инвесторы в России;
♦ представители сферы инновационных технологий, обращающиеся к Интернет-вещанию;
♦ российские специалисты, работающие за рубежом, туристы;
♦ филологи-русисты, преподаватели русского языка и литературы в разных странах;
♦ все те, кто изучает русский язык в университетах, школах, с помощью Интернета, в клубах слушателей, обществах дружбы, на курсах или дома.
По данным исследований Международной ассоциации преподавателейрусского языка и литературы (МАПРЯЛ) портрет аудиториирадио «Голос России» выглядит следующим образом:
Социально-активный возраст 30—55 лет............................ 50%
Молодежь до 30 лет................................................................... 20%
Имеют высшее образование..................................................... 50%
Имеют среднее образование.................................................... 25%
Применяют русский язык в работе......................................... 41%
Изучают русский язык для карьеры в будущем.................. 29%
Используют русский язык в общении.................................... 30%
Хотят получать информацию о событиях в России.......... 93%
Интересуются российской культурой и историей............. 57%
Следят за развитием науки и техники в России.................. 25%
Передачи Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» на русском языке ведутся в рамках двух вещательных служб: Русская служба «Голос России» и «Международное Русское радио». Общий объем вещания данных каналов составляет 63 часа в сутки1. Описание задания.
1.Предложите любое государство, за исключением стран,входящих в Большую восьмерку, в которое или на территории которого (во внутреннем эфире на FM-частоте), по вашему мнению, наиболее актуально открытие радиовещания «Голоса России».
2. Учитывая приведенные выше сведения, разработайте аналитическое обоснование актуальности и конкурентных преимуществ данного проекта, по следующим разделам:
1) Обоснование выбора конкретного государства. Следует провести анализ по многим параметрам:
♦ интерес его жителей к России (основные причины);
♦ число потенциальной целевой аудитории;
- возможности продвижения в информационном поле данного государства;
♦ наличие состоявшихся партнерских проектов, возможно,
в области сотрудничества с другими российскими СМИ;
- общая политическая, экономическая и социальная обстановка в государстве, исторический контекст.
2) Формирование плана открытия и осуществления вещания на территории конкретной страны:
♦ определение потенциала совместных проектов с целью привлечения внимания общественности;
♦ разработка подготовительных мероприятий;
♦ проведение PR-деятельности на территории страны;
1 Материалы о Российской государственной радиовещательной компании «Голос России» предоставлены пресс-секретарем организации Ягуновой Екатериной Олеговной.
♦ приглашение VIP-персон, как с российской, так и с зарубежной стороны к участию в работе радио «Голос России» в качестве потенциальных гостей передач;
♦ разработка концептов радиопрограмм, отражающих запросы конкретной целевой аудитории иностранного государства;
♦ определение информационного контента и технологий подачи информации;
♦ формирование пула потенциальных спонсоров и потребителей информационного продукта.
3) Определение перспектив и инструментария оценки работы пресс-службы данной ситуации. Необходимо понять, все ли возможное сделала пресс-служба.
Кейс № 5
«Оставить нельзя научить»
Исходная позиция (роль).
Вас только что назначили на должность главы небольшой пресс-службы средней по величине компании. В наследство от предыдущего главы пресс-службы вам остался штат из трех сотрудников, профессиональная подготовка которых не устраивает вас.Следует отметить, что на низком уровне находится не только их квалификация, они привыкли выполнять лишь технические функции, и практически лишены мотивации к профессиональному развитию. При этом обновить штат вы не можете, поэтому приходится работать с тем, кто есть. Ведь не вам же выполнять всю работу!Добейтесь того, чтобы штат вашей небольшой преес-службы стал удовлетворять необходимым требованиям качества выполнения задач.
Описание задания.
1 Определите круг тех навыков и знаний, которыми должны выдать ваши подчиненные.
2. Напишите программу занятий для своих сотрудников, учи-П.1НЛЯ специфику организации, которую выпредставляете (на iH.il»ip можно взять организацию из любой сферыпкономики, например, строительство, добыча полезных ископаемых, пищевое производство И Т.Д.).
3. Определите, кто будет заниматься ссотрудниками и в чем будет заключаться процесс обучения.
4 Создайте систему критериев оценки качествапроведенного обучения.
Кейс № б
| «Работаем, не оглядываясь на ресурсы»________________________