ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ. Ситуация. ЗАО «Хеопс» является туристической компанией с численностью персонала 17
Ситуация. ЗАО «Хеопс» является туристической компанией с численностью персонала 17 человек. Компания организована в 1993 г. и специализируется на морских и речных круизах, а также осваивает организацию отдыха на морских побережьях Египта, Турции, Испании и Хорватии. Компания имеет связи более чем с 30 зарубежными компаниями по всему миру. Клиенты компании были довольны обслуживанием и отдыхом, о чем свидетельствуют многочисленные записи в книге предложений, то есть качество услуг было на хорошем уровне. Общая структура компании представлена на рис. 97.1.
Конкуренция компаний в данном направлении достаточно жесткая. Для обеспечения конкурентного преимущества руководству ЗАО
«Хеопс» приходится уменьшать накладные расходы и снижать себестоимость туров. Генеральный директор с согласия специалистов компании реализовал УР, по которому основной центр работы переместился в производственный отдел. Работники вспомогательного отдела часть рабочего времени стали выполнять функции производственного отдела, в том числе оформление путевок, виз и др. За счет такого перемещения удалось обслужить большее количество клиентов, и прибыль компании стала увеличиваться.
Однако через полгода количество клиентов стало постепенно уменьшаться. Хотя жалоб не было, но характер обслуживания уже перестал в полной мере удовлетворять клиентов. Прибыль компании пошла вниз. Руководство компании было в недоумении от результата УР.
Вопросы. Качество каких процедур ПРУР можно оценить в данной ситуации? Как можно оценить общее качество УР? Какой уровень управления качеством услуг использовался руководством компании? Какие рекомендации можно предложить компании ЗАО «Хеопс» по управлению качеством туристических услуг?
Обсуждение ситуации. Анализ ситуации основан на материале ответа на 93—95-й вопросы.
Исходя из ситуации, качество процедур может быть оценено следующим образом (табл. 97.1).
Общее значение качества процесса ПРУР составляет произведение всех оценок качества процедур — результат составляет 0,06. Это
Наименование процедуры | Оценка качества | Комментарии |
Информационная подготовка Разработка вариантов УР Согласование вариантов Выбор одного варианта Утверждение варианта УР Реализация УР Контроль выполнения Информирование | 0,8 0,5 0,7 0,5 0,6 0,9 0,8 0,8 | Наличие связей с зарубежными компаниями и книги предложений клиентов Рассматривалось только одно УР Согласование только с коллективом Выбора не было Утверждение шло через согласование Реализация точно по задуманному УР Контроль неявно имеется Информирование неявно имеется |
очень низкое качество. Можно заранее предсказать плохой результат.
В представленной ситуации руководство компании использовало первый уровень управления качеством туристических услуг (рис. 97.2).
Он прост для понимания и реализации на уровне обыденного мышления. Однако при этом уровне не всегда достигается лучшее взаимодействие лучшего персонала,услуг и материалов, составляющих туристические услуги.
Из рекомендаций по улучшению управления качеством туристических услуг компании ЗАО «Хеопс» можно предложить следующие:
• существенно изменить подход к процедурам подготовки и реализации УР. Необходимо использовать методы разработки вариантов УР, их согласования, выбора одного решения и т.д., чтобы повысить оценку их качества;
• перейти на второй уровень (уровень вспомогательного отдела) системы управления качеством туристических услуг. Это позволит оперативно следовать прогрессивным нововведениям и создать взаимно согласованную (между вспомогательным и производственным отделом) систему достижения высокого качества туристических услуг.
Выводы. Для рассматриваемой ситуации в компании ЗАО «Хеопс» можно отметить недостаточный профессионализм при разработке и реализации УР.