Устройство отдельных приборов эхолота М-ЗБ
Самописец (прибор 4). На рис. ниже показана лицевая часть прибора 4.
На ней расположены органы управления: кнопка оперативной отметки 6; регулятор 8 "Усиление"; регулятор 9 "Подсветка"; выключатель 10 "Сеть"; переключатель 11 диапазонов; сигнальная лампа / "Включен указатель".
В средней части лицевой панели расположено окно, сквозь которое видна бумажная лента 5 для записи глубины и вертикальные шкалы, со-
ответствующие диапазонам эхолота (0...50 м, 40...90 м, 0...500 м). На верхнем поле бумаги наносится штриховая линия условной отметки 2 (в диапазоне 0...50 м) и нулевая линия 3.
Если необходимо выделить какую-либо глубину, нажимают кнопку 6, и на бумаге наносится сплошная вертикальная линия 4 — оперативная отметка. Переключатель 11 диапазонов имеет четыре фиксированных положения: "МГ", "50", "40—90" и "500". Его переводят в положение "МГ" при измерении малых глубин — менее 10 м. В этом случае осуществляется эффективное гашение реверберационной помехи.
Пульт управления ЦУГ (прибор 4Б). На рис. ниже представлен общий вид прибора 4Б.
На его лицевой панели расположены: выключатель 5 "Сеть", переключатель 4 "Диапазоны", рукоятка 2 "Подсветка", регулятор 3 "Усиление" и сигнальное табло 1 "Включен прибор 4".
Прибор сигнализации глубины (прибор 4Г). На лицевой панели прибора 4Г (см. рис. ниже) размещены органы управления и контроля.
Выключателем 2 подключают схему прибора к судовой сети. Установку заданной глубины осуществляют переключателем 4. Переклю-чатель 3, в зависимости от того, как проходит курс судна (в сторону уменьшения или увеличения глубины), устанавливают в положение "Мельче" или "Глубже". При выходе судна на установленное переключателем 4 значение глубины загорается табло 1 "Заданная глубина" и одновременно подается звуковой си-
гнал ревуном, который входит в состав комплекта отдельным прибором. Рукоятка 5 позволяет устанавливать необходимый уровень подсветки лицевой панели прибора 4Г.
Внутри прибора 4Г размещены три платы с электронными элементами схемы.
Гиротахометр «Галс».
Навигационный гиротахометр 'Галс" (разработка ЦНИИ "Дельфин", Москва) предна-значен для измерения угловой скорости поворота судна. Получаемую от прибора инфор-мацию можно использовать в системах автоматического управления курсом судна, а так-же применять при ручном управлении.
Значение угловой скорости отображается на трехдиапазонных аналоговых репитерах. Для внешних потребителей значение угловой скорости может быть представлено как в аналоговой форме, в виде сигнала постоянного тока, так и в цифровом коде.
Гиротахометр "Галс" устанавливают на судах с угловыми скоростями поворота до 100 7мин.
Основные технические характеристики гиротахометра:
диапазон измеряемой угловой скорости.. ....................................................±6; +30; +90 °/мин;
чувствительность.............. .................................................... ................................... ....0,1 "/мин;
погрешность измерения........................... 0,2 °/мин (±2,5% значения измеряемой величины):
время готовности............. .................................................... ...............................................4 мин;
время непрерывной работы.......... .................................................... .......................... .....5000 ч;
полный ресурс работы.......... .................................................... .......................................50000 ч;
напряжение питания........... .................................................... ...............................220 В (50 Гц);
потребляемая мощность.......... .................................................... ............................... ......60 ВА;
постоянная времени фильтра.... .................................................... ................0;3; 6; 12; 18; 30 с.
На рис. выше показаны:
— основной прибор 3 (прибор Т4/3): служит для выработки угловой скорости судна и преобразования се в электрический сигнал постоянного тока или цифровой код;
— аналоговый репитер 1 (прибор Р7-1): представляет собой индикаторную следящую систему, отображающую направление и величину угловой скорости поворота судна. Весь диапазон измеряемых скоростей разбит на три поддиапазона; переключение поддиа-пазонов можно осуществлять автоматически или вручную, с помощью переключателя. Внутреннюю подсветку репитера можно регулировать как вручную, так и автоматически;
— цифровой репитер 4 (прибор Р6): предназначен для индикации знака и численного значения угловой скорости поворота судна. Дискретность индикации составляет 0,1 °/мин; регулировка яркости свечения индикаторов автоматическая;
— прибор управления и фильтрации 2 (прибор Ш101): служит для включения/выключения гиротахометра, включения и отключения аналоговых репитеров, находящихся на крыльях мостика. На передней панели прибора расположен пульт управления фильтром (выбор постоянной времени фильтра), а также специальные лампы, сигнализирующие об отказах и неисправностях гиротахометра.
8. Система регистрации данных о рейсе "LMS Voyage Data Recorder"
Система регистрации данных о рейсе "LMSVoyage Data Reсorder" разработана фирмой '"Litton Marine Systems", США.
Эта система предназначена для сохранения информации (в защищенной и легко извлекаемой форме) относительно местоположения, движения и общего состояния судна, команд и управления судном в течение определенного периода времени предшествовавшегоинциденту и последовавшего за инцидентом.
Система "LMS Voyage Data Recorder" (VDR) полностью соответствует требованиям резолюции ИМОА.861 (20), принятой 27 ноября 1997 г.
В базовый комплект приборов системы "LMS Voyage Data Recorder" входят:
— прибор приема и обработки сигналов (Sensor Interface Unit):
— прибор сбора информации (Data Aquisition Unit);
— прибор контроля (VDR Alarm Unit):
— информационный прибор (Data Capsule) (см. рис. 7.1).
Информация от внешних для VDR. датчиковв виде аналоговых, цифровых и серийных сигналов подается в прибор приема и обработки сигналов (Sensor Interface Unit). В нем производится обработка всех сигналов, допускающая их смешивание на выходе. Модули прибора приема и обработки сигналов быстрозаменяемы. Вся обработанная в этомприборе информация конвертируется и передается в прибор сбора информации (Data Aquisition Unit).
В прибор сбора информации от микрофонов подаются сведения о разговорах на мостике и обмене информацией по УКВ-связи. Аудиосигналы собираются через обычный аудиомодуль, который накапливает сигналы, поступающие от каждого микрофона. В этот прибор поступает также информация от радиолокатора.
Изображение с экрана РЛС захватывается и записывается каждые 15 с. Для этого используются самые современные технологии, предназначенные для записи и длительного хранения информации.
Вся информация, обработанная в этом приборе, поступает в информационный прибор ("черный ящик") (рис.).
Контроль функционирования всей системы осуществляется посредством прибора контроля, подключенного к прибору сбора информации.
Стационарно установленный информа-ционный прибор, конструкция которого базируется на современных разработках авиационной промышленности, практи-чески соответствует эксплуатационным требованиям УЕС 61996. Прибор оснащен такими соединениями, которые обеспечи-вают быстроту процессов загрузки и раз-грузки спутниковой связи.
Система "LMS Voyage Data Recorder" может быть оснащена дополнительным устройством. При помощи этого устройс-тва информацию о происшествии и пред-шествующей ему обстановке можно про-анализировать в условиях офиса при помощи программного обеспечения "Office Playback Station".
Если система "LMS Voyage Data Recorder" имеет интерфейс i-Fleet, появляется возможность передачи информации, записанной и обработанной за 12 часов, на стационарный судовой (или береговой) принимающий дисплей "Real Time Voyage Display" — передача информации в сжатом виде производится в течение нескольких минут по каналам спутниковой связи (Info-Bridge Satellite Communication).
Открытая структура программного обеспечения при возможном изменении состава комплекта приборов системы "LMS Voyage Data Recorder" позволяет фирме-производителю устанавливать эту систему на судах любого типа.
Ежегодное освидетельствование системы "LMS Voyage Data Recorder" производит Всемирная сервисная служба (WSS).