Следы транспортных средств и их классификация
Криминалистическое значение следов ТС – это возможность установления важных обстоятельств ДТП, транспортного преступления, преступления против личности, против собственности.
Изучение следов ТС позволяет выяснить механизм ДТП, как в целом, так и отдельные его элементы, определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии, идентифицировать ТС по его следам, определить техническое состояние некоторых агрегатов ТС, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы. А также, установить направление движения ТС, наличие в кузове автомобиля груза и его характер.
ТС передвижения – это различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы, городской электротранспорт, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и т.д.
Следы ТС – это следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей ТС, следы на предметах, отделившихся от ТС, а также, различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Следы-отображения образуются в виде следов качания или скольжения колёс, возникающих в заторможенном состоянии, отпечатков рисунков протекторов на покрытии дороги, одежде или теле потерпевшего, вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах, остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.
Следы-предметыостаются на месте ДТП в виде деталей автомобиля, элементов одежды потерпевшего, а также, части груза, перевозимого в кузове транспорта.
Следы-вещества на месте ДТП представляют собой лужицы и брызги ГСМ, охлаждающей и тормозной жидкости, объекты биологического происхождения (кровь, волосы и т.д.), частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного ТС на другое при их взаимодействии в процессе столкновения, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.
В зависимости от характера дорожного покрытия, следы ТС делятся на:
Объёмные следы (углубления, которые ТС оставляет при движении по дороге с мягких покрытием);
Поверхностные следы (образуются на дорогах с твёрдым покрытием, на одежде потерпевшего или иных предметах, лежащих на дороге).
По степени видимости:
Видимые;
Маловидимые;
Невидимые.
В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте:
Локальные следы (покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остаётся в прежнем состоянии);
Периферические следы (при изменениях, происходящих за пределами соприкосновения колеса и дороги).
В зависимости от механизма следообразования:
Статические (ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом, непрерывный оттиск следообразующих поверхностей в развёрнутом виде);
Динамические (образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса; как правило, такие следы растянуты, элементы рисунка протектора смазаны, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении);
К признакам, позволяющим установить групповую принадлежность ТС, относятся:
Количество осей;
Количество колёс на каждой оси;
База ТС;
Ширина колеи;
Ширина беговой части протекторов;
Длины окружности шины;
Диаметр колеса;
Рисунок протектора.
Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колёс перекрываются задними.
Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колёс, или между просветами задних спаренных колёс. Ширину колеи задних колёс можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с чётким изображением рисунка.
База ТС представляет собой расстояние между передней и задней осями. Она измеряется при обнаружении следов стоянки или разворота с применением заднего хода.
К общим признакам следа колеса относятся:
Конфигурация, локализация и размеры грунтозацепок (протектора);
Общая степень изношенности шины;
Наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов;
Рисунок восстановленного протектора.
К частным признакам относятся:
Особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колёс или её установки;
Особенности формы, расположения проколов или трещин;
Дефекты рельефных элементов восстановленного протектора.
По следам ТС можно определить направление его движения:
После проезда лужи, чёткость следов уменьшается в направлении движения.
После проезда по мягкому или сыпучему грунту, грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения.
Рисунок протектора типа «ёлочка» обращён открытой частью в сторону движения.
Капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля обращены острым концом в сторону его движения.
Стебли травы приминаются по направлению движения.
После наезда ТС на небольшой предмет, он сдвигается в направлении движения автомобиля. Получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.
Фиксация следов ТС:
Следы ТС фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В нём, также, указывается поверхность на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов с привязкой к двум объектам, признаки направления движения ТС, способы фиксации, изъятия и упаковки следов.
Также, производится фотографирование. Если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы. Наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением.
При наезде ТС на человека, или переезде через него, фотографируется сам объект одежды со следами