Таможенные меры по защите объектов интеллектуальной собственности и их роль в обеспечении экономической безопасности
Тема 4. Интеллектуальная собственность и инструменты ее защиты в рамках системы экономической безопасности
Понятие и значение интеллектуальной собственности. Основные объекты интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности и инновационная деятельность в Российской Федерации. Таможенные меры по защите объектов интеллектуальной собственности и их роль в обеспечении экономической безопасности
Понятие и значение интеллектуальной собственности. Основные объекты интеллектуальной собственности.
Понятие «интеллектуальная собственность» было впервые введено в международные правовые документы в 1967г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886г. в аналогичном значении употреблялся термин «результаты интеллектуального творчества»).
В соответствии со ст. 2 этой Конвенции понятие интеллектуальной собственности включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Таким образом, основу интеллектуальной собственности составляют авторское и патентное право, однако они не исчерпывают это понятие, поскольку сюда же относится право на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, знаки обслуживания.
Можно выделить следующие группы объектов интеллектуальной собственности (исключительных прав), объединенных на основании общих признаков:
авторские и примыкающие к ним смежные права. Сюда относятся традиционные объекты авторско-правовой охраны - литературные, научные, художественные произведения. Российское законодательство относит сюда также программы ЭВМ и базы данных;
объекты промышленной собственности (исключительные права на результаты творческой деятельности, используемой в производстве, - изобретения, промышленные образцы, полезные модели, секреты производства (ноу-хау);
средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания);
нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).
Защита интеллектуальной собственности и инновационная деятельность в Российской Федерации
Защита интеллектуальной собственности в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ», содержащей основные нормы в области интеллектуальной собственности. Защита объектов интеллектуальной собственности проводится в Палате по патентным спорам и в Арбитражном суде.
Охрана проводится в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности следующими способами:
- товарные знаки можно зарегистрировать в Роспатенте с выдачей соответствующего свидетельства, действие которого надо продлевать через каждые десять лет.
- международная регистрация товарных знаков проводится двумя способами: при подаче заявки в ВОИС либо при непосредственном обращении в Патентное ведомство государства.
- в Роспатенте регистрируются полезные модели, промышленные образцы, изобретения, программы для ЭВМ.
- в российском авторском обществе есть возможность зарегистрировать авторское право.
Внесение информации о товарном знаке в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ведение которого контролируется таможенной службой на основе заявлений владельцев исключительного права на интеллектуальную собственность, является дополнительной гарантией защиты обладателей права на товарный знак.
Включение объектов авторских и смежных прав, товарных знаков в таможенный реестр предоставляет возможность обеспечения прекращения незаконного ввоза или вывоза через таможенную границу контрафактных товаров, тем самым являясь дополнительным способом защиты права правообладателя.
Необходимые сведения об объектах интеллектуальной собственности при внесении в таможенный реестр
Для составления соответствующего комплекта документов предоставляется следующая информация:
- наименования товарных знаков,
- описание товарных знаков,
- перечень товаров или услуг с указанием их классов, в отношении которых уже зарегистрирован товарный знак,
- если исключительные права были приобретены по договору по уступке, то сведения о данном документе,
- сведения о документах, которые подтверждают регистрацию товарного знака в соответствии с законодательством и соответствующими международными соглашениями,
- сведения о лицензионных договорах.
Кроме этого предоставляются данные о заявителе:
- место нахождения, данные паспорта, номер телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес,
- сведения о государственной регистрации,
- документы о постановке на учёт в качестве налогоплательщика в налоговом органе.
Заявитель также может предоставить и дополнительные сведения, которые, по его мнению, будут полезны таможенным органам при выявлении контрафактных товаров или внести список производителей (импортёров, продавцов, экспортёров) легальной продукции.
Внесения товарного знака в реестр происходит в течение месяца, но при необходимости указанный срок может продлеваться до двух месяцев.
Таможенные меры по защите объектов интеллектуальной собственности и их роль в обеспечении экономической безопасности
В соответствии с приказом ФТС РФ от 25 марта 2011 года N 626 определен порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности. Для обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при обороте товаров через границу России и предусмотрена возможность включения сведений о таких объектах в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Федеральной таможенной службой РФ. В таможенный реестр могут быть внесены сведения о товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров, объектах авторского права и смежных прав.
Включение, товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности обеспечивает возможность прекращения незаконного ввоза через таможенную границу России контрафактных товаров.
Признаки контрафактности товаров выявляются, как правило, на основе индикаторов и профилей риска, сформированных на основе информации, поступившей от правообладателей.
В целях обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы могут применять систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Таможенные органы при выполнении функции (обязанности), связанной с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляют следующие действия:
1) ФТС России:
- прием и регистрацию заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к ведению Реестра;
- рассмотрение заявлений о включении объектов интеллектуальной собственности в Реестр, осуществление проверки заявленных сведений и представленных документов;
- принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в Реестр;
- включение в Реестр объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принято решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- присвоение объекту интеллектуальной собственности, включаемому в Реестр, регистрационного номера;
- продление срока принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
- внесение в Реестр изменений;
- проведение в установленных "Законом" случаях проверочных мероприятий;
- исключение объектов интеллектуальной собственности из Реестра;
- доведение данных Реестра до сведения таможенных органов и обладателей исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателей исключительного права использования наименования места происхождения товара (далее - правообладатели) (их представителей);
- представление заинтересованным государственным органам, гражданам и организациям выписок из Реестра;
- опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр, в своих изданиях: бюллетене таможенной информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическом обозрении "Таможня".
2) РТУ и таможни:
- предоставляют бесплатно информацию, в том числе с использованием информационных технологий, о действующих правовых актах, связанных с регулированием вопросов ведения Реестра;
- осуществляют бесплатно консультирование по вопросам, связанным с ведением Реестра, включением объектов интеллектуальной собственности в Реестр и их исключением из него;
- обеспечивают свободный бесплатный доступ к информационным стендам, содержащим информацию о правовых актах, затрагивающих вопросы, связанные с ведением Реестра;
- обеспечивают доведение данных Реестра до сведения подчиненных таможенных органов, правообладателей (их представителей), участников внешнеэкономической деятельности, территориальных подразделений государственных органов, иных заинтересованных лиц;
- обеспечивают принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, а в случаях, предусмотренных "Законом" и Порядком, - также и не внесенные в Реестр, и обладающих признаками контрафактных;
- проводят проверки в случаях, предусмотренных "пунктом 7 статьи 307" Закона;
- доводят до подчиненных таможенных органов перечень объектов интеллектуальной собственности, не внесенных в Реестр, по которым ранее принимались меры в соответствии со "статьей 308" Закона;
- осуществляют сбор и передачу в вышестоящие таможенные органы информации о принятых мерах в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, а также не внесенные в Реестр, действиях (бездействии) правообладателей (их представителей), а также иной информации, имеющей отношение к объектам интеллектуальной собственности, включенным в Реестр.
В случае, если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Реестр, выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней. Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают (сохраняют) статус находящихся на временном хранении.
Выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в Реестр, приостанавливается на 7 (семь) рабочих дней.