Журналистика как система СМИ. Факторы формирования и функционирования системы СМИ

Деятельность журналистики может быть успешной только в том слу­чае, если выполнение ее функций, притом в слоях аудитории, различных по своим социально-демографическим характеристикам (образование, профессия, возраст, пол, местожительство и т.д.), социально-политичес­ким ориентациям, интересам и взглядам, будет «распределено» между большой совокупностью изданий и программ. Поэтому неизбежно зако­номерное возникновение множества различных газет, журналов, каналов радио и телевидения. Система журналистики складывалась исторически, на протяжении веков, и постоянно изменялась с изменениями в социаль­но-политической жизни, характера аудиторий, с развитием технических возможностей массовой коммуникации.

«Информационное пространство» возникло уже на первых шагах че­ловечества и породило разнообразные пражурналистские явления (см. гл.П). Собственно журналистика начала осваивать европейское (часто замкнутое рамками страны с узким слоем потребителей) информацион­ное пространство с XVII в.

В европейских странах сначала возникло книгопечатание (XV-XVI века), затем газеты и чуть позднее (XVII - начало XVIII века) - журналы. В сере­дине XIX века развернулась деятельность информационных агентств, в пер­вой половине XX века началось широкое распространение радиовещания и телевидения. Вторая половина и особенно конец XX века - время огромной «плотности» потоков массовой информации, начала формирования миро­вого «информационного пространства» на базе технических возможностей коммуникационных «супермагистралей» - наземных и космических кана­лов связи, соединяющих множество серверов (компьютерных банков дан­ных) и связанных с ними аудио-видеотерминалов - компьютеров персо­нального или коллективного пользования. Полное развитие глобальные системы информации (типа «Интернет») получат в XXI веке.

Система журналистики в рамках страны может считаться сформиро­ванной относительно адекватно, если:

• широко и полно используются специфические возможности различных средств массовой информации - печати, радио и телевидения, действующих на основе своих особенностей как каналов коммуникации и предстающих перед «потребителями» в виде большой совокупности изданий и программ;

• любой социальный институт, общественное объединение, отдельные граждане, пожелавшие учредить или стать соучредителями издания или программы (возможно и субучредительство - участие в создании рубрики, страницы и пр.), смогут осуществить свое желание и предста­вить на рынок массово-информационной продукции свои произведе­ния, созданные в соответствии с их позициями, взглядами и убеждени­ями. Более того, важно, чтобы все социальные силы и все социальные позиции, возникшие в обществе, реально вышли на «информационный рынок» со своими массово-информационными продуктами. • на рынке изданий и программ ситуация складывается так, что отдель­ный «потребитель» (каждый человек как личность и (или) в рамках се­мьи, других общностей), выбрав несколько источников информации, доступных ему по ряду параметров (в том числе и по характеру изложе­ния материала, и по цене), получит максимум необходимой информа­ции по всему важному для него кругу вопросов, что ведет к достиже­нию информированности;

В результате система журналистики складывается таким образом, что оказываются занятыми практически все информационные «ниши» (по те­матике, позициям, формам представления информации) и между различ­ными органами журналистики возникают сложные отношения взаимо­действия - от взаимодополнения до конкурентной борьбы. В ходе и в результате этих взаимоотношений одни издания и программы возникают, другие преобразовываются, третьи ликвидируются.

МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННЫЕСРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТИКИ

Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журналисти­ка прямо связана с использованием развитых технических средств комму­никации (лат. communicatio «сообщение, средства сообщения») - прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизве­дения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журна­лов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших реги­онах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выпол­няет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приоб­рела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принци­пиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио-телевизионной информации нужны те­левизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бу­мажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), способ­ствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и ау­дитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересую­щий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выбороч­ное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» - после первичного ознакомления оставить материал для внима­тельного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благода­ря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извле­чению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обсто­ятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, мож­но использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плейер), но в этом случае возникают допол­нительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, воз­можны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительно­го печатного материала проходит в соответствии с желанием избира­тельно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам чита­тель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргина­лии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной пе­риодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информа­цией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвито­сти аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с трудно­стями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирова­ния. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени меж­ду подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее в связи с разницей в часовых по­ясах между различными регионами страны и необходимостью наличия времени на доставку значительная часть аудитории получает общенацио­нальные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, поз­воляющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повы­шающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Например, отсутствие на­выка просматривать издание по заголовкам и расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения, значительно ос­ложняет контакты читателя с прессой и ограничивает возможности опти­мального использования периодики для получения «необходимой и до­статочной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио и телевиде­нием они должны максимально учитываться журналистами, чтобы возмож­но полно использовать позитивные и минимизировать, купировать негатив­ные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позво­ляет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает возможность разнообразить режим «сня­тия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации - са­мая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия ви­дов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответст­вует особенностям различных жизненных циклов - дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных. При этом можно изда­вать газеты тиражом в десятки миллионов экземпляров и листовки чис­лом в несколько десятков, книги в несколько сотен страниц и оператив­ные буклеты на двух-восьми страницах, скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. Это разнообразие возможностей долж­но быть максимально востребовано в творчестве.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание (лат. radiare «излучать, испускать лучи»). Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать ин­формацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния или через космос - с небольшой задержкой). Отсюда воз­можность такой оперативности радиовещания, когда сообщение посту­пает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и прини­мающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - зву­чащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Еще более обогащают его техни­ческие возможности запись и воспроизведение звука в режимах «сте­рео» и «квадро», часто намного увеличивает способность передавать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценического дей­ствия, музыкальных произведений. Изобретение различных способов за­писи звука позволило широко использовать возможности монтажа, вос­производить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д.

Характерным для радио является вневизуальность (лат. viseo «виде­ние»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, со­ставляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сде­лать это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение - подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать возможность «чи­стого звука».

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук вос­принимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и «слушанием—смотрением» его по телевидению (ведь в первом случае мы воспринимаем уже «сделанное» произведение, а во втором - стано­вимся очевидцами того, «как делается» произведение дирижером, оркес­тровыми группами, отдельными оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем живую реакцию зрительного зала и т.д.). Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зри­тельном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелатель­ную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для ауди­тории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием ви­деоряда, - это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Ра­диотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и пере­дача литературно - музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответ­ствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» слушатель­ской фантазии).

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - пе­редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому не­возможно отложить прослушивание на удобное время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и со­ставлять программы с максимальным учетом типичных форм распреде­ления времени, характера занятий, психического и физического состо­яния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (ти­па «сначала новости вкратце») и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внима­ния, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмеще­ния со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущест­венно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются не­доступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообе­спечение» «дорабочего» утреннего времени, времени в пути, организа­ция функционального радио в трудовом процессе на предприятиях, например, швейной или часовой промышленности, радио в жизни домо­хозяйки, молодой матери и т.д.) при широком распространении легкодо­ступной и простой в обращении радиотехники, прежде всего переносной транзисторной. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распределения внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирования существенного, увеличению в программах времени, от­веденного для музыки и развлекательных клипов.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени спо­собен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отло­женное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитан­ная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации кото­рой «наложение» необходимых для одной и той же аудитории передач будет минимальным.

Телевидение (греч. tele «далеко» и лат. viseo «видение») вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно раз­вивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная ин­формация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож­ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния (правда, в свя­зи с тем, что телевидение пользуется метровыми и дециметровыми волнами, распространяющимися по прямой линии, большие расстояния телевидение может преодолеть только с помощью наземных ретрансля­ционных линий или космической спутниковой связи). Этот сигнал одно­временно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране теле­визора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Иначе гово­ря, видеоряд на телевидении может быть подобным киноизображению и книжно-журнально-газетным формам представления видеоматериалов (как в черно-белом, так и в цветном варианте) с теми ограничениями, ко­торые связаны с размерами, возможностями цветопередачи, разрешаю­щей способностью телевизионного экрана. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение име­ет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием ви­деотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «жи­вой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных свя­зей с аудиторией. Единство аудиовизуальных (звукозрительных) средств создает те же возможности и для записанных на пленку (кино- или видео) передач, занимающих значительное место в структуре программ.

Аудиовизуальный синтез на телевидении может приобретать разные формы - «аудио» и «видео» могут выступать и на равных, но в необходи­мых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Значимую, порой определяющую роль для качества передач имеет монтаж (даже в случае с одним актером), умелое использование крупного плана, темпо-ритмической организации подачи материала. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности восприя­тия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще все­го семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в до­машних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журна­лы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных ус­ловиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим аудиовизуальным характеристикам кино и театру - видам искус­ства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне дове­рительности. В то же время это не исключает трансляции из больших за­лов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудито­рией оказывается иным, близким по типу к «митингу миллионов».

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни от­дыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную на сыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «впи­сать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.

Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. не­возможность для зрителя изменить время просмотра передач, их поря­док, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного подхода к со­ставлению программ.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «три­умвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает ря­дом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения ин­формации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - это способность донес­ти до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятий­ную и эмоционально-образную информацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное - звуковое и словесное - повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только ка­кому-либо одному средству (кинематографическое изображение на теле­видении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуко­вое сообщение на радио).

К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в ко­торой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые га­зеты и журналы, радио- и теле-«сетевещание», сайты («странички») от­дельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и полу­чаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках (пр. вс. английском), что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при на­личии в компьютере программы-переводчика.

Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При этом у аудитории в практике контактов с разными ком­муникационными средствами складываются свои предпочтения и моти­вации, учесть которые также полезно журналистам.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем - желание почерпнуть какую-либо утили­тарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио прежде всего удовлетворяет стремление получать оперативную информа­цию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мо­тивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получе­ние оперативной информации уходит на второй план.

Если учитывать эти мотивы и предпочтения, то можно сказать следую­щее. Для деятельности прессы должно быть характерным сводное пред­ставление событийной информации, сопровождающееся серьезным ком­ментарием и обращением к фундаментальным закономерностям жизни; важна также практическая направленность информации, ориентация же на отдых может быть ослабленной и использоваться как фоновая. Журна­листы радио обязаны, прежде всего, оперативно освещать события дня (и в первую очередь - последних часов), причем активным фоном этой ин­формации может быть музыка или другая информация «культурного до­суга»; при этом непрерывность и разнообразие информационного пото­ка создают полную возможность ощутить «пульс жизни мира», а справочные сведения о погоде, программах передач, ответы на вопросы, реклама и т.д. удовлетворяют желание получить утилитарную информа­цию. Тележурналисты лишь в том случае полно выполняют свои задачи, когда учитывают ориентацию зрителя на телевидение как фактор прове­дения свободного времени прежде всего. Но в то же время они обязаны готовить насыщенные передачи о событиях дня, что поможет не терять связи с миром и удовлетворить желание получать практические советы по самым разным вопросам.

Значение для массовой аудитории информации, поступающей по гло­бальным компьютерным сетям типа Интернет пока недостаточно ясно. Большая часть нашей аудитории еще не имеет возможности выходить в Интернет. Пользующиеся же его возможностями чаще всего только наст­раиваются на получение информации, «прикидывают» на себя его воз­можности, вырабатывают свое отношение к нему как каналу массовой ин­формации. Но уже есть и «фанаты», на которых Интернет действует как своего рода информационный наркотик.

ИНФРАСТРУКТУРАСРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функцио­нировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраст­руктура (лат. инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, ,«урналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной дея­тельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой -обеспечивает доставку информационной продукции потребителям. Без та­кой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятель­ность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной,трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно-технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, ин­ституты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, госу­дарственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюда­ющие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д. В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналисти­ки, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при наруше­нии законодательных актов.

Информационные агентства и службы - это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, нала­живанию контактов с журналистами и т.д.

Ближайшим образом со СМИ связаны информационные службы, кото­рые часто называют даже в ряду средств массовой информации («печать, телевидение, радиовещание, агентства»), поскольку они также заняты со­зданием массовой информации. Однако от газет, журналов, радио и теле­видения информационные службы отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают сво­ей информацией газеты, журналы, радио и т.д. Однако бывает и так, что информационные службы выступают учредителями средств массовой ин­формации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты»), но в этом случае они выступают как всякий другой социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ.

Поскольку информация всегда была необходима различным полити­ческим, экономическим и другим институтам общества, информацион­ные службы возникли задолго до появления первых газет. В частности, Функции сбора зарубежной информации выполняли дипломатические службы (в русском государстве - посольский приказ). Кадры первых из-Даний первоначально формировались из работников этих служб, а ино­гда возникали и на базе информационных служб (например, француз­ская «Gazette»).

Однако крупные информационные службы, специализировавшиеся на снабжении информацией журналистики, возникли в середине XIX века, когда активно начала складываться массовая ежедневная пресса. Стало очевидным, что собственными силами газеты не могут получить необхо­димый объем информации, особенно зарубежной, а увеличение количе­ства корреспондентов было слишком дорогим и нерациональным делом, поскольку достаточно было передать по телеграфу абонентам различных стран и регионов сообщения об одних и тех же событиях нескольких жур­налистов из агентств. Это привело к созданию почти одновременно в раз­ных европейских странах телеграфных информационных агентств (сна­чала во Франции, потом в Германии и Англии; английское агентство Рейтер существует и в настоящее время).

Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветв­ленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использо­ванием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответст­вующую плату. Использовать эту информацию можно было лишь со ссыл­кой на источник (благодаря чему публикующее сообщение СМИ не несло ответственности за его содержание). При передаче такого сообщения воз­можны сокращения и компрессия, а также дополнительные комментарии.

Первоначально агентская информация носила событийный характер и, передаваемая по телеграфу, была предельно краткой (отсюда «телеграф­ный стиль»). Вот легендарный обмен сообщениями Херста и его корреспон­дента перед испано-американской войной 1898 года. «Все спокойно. Ниче­го не происходит. Войны не будет. Хочу вернуться. - Ремингтон». Ответ: «Прошу оставаться. Обеспечивайте рисунки. Я обеспечу войну. - Херст».

Однако по мере развития журналистики и расширения ее нужд в са­мой различной информации характер агентской информации менялся. Стали появляться развернутые сообщения, различные формы коммента­рия. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчи­кам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ, exclusive «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этой канале информации. Агентства стали выпускать специализированные ве­стники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» - по тема­тике, характеру изложения материала, источникам сведений.

Появление возможности передачи по каналам связи факсимильной (т.е. точных изобразительных копий оригинала) информации привело к широкому распространению фотоснимков, рисунков, карт, схем и т.п. п° фототелеграфу. С распространением радио, а затем телевидения возник­ли специализированные агентства аудиовизуальной информации (иногД3 они являются подразделениями «старых» информационных агентств) настоящее время растет число самостоятельных студий аудио- и видеоза­писи. В качестве своеобразного информационного агентства выступает также Интернет, подключаясь к которому СМИ имеют возможность «скачи­вать» для своих нужд огромные объемы информации самого разного ха­рактера по содержанию и по форме (текстовую, аудио, визуальную).

Нужды средств массовой информации в получении широкой, разно­образной, собранной и обработанной журналистами различных ориента­ции агентской информации повлекли создание наряду с крупными уни­версальными информационными агентствами специализированных информационных служб, небольших региональных агентств, а также «не­зависимых» журналистов (за рубежом их называют free-lance, stringer), инициативно или по заказу готовящих сообщения и предлагающих их средствам массовой информации. Существуют как государственные, так и кооперативные и частные информационные агентства.

Универсальные агентства собирают, обрабатывают, распространяют информацию по широкому спектру тем в рамках региона, страны, всего мира. Последние обычно называют «мировыми агентствами», к ним отно­сятся Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС (бывшее Теле­графное агентство Советского Союза, преобразованное в Информацион­ное телеграфное агентство России). В СМИ, установивших договорные отношения с этими агентствами, редакционные телетайпы выдают ин­формацию со всего мира практически непрерывно, а «бюллетени ново­стей», например Интерфакса, выходят несколько раз в день.

Наши рекомендации