Особенности полевых избирательных технологий
Широкое распространение полевых технологий сопровождается повышением профессионализма менеджеров среднего уровня. В избирательных кампаниях разного уровня ощущается дефицит этой категории участников избирательной кампании.Эта тенденция связана, прежде всего, с электоральной эффективностью оргмассовых технологий, к признанию которых российская избирательная практика пришла сложным путем проб и ошибок.
В конце 80-х - начале 90-х годов во времена первых альтернативных выборов в стране в период демократического романтизма в больших городах для того, чтобы победить кандидату достаточно было заявить о своем противостоянии «партийной номенклатуре». СМИ с удовольствием распространяли суждения кандидата «демократической ориентации». Иногда достаточно было попасть в «список «Демократической России», чтобы получить необходимое для победы число голосов. На остальной территории страны кандидаты по старинке использовали полный набор административных приемов, начиная от давления на трудовые коллективы руководителей предприятий и заканчивая вбрасыванием бюллетеней.
Именно в этот период сформировалось мнение, что выборы легче выиграть, используя или силу СМИ или силу администрации («административный ресурс»), тем более что достаточного количества активистов и агитаторов, способных к непосредственной работе с избирателями, у политических партий и движения, кроме КПРФ, не существовало. Поэтому в избирательных кампаниях 1995 – 2000 гг. наиболее амбициозные партии инвестировали значительные средства в создание и прокат политической рекламы в СМИ, особенно электронных. Однако исследователи пришли к выводу, что политическая реклама сама по себе не столь действенна, как полагали партийные боссы. Ярким примером неэффективности политической рекламы явилась кампания «Яблока» на парламентских выборах 1999 г.[1]
Для массовой партии, создающейся «снизу», а именно так происходит становление «Единой России» приоритетным является использование, как политической рекламы в СМИ, так и агитационной массовой работы на местах. Идея состоит в том, что рекламные технологии, тиражируемые федеральными и региональными СМИ, должны быть усилены непосредственной агитацией избирателей по месту жительства и в трудовых коллективах. Только в этом случае происходит эффект резонанса, благодаря которому информация о кандидате и Партии овладевает массами. Рекламные технологии обладают мощным коммуникационным потенциалом, но реализован он может только лишь при активной работе каналов межличностной коммуникации, осуществляемой партийными агитаторами.
В чем состоят особенности организационно-массовых избирательных технологий? Прежде всего, в непосредственности их воздействия на избирателя, чего невозможно достичь, используя телевидение, радио, прессу, поскольку они лишены убедительности живого контакта. Кандидат и его представители напрямую общаются с избирателями, они сами общаются с людьми, или, что называется, «пашут» электоральное поле. Именно отсюда, из социологии пришел избирательную теорию и практику и укоренился термин «полевые» избирательные технологии как синоним технологий организационно-массовых.
Важным преимуществом полевых технологий является их адресность. Агитатор напрямую обращен к конкретному избирателю, он может выслушать его мнение, вникнуть в его конкретные проблемы. Кандидат и агитатор при общении с конкретным избирателем, в отличие от СМИ, лишен цензуры, свободен в выборе слов и может использовать для убеждения язык избирателя и понятные для него аргументы. Непосредственная коммуникация позволяет осуществить обратную связь между кандидатом и избирателем, т.е. реальный интерактивный режим, что достигается как при непосредственном общении, так и с помощью избирательных наказов, отрывных талонов, обращений и т.д. Важнейшим преимуществом полевых технологий является то, что они работают на пополнение партийных активистов за счет добровольцев, которых можно рассматривать как кадровый резерв Партии.
Сила полевых избирательных технологий состоит в том, что они при необходимости позволяют минимизировать административное давление на кандидата. Основное требование к использованию агитационно-рекламных технологий - доступ к СМИ, которые, как хорошо известно, контролируются в большинстве регионов администрацией. Но разве в каждом регионе власти ждут Партию с распростертыми объятиями? Давление администрации на СМИ могут блокировать распространение рекламной продукции кандидата. Но при налаженной организационно-массовой работе можно дойти практически до каждого избирателя: при всем желании невозможно за каждым агитатором поставить милиционера, как невозможно исключить взаимодействие кандидата с избирателями путем информационной блокады.
Для того, чтобы в максимальной мере использовать коммуникативные возможности полевых технологий, необходимо создать эффективную избирательную структуру, или как ее называют «избирательную машину». При ее создании партийным отделениям придется столкнуться с рядом проблем. Рассмотрим основные их них.
Организационно-массовое направление по своему определению нуждается в большом количестве агитаторов. Этих людей нужно найти, обучить, сформировать устойчивую систему мотивации. Но навербовать людей, это еще полдела. Их нужно чем-то занять. Военные говорят, что армия, которая не воюет разлагается. Тоже самое относится и к электоральной «пехоте». Но в отличие у «обычных» кандидатов, которые не в состоянии долго держать агитаторов в состоянии боевой готовности, партийные агитаторы могут участвовать в партийный мероприятиях и акциях. Все это предъявляет жесткие требования к профессионализму менеджеров полевых технологий, наличию у них опыта руководства коллективами, навыков планирования и организации работы, обеспечению системы контроля и т.п. Партия должна быть укоренена в своем городе, районе. Практически это означает, что партийный лидер поддерживает контакты с различными слоями населения, в том числе и с теми, откуда вербуются агитаторы.
Кадровая проблема состоит в том, что для организации эффективной полевой работы требуется достаточно много профессиональных партийных агитаторов. Подробнее об этом пойдет речь в разделе, посвященном планированию, но опыт специалистов по избирательным технологиям показывает, что для проведения стандартной избирательной кампании нужно иметь, по меньшей мере, по два агитатора на избирательный участок. Не каждый партиец может работать агитатором. Для этого требуются определенные психологические и профессиональные качества: ведь он не всегда желанный гость в квартире, иногда ему приходится выступать в роль просителя, он обращается к избирателям, а не они к нему.
Работу партийных агитаторов нельзя причислить к обычной деятельности, она специфична и требует от человека, прежде всего, коммуникабельности и доброжелательности, готовности помощь советом, умения правильно сформулировать и документально оформить просьбы избирателя. Опыт проведенных избирательных кампаний показывает, что в качестве агитаторов полезно использовать такие категорий населения как социальные работники, учителя, врачи, студенты старших курсов гуманитарных вузов.
В последние годы работа агитаторов–полевиков в нашей стране превратилась в один из видов политического бизнеса. Во многих регионах сформированы команды «профессиональных агитаторов», кочующие из одной избирательной кампании к другой, от одного кандидата к другому. Это наемные рабочие, которые за деньги готовы агитировать за любого кандидата. Партийные организации должны внимательно отнестись к этим профессионалам: для привлечения их избирательные кампании Партии требуются надежные рекомендации от авторитетных для Партии людей. В партийном избирательном штабе должен быть сильный специалист-орговик, способный осуществлять жесткий контроль за работой агитаторов. Необходима система стимулирования агитаторов с прочной завязкой на конечный результат. В противном случае у наемных агитаторов часто проявляется фактор временщика и соблазн получить деньги, не проводя агитационную работу, а имитируя ее. Безусловно, оптимальным является привлечение в качестве агитаторов членов первичных организаций Партии, которые готовы поддержать партийные избирательные кампании по моральным и идеологическим основаниям. Но не все из них могут уделять достаточно времени для того, что ежедневно заниматься агитационной работой в течении месяца.
Эффективная работа избирательной машины зависит как от организационных, так и моральных факторов. Очень важно, чтобы каждый агитатор не просто считал себя членом команды кандидата, но и был убежден, что «его» кандидат больше других сделает для избирателей добрых дел. Важным аспектом работы с агитаторами является сплочение их в единую команду с особой системой ценностей, особым духом исключительности кандидата[2]. Агитаторы как наиболее искренние и яркие сторонники кандидата и Партии должны передать этот дух избирателям.
Любые мероприятия, проводимые избирательным штабом: учеба, инструктаж, снабжение раздаточными материалами, должны работать на «настройку» агитаторов на кандидата, на Партию, акцентировать внимание на их положительных качествах. Следует постоянно подчеркивать, что работать в команде большая честь и ответственность. Необходимо создать атмосферу, при которой, агитатор невольно подчиняется главному закону избирательной кампании – победить во что бы то ни стало. Агитатор «настраивается» на каждого избирателя, учитывая его индивидуальные особенности, агитатор начинает самостоятельно искать аргументы в поддержку кандидата и аргументу против соперников.
Формирование командного духа подразумевает наличие у каждого агитатора представления о кандидате, его социальной роли и его месте в Партии. У агитаторов должны быть справочные материалы о кандидате и Партии с аргументами в их пользу для отражения атак соперников и аргументы «против» соперников. Для превращения партийных агитаторов в единый коллектив, необходимо регулярный обмен опытом, анализ наиболее эффективных способов коммуникации, публичное поощрение лучших. Чрезвычайно важно участие в этих мероприятиях кандидатов и лидеров Партии.
Эффективность полевых избирательных технологий напрямую зависит от системы контроля за деятельностью агитаторов. Она состоит из нескольких «контуров». Организационный контур предполагает создание такого рода сети, когда каждое звено контролирует друг друга. Каждому агитатору дается такое задание, которое можно количественно оценить. Это может быть количество отрывных талонов, наказов, адреса сагитированных избирателей, количество собранных пикетчиком подписей и т.д. Материальное стимулирование, как элемент контроля включает в себя сдельно-премиальную систему оплаты работы агитатора: часть вознаграждения он получает за конкретную работу, а часть за ее качество – за конечный результат.
Кроме этого, в практику полевой работы обязательно включается оперативный, выборочный контроль за работой агитаторов, осуществляемый бригадирами или работниками штаба. Агитаторы должны знать о четкой системе контроля и за санкции, которые их ждут в случае плохой работы. В настоящее время за работой агитаторов используют вторичный контроль, для которого создается специальная контрольная сеть. На каждом избирательном участка подбирается контролер (из числа партийных активистов, знакомых, друзей родственников сослуживцев кандидата, знакомых работников штаба или специально нанятых людей – лучше пенсионеров). Их задача оперативно реагировать на каждые действия агитаторов (своих и чужих) и сообщать в штаб. Сбор подписей, раздача листовок, поведение агитаторов, эффективность проводимых акций - все эти данные поступают в диспетчерскую службу штаба. Местным организациям надо заблаговременно подготовить такую сеть, примерно за две недели до начала сбора подписей, продумать систему поощрения контролеров. Система контролеров должна быть закрыта от агитаторов. В дальнейшем сеть контролеров может быть превращена в социологическую панельную матрицу, которую можно использовать отделением Партии для получения информации об эффективности проводимой работы.