Назначение и задачи информатизации контроллинга
Управленческие решения на предприятии охватывают все стороны его деятельности: подготовку производства, собственно производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и др. Основная задача управления - координация деятельности подразделений для наиболее эффективного их использования по решению стратегических, тактических и текущих задач предприятия. Этому должны способствовать высокий профессионализм сотрудников, широкая информационная поддержка анализа состояния и тенденций развития, компетентность в принятии стратегических и тактических решений, планирование и координация деятельности подразделений для достижения общих целей, итп
Особую роль в этой связи играет контроллинг, понимаемый как управление будущим бизнеса для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Управление бизнес-процессами требует комплексного рассмотрения как внешних, так и внутренних факторов. Анализ текущего состояния и перспектив развития собственного бизнеса, учет неопределенности в динамично изменяющейся макроэкономической ситуации в России и за рубежом, обострения конкурентной среды, а также постоянно меняющейся правовой сферы управления бизнесом недостаточно эффективны без формирования современной информационной системы контроллинга.
Информационная поддержка менеджмента должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать последствия тех или иных изменений внутренней или внешней среды.
Только подобный подход позволит обеспечить организаторов бизнес-процесса всей информацией, требуемой для детального анализа текущей ситуации, и предусмотреть необходимые шаги для совершенствования деятельности.
Новые подходы к информатизации контроллинга и внедрение современных систем поддержки принятия решения призваны:
• объяснить усложняющиеся экономические проблемы организации и подвергнуть их оперативному анализу;
• обеспечить информационную поддержку управления бизнес- процессами по установленным целям;
• проанализировать и предложить возможные решения по реструктуризации и развитию бизнеса.
Миссия контроллинга заключается, прежде всего, в обеспечении длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. При этом текущий анализ и регулирование плановых и фактических показателей подчинены указанной стратегической задаче. На первых порах контроллинг действует как сигнальная система, ориентированная на принятие своевременных мер при наличии отклонений от плана. При этом соблюдается цикл поддержания управленческих решений (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Структура цикла контроллинга |
Система обеспечивает сопоставление плановых и фактических значений контролируемых показателей, основанное на плане развития предприятия и налаженной, хорошо структурированной системе управленческого учета.
По мере развития системы управления на предприятии контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению в зависимости от уровня полномочий и ответственности менеджера. При этом сохраняется централизация видов обеспечения управления (в том числе информационного).
32. Информация в системе контроллинга:……….
Современные предприятия требуют все большей оперативности. В период быстрых изменений на рынке, более короткого цикла обращения продукции, изменчивости потребительского спроса важны полнота и актуальность информационной базы для принятия решений, а также контроля за их выполнением. В этой связи использование современных методов сбора, обработки, анализа итп информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Одним из основных отличий аналитической системы от сист-ы обработки данных является не только большой объем данных, сколько необходимость поддерживать обработку произвольных, заранее нерегламентированных запросов из различных источников.
Предварительная классификация ист-в инф-и:информац-е, программное и техническое обесп-е призвано систематизировать как внутренние, так и внешние источники инф-и.
Внутренние: транзакционные системы, предназначенные для операционной работы, в том числа с клиентами, включая клиентов филиалов и представительств; система внутрифирменного электр-о документооборота; док-ы из электронных хранилищ; док-ы на бумажных носителях.
Внешние: информационные агентства, поставляющие данные как электр-м виде, так и на бумажных носителях; законодательные и регулирующие органы; клиенты и партнеры предприятия, представляющие данные в электр-м виде или на бумажных носителях.
Доставка информации. Может осуществляться из внешних и внутренних источников по выделенным каналам, по глобальным электронным сетям коммерческого и общего назначения, по корпоративным и локальным компьютерным сетям. Для бумажных носителей-формирование электронных копий в рамках электр. Архива. Должна быть обеспечена возможность инф-и из различных территориально разнесенных источников.
Хранение информации. Информационное хранилище информации д.быть построено с учетом предметной ориентации данных, историчности, интегрированности и неизменяемости во времени. Макс. Срок хранения информации сост-т: для агрегированной инф-и- не менее 10, для детализированной- лет около 4 лет. Исторические данные по истечении сроков могут «складироваться» в общесистемном архиве данных. Для экономии времени пользователя использ-я многоуровневое хранение информации. При этом сохран-я как некоторые детальные, так и агрегированные данные.
Анализ информации. Особое место в работе пользователей информации отводится вопросам анализа, в том числе математической поддержке принятия решений. Современные инф-е системы поддерживают интерпретацию инф-и как совокупности бизнес-объектов. Подобные ср-ва позволяют аналитику или менеджеру воспринимать модель данных в виде списка знакомых объектов: «клиенты», «договоры», оплата труда» и др. В запросе инф-и также могут быть наложены ограничения на временной период, перечень продуктов и услуг, подвергающихся анализу, региональные ограничения итп. Наиболее интересным эффектом является прогноз на будущее, осущ-й с помощью моделирование по схеме «что будет, если». Именно на эти возможности сориентированы многие программные продукты, появившиеся на рынке.
33.Организация подразделения контр-га на предприятии : «+» и «-»
После того, как руководство убедилось в необходимости внедрения к-га возникает вопрос, создавать ли самостоятельную службу или распределить функции среди уже имеющихся подразделений. Перечень аргументов:
Следует помнить, что для осваивания к-га не всегда оправданно создание нового отдела, а то и управления, поскольку растет численность служащих. Создавать или не создавать службу к-га на малых и средних предприятиях- не создавать. На таких фирмах, как правило, руководитель или его зам в состоянии выполнять функции контроллера.
Средние по размерам фирмы часто не позволяют себе иметь службы к-га.Чаще всего, специалист, выполняющий ф-и конр-а работает в отделе учета (фин. Учета) и линейно подчинен коммерческому директору
.На больших предприятиях службы контр-га практически всегда самостоятельные подразделения.
Приняв решение о создании самостоятельной службы к-га, директор должен, прежде всего, ответить на вопросы:
· Какую линию ответственности определить контроллеру: линейную или штабную
· Должны ли быть наряду с центральной службой к-га децентрализованные подразделения
Варианты построения структуры управления службой контроллинга
Средние по размеру фирмы не позволяют себе иметь службу контр-га. На практике чаще всего встречается схема:
Чаще всего, специалист, выполняющий ф-и конр-а работает в отделе учета (фин. Учета) и линейно подчинен коммерческому директору.
При построении структуры управления службой к-га в качестве базовых возможны след-е варианты:
Вариант1.Контр-р по направлению дисциплинарно подчинен линейному руководителю направления, а функционально- вышестоящему контроллеру.
+: четко определена сфера ответственности, обеспечивается его устойчивое и независимое положение по отношению к другим руководителям подразделений
--: если руководитель направления пожелает скрыть или исказить инф-ю, идущую наверх, он легко может это сделать, тк контр-р подчинен ему дисциплинарно
Вариант 2.Контроллер направления находится в другой зависимости: дисциплинарно подчиняется контроллеру более высокого уровня управления, а функционально-руководителю направлению соответствующего уровня
Такая структура в большей степени, чем остальные, подчеркивает самостоятельность службы к-га на предприятии. Контр-р по направлению несет ответственность за результаты деятельности курируемого им подразделения . Однако при такой структуре управления неизбежно возникают проблемы между линейным руководителем направления и контроллером, работу которого оценивает вышестоящий контроллер. Таким обр-м, чтобы решить возникающие проблемы, надо выходить на более высокий уровень управления.
+:снижается давление руководителей направлений на контроллеров в процессе выполнения их должностных обязанностей; позволяет более оперативно обмениваться информацией между контроллерами, ответственными за направления; улучшает координацию подразделений в процессе разработки планов и повышает эффективность реализации мероприятий по устранению отклонений фактических результатов.
Вариант 3.Штабная структура управления службой контроллинга. Контр-р находится при руководстве соответствующего уровня управления и выполняет свои функции и задачи по его поручению.
Контр-р не принимает самостоятельных решений, только советует в случае поступления запроса от руководителей подразделений или по указанию руководителя направления. По сути, выступает как внутренний консультант предприятия. Лишен возможности самостоятельно разрабатывать и внедрять новые инструменты контр-га в подразделениях. Эффективность может быть такой же как в варианте 1.
Принимая решение о том, на какой структуре упр-я остановиться, рук-ль должен помнить, что эффек-ть работы службы зависит не только от типа орг. Структуры. Напр-р, штабная стр-ра может дать хороший рез-т в случаях:
· Контроллер и линейный рук-ль направления понимают необходимость и ваимную выгоду сотруднич-ва
· Контр-р сумел завоевать авторитет среди руководителей подразделений
При вар-те 2 контр-р обладает большей самостоятельностью по сравнению с другими рассмотренными альтернативами
35. Профессиональные и личностные качества контроллера….
Контроллер- специалист, реализ-й на предприятии функции и задачи контроллинга. Выполняет на предприятии сервисные функции в области экономики и управления.
В текущей деятельности контр-р, выполняя свои обязанности, вынужден контактировать с руководством и другими отделами. Это определяет требования к его профессиональным и личным качествам.
Профессиональные знания и требования:
· Основы экономики и организации предприятия
· Финансовый учет (бухгалтерия)
· Расчет затрат на предприятии
· Умение читать и анализировать баланс предприятия
· Планирование, расчет и анализ инвестиций
· Владение методами и инструментами планирования
· Владение методикой анализа по отклонениям
· Умение оказывать моральную поддержку сотрудниками при возникновении проблем
· Не разглашать коммерческую тайну предприятия
Дополнительные требования к стратегическому контроллеру:
· Видеть и ставить проблемы в условиях неопределенности
· Думать о факторах, влияющих на успех предприятия в перспективе,
· Абстрагироваться от рутинной деятельности
· Оценивать новшество и содействовать его продвижению
36. фазы внедрения контроллинга в текущую деятельность организации…..
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии. Не следует принимать решение в условиях резкого ухудшения основных показателей деятельности предприятия.
Благоприятным моментом является появление первых слабых сигналов как внутренних, так и внешних (индикаторов) о возможных рисках для перспективного успешного функционирования предприятия.
Немаловажным фактором является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов.
Необходимо учитывать также психологический климат в коллективе, складывающийся на момент принятия решения.
Вхождение в «двери» предприятия. После принятия решения о разработке системы к-га и назначения исполнителей, начинается этап формирования инструментальной базы. Правильнее считать это не началом внедрения, а начальным этапом создания службы (служба к-га не = системе к-га на предприятии в целом).
Прежде всего, необходимо разработать и адаптировать инструменты к-га к конкретным условиям предприятия. В первую очередь:
· Система планирования и бюджетирования (стратегическое и оперативное планирование)
· Методики расчета маржинальной прибыли по предприятия, подразделениям, продуктам, клиентам, рынкам
· Методы расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам
· Система отчетности, ориентированная на конкретных пользователей внутри предприятия
· Методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия
· Методики анализа отклонений плановых и фактич-х показателей
Все разрабатываемые инструменты должны быть признаны пользователями.
«вживание в текущую деятельность» контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить в необходимости их применения. Признаки вживания:
· Четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализир-х объектов
· Появление у контр-в определенной независимости и элементов настойчивости и аргументации
· Появление со стороны «клиентов» дружелюбного отношения к контр-м
· Готовность к сотрудничеству и коммуникациям.
Протекает достаточно долго: 2-3 года. Зависит от степени понимания важности и желания иметь систему к-га.
Упрочение позиций. Признаки наступления:
· Удовлетворение менеджеров результатами деятельности контроллеров растет
·
· Появляется взаимное доверие, возрастает объем совместных работ и коммуникаций;
· Становится заметным улучшение результатов работы подразделений, пользуются услугами контроллеров
· Руководство подразделений в оперативной деятельности не может обходиться без контроллеров
· Служба к-га получает высокий иерархический уровень в орг. Структуре предприятия, расширяется спектр решаемых задач
· Контр-ы становятся признанными партнерами менеджеров
· На предприятии говорят о хорошей работе службы к-га
Рост значимости и объема функций. Признаки:
· Контр-р выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия на плановый периол
· Контр-ы осваивают новые сферы деятельности на предприятии. Напр, возникает к-г маркетинга, логистики итп
· Налаживает сотрудничество с высшими менеджерами при разработке долгоср-х целей предприятия
· В рамках службы появляются подразделения стратегического контр-га
Функции, задачи и инструментарий к-га постоянно дополняются и совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде.
Однако еще рано говорить о том, что конт-ы на отеч-х предприятиях стали равноправными партнерами менеджеров