Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке
Синтаксис современного русского языка: предмет и задачи курса. Основные синтаксические понятия.
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.
Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):
§ синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами
§ синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов
§ синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения
Существуют разные подходы к изучению предложения
1. семантический – изучает содержание (что передается)
2. структурный – изучает форму (как передается)
3. коммуникативный – назначение (для чего передается)
Основные единицы синтаксиса:
1. предложение (простое, сложное)
Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:
ü начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>
2. словосочетание
ü с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами
ü 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.
ü Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.
ü Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.
ü Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.
Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:
3. синтаксическая форма слов
Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-
синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.
Я подарил ему (объект – адресат ) книгу. Золотова считает, что это разные единицы, т.к. у них разное значение, то есть
Ему (субъект) не спится.- минимальная синтаксическая единица должна нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:
Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.
Непосредственно в предложении: Идет лекция.
4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.
Понятие словосочетания. Вопрос о статусе словосочетания в современном русском языке.
Широкое и узкое понимание словосочетания.
Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».
Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»
Не являются словосочетаниями:
- отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).
- ряд однородных членов (сочинительная связь)
- предложно-падежные формы существительных
- сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)
- полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)
Словосочетания:
Типы С по СТЕПЕНИ СПАЯННОСТИ КОМПОНЕНТОВ:
1.синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, работать круглосуточно…
2. синт.несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синт.единство (в предложении выступают в роли единого ЧП): два дома, несколько студентов, мало времени…
ПО СТРУКТУРЕ
1.Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым. Простое С может быть и недвусловным, если распространение главного слова производится путём цельного синтаксического или фразеологического сочетания, а также посредством аналитической грамматической формы: юноша 18-ти лет (ср. 18-тилетний юноша), девочка со светлыми волосами (ср. Светловолосая девочка), самая сложная задача (ср. Сложнейшая задача). Такие С являются простыми, а в синт-ом отношении примыкают к сложным;
2.С сложные, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или словосочетания словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространяется словосочетанием домашнее задание); новый ежемесячный журнал (новый распространяет е/ж). Часто в сложных С зависимые слова определяют главное слово с разных сторон: провести месяц в деревне (провести месяц – провести в деревне).
ПО ГЛАВНОМУ СЛОВУ
1.Глагольные С:
1)с именем сущ. – беспредложные: читать газету, сообщить родным, положить на стол, беседовать с друзьями, вспоминать о прошлом;
2)с инфинитивом: просить помочь, предложить вернуться;
3)с наречием:говорить вполголоса, находиться впереди;
4)с деепричастием:рассказывать смеясь,идти не оглядываясь…
2.Именные С:
1)субстантивные (сущ. В роли главного слова)
А. С сущ. – беспредложные: тезисы доклада, письмо сестре, рисунок тушью; предложные: платье из бархата, прогулка по лесу, журнал с приложением;
Б.с прил.: светлое помещение, лежачий камень; местоименным прилагательным: наша страна; порядковым числительным6 второй этаж; причастием: опубликовать повесть…
В.с наречием: глаза навыкате, спуск вниз;
Г. С инфинитивом: желание учиться, умение работать.
2) адъективные (прил в роли главного слова):
А. С сущ. – беспредложные: достойный похвалы, знакомый публике, довольный успехами; предложные: свободный от занятий, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми…
Б. С наречием: весьма желательный, широко известный;
В. С инфинитивом готовый помочь, достойный получать
3)с с именем числительным в роли главного слова: три комнаты, оба студента;
4) с с местоимением в роли главного слова: кто-то из присутствующих, нечто необычное;
Наречные
1) с наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно;
2)с именем сущ.: налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе